Примерные значения отметок в дневнике знают все. А точные? Адукар проштудировал официальные документы и готов пояснить, за что ставится каждая отметка.
Выделяется пять уровней усвоения учебного материала: низкий, удовлетворительный, достаточный, средний, высокий
Первый уровень (низкий): 1−2 балла
Узнавать, распознавать и различать понятия — требования по самым низким отметкам. Да-да, никаких нулевых знаний.
Второй уровень (удовлетворительный): 3−4 балла
Отметки 3 и 4 выставляются ученикам, которые излагают учебный материал по памяти, на удовлетворительные баллы хватает зазубренной теории.
Третий уровень (средний): 5−6 баллов
Чтобы получить 5 или 6 баллов, учебный материал необходимо не просто воспроизводить, а понимать. Плюс уметь описывать и анализировать действия с объектами изучения.
Четвёртый уровень (достаточный): 7−8 баллов
Ученик, который претендует на отметки достаточного уровня, легко применяет знания на практике и приводит свои примеры, схожие с теми, что даются в учебнике. На основе обобщённого алгоритма он решает и новые учебные задачи. Ещё одно требование — умение разбираться в сущности изучаемых объектов и выполнять действия с чётко обозначенными правилами.
Пятый уровень (высокий): 9−10 баллов
Претенденты на «9» и «10» применяют знания в незнакомых, нестандартных ситуациях. Причём для решения качественно новых задач. Они самостоятельно описывают, объясняют и преобразовывают объекты изучения.
Стоит ли равняться на годовую отметку по предмету во время сдачи ЦТ? До введения новой системы оценивания этот показатель не совпадал с реальными результатами тестирования. С введением новой методики это разница нивелировалась. И теперь примерно можно рассчитывать на результат ЦТ, равный годовому баллу по школьному предмету, умноженному на 10.
Поделись мнением! Отметки в школе, на твой взгляд, выставляются в соответствии со знаниями или не совсем?
Если материал был для тебя полезен, не забудь поставить «мне нравится» в наших соцсетях ВКонтакте, Instagram, Facebook, ASKfm и поделись постом с друзьями. А мы сделаем ещё больше материалов, которые пригодятся тебе для учёбы.
Как известно, конечная цель функционирования всякой педагогической системы — это результативная сторона обучения, а оценка уровня обученности как проблема и потребность практики имеет одну неизменную цель – установление уровня усвоения знаний на всех этапах обучения, а также измерение эффективности учебного процесса и успеваемости. Вполне закономерно, что процесс обучения эффективнее тогда, когда обучение отождествляется с развитием познавательного интереса, когда под его влиянием активизируется процесс познания, повышается творческая активность, наблюдается интерес к исследовательской деятельности. Вполне разумно полагать, что чем эффективнее методы познавательной деятельности, чем точнее инструмент оценивания, тем выше потребность в учении и, как следствие, выше успеваемость.
НОРМЫ ОЦЕНОК В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
(десятибалльная шкала)
Структура и содержание десятибалльной шкалы оценки степени обученности учащихся
10-балльная шкала | Основные показатели степени обученности учащихся | Обученность в % | Уровень |
1 балл – очень слабо | Присутствовал на занятии, слушал, записывал под диктовку учителя, товарищей, переписывал с доски | около 1 % | Различие, распознание |
2 балла – слабо | Отличает какой-либо процесс, объект и т.п. от их аналогов только тогда, когда ему их предъявляют в готовом виде, переписал работу с какого-то сборника | От 2 до 4 % | (уровень знакомства) |
3 балла – посредственно | Запомнил большую часть текста, правил, определений, законов и т.п., но объяснить ничего не может (механическое запоминание) | От 5 до 9 % | Запоминание |
4 балла – удовлетворительно | Демонстрирует полное воспроизведение изученных правил, законов, формулировок, математических и иных формул и т.п., однако, затрудняется что-либо объяснить | От 10 до 16 % | (неосознанное воспроизведение) |
5 баллов – недостаточно хорошо | Объясняет отдельные положения усвоенной теории, иногда, выполняя такие мыслительные операции, как анализ и синтез | От 17 до 25 % | Понимание |
6 баллов – хорошо | Отвечая на большинство вопросов по содержанию теории, демонстрирует осознанность усвоенных теоретических знаний, проявляя способность к самостоятельным выводам и т.п. | От 26 до 36 % | (осознанное воспроизведение) |
7 баллов – очень хорошо | Чётко и логично излагает теоретический материал, свободно владеет понятиями и терминологией, способен к обобщению изложенной теории, хорошо видит связь теории с практикой, умеет применить её в простейших случаях. | От 37 до 49 % | Элементарные умения и |
8 баллов – отлично | Демонстрирует полное понимание сути изученной теории и применяет её на практике легко и не особенно задумываясь. Выполняет почти все практические задания, иногда допуская незначительные ошибки, которые сам и исправляет. | От 50 до 64 % | навыки (репродуктивный уровень) |
9 баллов – прекрасно | Легко выполняет практические задания на уровне «Переноса», свободно оперируя усвоенной теорией в практической деятельности | От 65 до 81 % | Перенос |
10 баллов – великолепно | Оригинально, нестандартно применяет полученные знания на практике, формируя самостоятельно новые умения на базе полученных ранее знаний и сформированных умений и навыков | От 82 до 100 % | (творческий уровень) |
Взаимосвязь десятибалльной шкалы с суррогатной
Десятибалльная шкала
Суррогатная шкала
ХАРАКТЕРИСТИКА ЦИФРОВОЙ ОТМЕТКИ:
Баллы
Основные показатели для оценочных суждений
ОСОБЕННОСТИ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ ПО ОТДЕЛЬНЫМ УЧЕБНЫМ ПРЕДМЕТАМ
Русский язык
Контроль за уровнем достижений учащихся по родному языку проводится в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных списываний, изложений, тестовых заданий.
Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков.
Грамматический разбор есть средство проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений.
Контрольное списывание, как и диктант, – способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь также проверяются умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста.
Изложение (обучающее) – проверка, как идёт формирование навыка письменной речи; умения понимать и передавать основное содержание текста без пропусков существенных моментов; умение организовать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка.
Тестовые задания – динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.
Контрольный диктант
1. Объём соответствует количеству слов по чтению.
2. Негрубые (недочёты) ошибки:
- исключения из правил;
- повторение одной и той же буквы;
- перенос слов;
- единичный пропуск буквы на конце слова:
- отсутствие знаков препинания в конце предложения, если следующее предложение написано с большой буквы;
- отсутствие «красной» строки;
- незначительные нарушения логики событий авторского текста при написании изложения.
3. Однотипные ошибки
Первые три однотипные ошибки = 1 ошибке, но каждая следующая подобная считается за отдельную ошибку.
4. При 3 поправках оценка снижается на 1 балл.
5. За одну ошибку в диктанте считаются
- 2 исправления;
- две пунктуационные ошибки.
6. Ошибки:
- нарушение правил написания слов, включая грубые случаи пропуска, перестановки, замены и вставки лишних букв в словах;
- неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемыми написаниями);
- отсутствие изученных знаков препинания в тексте (в конце предложения и заглавной буквы в начале предложения);
- наличие ошибок на изученные правила по орфографии;
- существенные отступления от авторского текста при написании изложения, искажающие смысл произведения;
- отсутствие главной части изложения, пропуск важных событий, отраженных в авторском тексте;
- употребление слов в не свойственном им значении (в изложении)
Выставление оценок за контрольный диктант
Баллы | Основные показатели для оценочных суждений |
10 баллов – великолепно | Отсутствие ошибок и недочётов при отличной каллиграфии |
9 баллов – прекрасно | Отсутствие ошибок, 1 недочёт |
8 баллов – отлично | Отсутствие ошибок, 2 недочёта или 1 пунктуационная |
7 баллов – очень хорошо | 1 ошибка и 1 недочёт или 1 орфографическая и 1 пунктуационных |
6 баллов – хорошо | 2 ошибки или 1 орфографическая и 2 пунктуационных |
5 баллов – недостаточно хорошо | 3 ошибки и 1 недочёт или 1 орфографическая и 3-4 пунктуационных |
4 балла – удовлетворительно | 4 ошибки и 1 недочет |
3 балла – посредственно | 5 ошибки и 1 недочет |
2 балла – слабо | Не более 6 ошибок |
1 балл – очень слабо | Наличие более 7 ошибок или 10 недочётов |
Ошибкой в диктанте следует считать:
- нарушение правил орфографии при написании слов;
- пропуск и искажение букв в словах;
- замену слов;
- отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса;
- неправильное написание слов, которые не проверяются правилом (списки таких слов даны в программе каждого класса).
За ошибку в диктанте не считаются
- Ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном классе, ни в предшествующих классах не изучались (такие орфограммы учителю следует оговорить с учащимися перед письменной работой, выписать трудное для них по написанию слово на доске).
Оценки за словарный диктант (при количестве слов 12-20)
Баллы | Основные показатели для оценочных суждений |
10 баллов – великолепно | |
9 баллов – прекрасно | Отсутствие ошибок и недочётов при отличной каллиграфии |
8 баллов – отлично | 1 исправление |
7 баллов – очень хорошо | 1 ошибка |
6 баллов – хорошо | 1 ошибка и 1 исправление |
5 баллов – недостаточно хорошо | 2 ошибки |
4 балла – удовлетворительно | 2 ошибки и 1 исправление |
3 балла – посредственно | 3 ошибки |
2 балла – слабо | 4 ошибки |
1 балл – очень слабо | 5 ошибок и более |
Количество слов для словарного диктанта
Уже в этом году в стране начнется эксперимент по новой, более дробной, оценке успеваемости учащихся — 10-балльной шкале.
Об этом недавно заявил министр образования и науки Андрей Фурсенко. Но, как выяснилось, в Москве уже есть школы, которые сделали это еще в прошлом веке. В одну из них — гимназию N 1587 в Марьине — отправился корреспондент "РГ".
Семь по геометрии
Гимназия N1587 в Марьине десять лет работает по новой методике. Перешла на 10-балльную систему, когда ЕГЭ и в помине не было. Необычный эксперимент начался здесь десять лет назад. Директор школы случайно попала на семинар в областной педуниверситет и, узнав о новой методике оценки знаний, решила попробовать это у себя. Районные власти не возражали, родители тоже высказались "за", а вот некоторых учителей пришлось уговаривать. Особенно долго сопротивлялись педагоги старших классов — боялись, что могут испортить аттестаты медалистам. Вдруг придется слабые пятерки исправить на твердые четверки? Если ученик в течение года не получает самый высокий из возможных баллов, как же ему давать медаль? В конце концов убедили и их.
Разработали шкалу оценок для каждого предмета и вида заданий. К примеру, 10 баллов по русскому языку получит тот, кто не просто демонстрирует отличные знания, но и выходит на исследовательский уровень в творческой работе, "читает артистично, пишет без единой ошибки, чисто и аккуратно".
Возьмем физику. Десятку поставят только в том случае, если познания ученика выходят за рамки школьной программы. Это оценка знаний олимпиадного уровня. Заслужить ее непросто. Но никто тут слез по этому поводу не льет. В аттестат-то все равно идет пятерка, и не важно, сколько у тебя баллов — 8, 9 или 10.
По словам директора гимназии Надежды Тимашковой, все, кроме обратного перевода баллов в аттестат, их устраивает:
"Учитель имеет больше возможностей объективно оценить знания, родителям нравится, что детям не ставят двоек и единиц, у учеников больше стимулов хорошо учиться — заметнее достижения. Сегодня ты получил четыре балла, завтра — пять, послезавтра — шесть".
Учительница русского языка Галина Анатольевна Бирюкова — кандидат педагогических наук. Диссертацию защитила по новой десятибалльной системе и уверяет, что на высокие отметки своим ученикам не скупится: "На прошлом уроке поставила 10 баллов, а девятки ставлю часто. В соседней с нами 893-й школе тоже используют десятибалльную систему, а в Сургуте есть лицей, где учеников оценивают по 12-балльной системе. Это более объективная шкала оценок".
Противники пятибалльной системы приводят аргумент: пятерки, четверки, тройки бывают очень разными. "Есть тройка с минусом и четверка с двумя плюсами — заметил в беседе с президентом РФ Дмитрием Медведевым один из лауреатов конкурса "Учитель года" Вадим Муранов. — В школе всего три положительные оценки, а ЕГЭ выставляется по 100-балльной шкале".
Действительно, при существующей системе, к примеру, за отличные знания пятерку получит и одаренный школьник — победитель олимпиады, и тот, кто просто выучил урок. А в гимназии выбор из трех отметок — 8, 9, 10. Олимпийцу поставят десятку, а усердному школьнику — 8.
Правда и то, что 10-балльная система в целом соответствует шкале ЕГЭ. Поэтому переход на ЕГЭ в этой гимназии прошел легче, чем в других школах. И ученикам, и учителям был понятен принцип оценки: за каждый навык, умение, правильный ответ — свой балл. Шкала ЕГЭ оказалась очень понятной и прозрачной: получил 80 баллов — все равно что в гимназии 8. Значит, результат отличный. Получил 50 — это 5 баллов, то есть тройка. И ни одному школьнику из этой гимназии не пришло в голову доказывать, что, набрав 50 баллов, он успешно сдал ЕГЭ.
Вот только есть опасность, что и в десятибалльной системе останутся невостребованные оценки — допустим, десятки. Ведь даже в гимназии, куда дети попадают по конкурсу, десять баллов ставят редко. Что уж говорить про рядовую школу!?
Еще нюанс — золотая медаль дается за выдающиеся достижения в учебе. Если раньше — за пятерки, то при новой системе, видимо, за десятки. Медалистов явно поубавится. Возможно, при поступлении в вузы встанет трудный вопрос обратного перевода оценок тех, кто уже получил пятибалльный аттестат, в десятибалльную систему.
— Зайдем на урок химии? — предлагаю напоследок директору гимназии.
В классе идет объяснение новой темы. Шепотом спрашиваю у школьницы за первой партой: "Какую последнюю оценку получила по химии?" "Четыре". В переводе на привычную систему — слабенькая тройка, тройка с минусом. Но как звучит — "четыре"!
Все школы Беларуси перешли на десятибалльную систему с 1 сентября 2002 года. Школы Молдавии используют шкалу в 10 баллов, Украина — 12 баллов, Франция — 20 баллов.
Что и за что (математика)
1 балл (очень слабо) ученик списывал с доски, записывал под диктовку учителя, пытался вникнуть в материал
2 балла (слабо) может повторить часть основных определений, не способен самостоятельно выполнить ни одного практического задания с этой теорией
3 балла (посредственно) запомнил большую часть материала, но объяснить не может, путается в ответах
4 балла (удовлетворительно) запомнил все, выполняет практические задания с помощью учителя
5 баллов (недостаточно хорошо) может объяснить некоторые вопросы теории, решает только те задачи, где известен алгоритм
6 баллов (хорошо) отвечает на большинство вопросов, показывает осознанность теоретических знаний, редко допускает вычислительные ошибки
7 баллов (очень хорошо) четко и логично излагает теоретический материал, применяет теорию на практике, крайне редко допускает вычислительные ошибки
8 баллов (отлично) полное понимание сути теории, применение на практике, успевает выполнить практические задачи в отведенное время. Может сам исправить свою ошибку
9 балов (великолепно) легко выполняет практические задания, решает нестандартные задачи
10 баллов (прекрасно) нестандартно применяет полученные знания на практике, может самостоятельно получать дополнительные знания, работая с литературой и компьютером.
Людмила Тимчишина, кандидат педагогических наук, директор гимназии N 11, Королев, Московская область:
— То, что диапазон оценок станет шире, — лучше для школы. Не поставишь ведь ученику пять с минусом или четыре с двумя плюсами в журнал или аттестат. Возьмем, к примеру, отличников. Золотая медаль, конечно, она и есть золотая, только проба бывает разная. Пятерки тоже разные. У одного — натянутые, у другого — честные. Пять с минусом превращается в пятерку, четыре с минусом — в четверку. Но разница-то между этими оценками, согласитесь, есть.
Сергей Менделевич, заслуженный учитель России, директор школы N 57, Москва:
— Главный минус десятибалльной системы — трудоемкость оценивания для учителя. Если сейчас у него выбор из трех границ — 5/4, 4/3, 3/2, то при десятибалльной системе границы растянутся и понадобятся четкие единые критерии для каждого предмета и вида заданий, а также для самых низких оценок, допустим, для двойки. Придется искать ответ на вопросы: где проходит граница между удовлетворительной и неудовлетворительной оценкой, кого можно переводить в следующий класс, а кого нет.
"Горячая линия" департамента образования Москвы: