Что должен знать машинист мостового крана

Что должен знать машинист мостового крана

Обученный и аттестованный машинист, допущенный к самостоятельной работе на кране, должен:
знать и иметь на руках инструкцию по технике безопасности для машиниста крана;
знать «Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей и Правила техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей» в объеме второй квалификационной группы;

иметь представление об электрической части обслуживаемого крана;
иметь отчетливое представление об опасности поражения электрическим током при приближении к токоведущим частям, находящимся под напряжением;
знать основные меры предосторожности при работе в электротехнических установках;
уметь применять приемы оказания первой помощи пострадавшим от поражения электрическим током и при производственных травмах;
знать устройство и назначение всех механизмов крана, отдельных его элементов и всей электроаппаратуры;
владеть навыками, необходимыми для управления механизмами крана и профилактического ухода за ними;
знать марки и назначение смазочных материалов, применяемых для смазывания трущихся частей крана;
знать установленный на предприятии порядок обмена сигналами со стропальщиками;
уметь определять ориентировочную массу поднимаемого груза и знать безопасные способы его строповки;
уметь определять пригодность к работе канатов, сменных и съемных грузозахватных приспособлений;
уметь проверять исправность приборов и устройств безопасности крана;
четко знать последовательность технологического процесса и организационную структуру предприятия, цеха и производственного участка;
соблюдать правила техники безопасности, промышленной санитарии и пожарной безопасности;
участвовать в работах по текущему и капитальному ремонтам крана.

Обязанности машиниста мостового электрического крана излагаются в инструкции предприятия по технике безопасности; машинист, имеющий на руках такую инструкцию, несет полную ответственность за нарушение изложенных в ней указаний в соответствии с действующим законодательством. Закон предусматривает следующие взыскания: замечание, выговор, строгий выговор, перевод на нижеоплачиваемую работу на срок до трех месяцев или перевод на низшую должность на тот же срок, увольнение (ст. 135 КЗоТ РСФСР).

На ряде предприятий за нарушения, влекущие за собой дисциплинарную ответственность, к машинисту применяют следующие меры:
первое нарушение — удаляется талон из удостоверения на право управления краном и проводится внеочередная проверка знаний;
второе нарушение — удаляется второй талон из удостоверения и проводится внеочередная проверка знаний;
третье нарушение — отбирается удостоверение и машинист лишается права управлять грузоподъемными кранами.

Удалять талоны из удостоверения имеют право инспектор Госгортехнадзора и инженерно-технический работник по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин предприятия.

Лишенный удостоверения машинист приказом по предприятию переводится на работу, не связанную с управлением грузоподъемными кранами, с оплатой по выполняемой этой работе и может быть вновь допущен к самостоятельной работе на кране только после обучения и аттестации в обычном порядке, установленном ст. 313, 315 Правил.

Находясь на территории предприятия, машинист обязан выполнять требования правил внутреннего распорядка предприятия и следующие правила:
быть внимательным к предупредительным сигналам средств внутризаводского транспорта (автомобилей, погрузчиков, кранов и т. п.), а также к требованиям предупредительных плакатов и световых сигналов в местах пересечения железнодорожных путей и автомобильных проездов;
не проходить под поднятым грузом; не проходить в местах, не предназначенных для прохода, не подлезать под стоящие железнодорожные вагоны и не перебегать путь перед движущимся транспортом;
не переходить в неустановленных местах через конвейеры и не подлезать под них;
не заходить без разрешения за ограждения технологического оборудования и электрооборудования;
не прикасаться к токоведущим частям оборудования и арматуре общего освещения;
не включать и не выключать машины и механизмы, работа на которых не входит в обязанности машиниста.

До начала проведения погрузочно-разгрузочных и складских работ машинист обязан: ознакомиться с записями в журнале приемки и сдачи смены; проверить в доступных местах состояние металлоконструкции крана и канатов, обратив особое внимание на узлы крепления канатов на грузовом барабане; проверить состояние ходовых колес, буферных и тормозных устройств; проверить наличие и исправность приборов безопасности, а также освещения крана, осмотреть крюк и узел его крепления к траверсе крюковой обоймы, грейфер, грузовой электромагнит или другое грузозахватное средство; визуально (без снятия кожухов) проверить состояние рубильников, контроллеров, пусковых сопротивлений, тормозных электромагнитов, колец и коллекторов двигателей, токоприемники; проверить состояние крановых путей и их заземление, наличие ограждений механизмов, диэлектрических перчаток, ковриков; совместно со стропальщиком проверить исправность съемных грузозахватных приспособлений и тары, обратив внимание на наличие клемм и бирок.

Читайте также:  Перерыв в работе после увольнения

Осмотр крана перед началом работы и во время смены должен проводиться при неработающих механизмах и при отключенном рубильнике в кабине управления. Для осмотра следует пользоваться переносной лампой напряжением 12—36 В.

После осмотра, при отсутствии видимых дефектов крана, машинист должен проверить работу всех механизмов, тормозов, предохранительных и блокировочных устройств на холостом ходу, т. е. без груза. Убедившись в исправности крана, машинист должен сделать запись в сменном журнале, получить инструктаж и задание от Р^оотника, ответственного за безопасное проведение работ по перегнию грузов кранами, и приступить к работе.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

В этих случаях машинист, не приступая к работе, докладывает о неисправностях лицу, ответственному за безопасное проведение работ по перемещению грузов кранами, и делает соответствующую запись в сменном журнале.

При проведении погрузочно-разгрузочных работ машинист должен помнить, что при аварии или несчастном случае вследствие неправильных действий машиниста или неправильного сигнала стропальщика полную ответственность несет машинист. До включения механизмов крана машинист должен подать предупредительный сигнал и убедиться, что стропальщик и другие рабочие находятся вне опасной зоны. Перемещение грузов краном должно производиться в полном соответствии с производственной инструкцией и требованиями Правил к безопасной организации работ по перемещению грузов.
При прекращении подачи электроэнергии на главный рубильник крана машинист должен поставить все контроллеры в нулевое положение и сообщить о случившемся стропальщику. Стропальщик обязан доложить о случившемся лицу, ответственному за безопасное перемещение грузов кранами. Последующее включение механизмов крана возможно только тогда, когда машинист по сигнальной лампочке убедится в наличии напряжения на главном рубильнике.

При работе крана машинист не имеет права допускать в кабину управления посторонних лиц, а также передавать управление краном другому работнику без письменного указания ответственного за исправное состояние кранов. Допускается присутствие в кабине управления стажера, причем стажер имеет право управлять краном только под наблюдением машиниста. При отсутствии машиниста управлять краном стажеру категорически запрещается. Как машинисту, так и стажеру не разрешается покидать кабину управления краном, не предупредив об этом друг друга.

При повреждении отдельных элементов крана, а также при обнаружении трещин в сварных швах, обрывов пряди каната, перегрева подшипников и т. п. машинист обязан опустить, если это возможно, груз на землю и поставить рукоятки всех контроллеров в нулевое положение, а затем сообщить об остановке крана лицу, ответственному, за безопасное перемещение грузов. Если при поломке механизма подъема груза или выхода из строя приборов управления краном груз опустить нельзя, то машинист должен принять меры к ограждению мест возможного падения груза. Дальнейшее проведение работ возможно только после устранения неисправностей Каждая вынужденная остановка крана должна быть зафиксирована машинистом в сменном журнале.

Читайте также:  Чем отличается служебное оружие от боевого

Во время работы машинист должен следить за тем, чтобы: стропальшик не подвешивал на крюк неиспытанные, немаркированные и неисправные съемные грузозахватные приспособления и тару; стропальщик соблюдал правила строповки грузов, не зацеплял на крюк тару, заполненную выше бортов; на двурогие крюки груз был подвешен равномерно за оба рога; между транспортируемым грузом и стеной, штабелем, автомашиной или железнодорожным вагоном не находились люди; в зоне опускания грузов отсутствовали люди; при опускании крюка в самое нижнее положение на грузовом барабане всегда оставалось не менее 1,5 витков грузового каната.

По окончании смены машинист обязан: переместить кран на место стоянки; грузовой крюк поднять в верхнее положение, а грузовой электромагнит, грейфер или другое подобное грузозахватное приспособление опустить на пол в отведенном участке места стоянки крана; все рукоятки управления механизмами крана перевести в нулевое положение; отключить главный рубильник в кабине управления; осмотреть кран, сделать запись в сменном журнале о всех неисправностях крана и по окончании смены сообщить о них своему сменщику, запереть дверь в кабину управления.
Передавать кран машинист имеет право только сменщику.

Грузоподъемный кран является устройством повышенной опасности, и машинист обязан точно выполнять требования Правил и инструкции по технике безопасности. Несоблюдение этих требований может явиться причиной несчастного случая, произошедшего по вине машиниста. В этом случае в зависимости от степени тяжести аварии машинист может подвергаться ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Принимая смену, машинист должен:
1) ознакомиться с записями машиниста предыдущей смены в книге приемки и сдачи смен;
2) произвести тщательный осмотр крана, обращая особое внимание на наличие смазки, состояние подвижных и трущихся частей, электрооборудования, тормозов, конечных выключателей и т. д. (порядок осмотра установлен цеховой инструкцией);
3) одновременно с осмотром пополнить смазку механизмов крана и устранить мелкие неисправности;
4) опробовать кран в следующем порядке:
а) проверить положение штурвалов контроллеров и рычагов управления (штурвалы и рычаги управления всеми механизмами должны быть в нулевом положении);
б) включить главный рубильник;
в) опробовать последовательно все механизмы без груза;
г) проверить действие всех тормозов и конечных выключателей.

Результаты осмотра и опробования крана машинист заносит в книгу приемки и сдачи смен.

Если при осмотре, опробовании или работе крана выявлена какая-либо неисправность, мешающая нормальной работе крана или делающая дальнейшую работу его опасной для механизмов и персонала цеха, машинист обязан немедленно прекратить работу крана и сообщить об этом администрации цеха для принятия мер по устранению неисправности.

Машинисту запрещено работать на заведомо неисправном кране, и администрация цеха не имеет права принуждать машиниста нарушать это правило.

При управлении краном машинист обязан:
1. Следить за правильностью крепления груза; не поднимать груз, превышающий грузоподъемность крана. При подъеме груза, близкого по величине к грузоподъемности крана, следует сначала поднять груз примерно на 100 мм с тем, чтобы проверить действие тормоза механизма подъема. Если тормоз не держит, надо опустить груз на землю и не поднимать его до тех пор, пока тормоз не будет исправлен.
2. Перед подъемом груза, а также во время движения крана при наличии опасности для персонала цеха давать предупредительные сигналы.
3. При перемещении груза или пустого крюка предварительно поднимать их не менее чем на 0,5 м выше встречающихся на пути предметов.
4. Подъем груза производить строго вертикально, в противном случае неизбежно раскачивание груза при подъеме. Волочить и подтягивать грузы по полу краном запрещается.

Читайте также:  Как накопить 100 тысяч рублей

Запрещается переносить электромагниты с металлом над людьми и над оборудованием.

Если схемой управления механизмом крана не предусмотрено автоматическое регулирование режима противовключения (например, при контроллерном управлении), торможения противовключением следует избегать, а при необходимости — пользоваться им осторожно, плавно переводя штурвал контроллера по положениям, не допуская больших толчков тока.

Запрещается машинисту крана работать одновременно более чем двумя механизмами.

В случае работы крана рядом с другим краном расстояние между ними должно быть не менее 2 м. При приближении к другому крану следует давать сигналы.

При опускании груза нужно следить, чтобы при низшем положении крюка на барабане оставалось 1,5 витка каната, не считая витков, находящихся под зажимным устройством.

Нужно следить, чтобы температура электродвигателей, катушек, тормозных магнитов и подшипников не превышала допустимой величины. Уходить с крана во время смены без разрешения бригадира даже на короткое время запрещается.

Уходя с крана хотя бы на короткое время, машинист должен ставить все штурвалы управления на нулевое положение и отключать главный рубильник или автомат.

Команду «Стоп» (резкие движения рукой вправо и влево на Уровне пояса; ладонь обращена вниз) машинист должен выполнять немедленно, независимо от того, кто ее подает.

Нельзя допускать столкновения кранов

Подъем груза Двумя кранами может быть допущен только в исключительных случаях, под наблюдением лица, ответственного за крановые .механизмы данного цеха.

По окончании работ машинист обязан:
1) остановив кран у посадочной площадки, поднять до конца грузовой крюк, а грейфер или подъемный магнит опустить на землю;
2) поставить все штурвалы контроллеров и рукоятки коман-доконтроллеров в нулевое положение;
3) во избежание самопроизвольного перемещения закрепить кран, работающий на открытом воздухе;
4) отключив рубильники на панелях и на вводе, произвести тщательный осмотр крана;
5) произвести запись в книге о сдаче смены, гари этом отметить все замеченные неполадки и ненормальности в работе крана.

При работе на металлургических кранах специального назначения машинист обязан дополнительно соблюдать приводимые ниже правила технической эксплуатации в соответствии с назначением крана.

Страницы работы

Содержание работы

Что должен знать и уметь машинист крана

Машинист крана должен:

1) Знать типовую инструкцию для крановщиков по безопасной эксплуатации стреловых кранов: РД 10 – 74 – 94г.

2) Знать руководство по эксплуатации стрелового крана и приборов безопасности предприятий – изготовителей.

3) Знать производственную инструкцию, определяющую обязанности, порядок работы и ответственность машиниста крана.

4) Знать ПТЭ, ИСИ, ИДП по кругу своих обязанностей.

5) Знать устройство крана, назначение всех его узлов, механизмов, приборов и устройств безопасности и принцип их работы.

6) Владеть навыками управления механизмами крана и ухода за ними.

7) Иметь понятие об устойчивости крана, знать причины потери устойчивости.

8) Знать назначение и ассортимент смазочных материалов, которые применяются для смазки механизмов крана.

9) Знать знаковую сигнализацию, применяемую на предприятии.

10) Знать устройство грузозахватных приспособлений, безопасные способы строповки, зацепки, подъёма, перемещения и опускания груза.

11) Уметь определять пригодность к работе канатов, СГП и тары.

12) Знать порядок работы крана на перегонах, станциях и ближе 30 м от ЛЭП.

13) Знать инструкцию по охране труда, приёмы и способы оказания первой помощи пострадавшим.

14) Знать ответственных лиц: ИТР, ответственного за содержание грузоподъёмных кранов в исправном состоянии и лица, ответственного за безопасное производство работ кранами.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector