Что такое средства обязательного социального страхования

Что такое средства обязательного социального страхования

Повседневная жизнь полна самых разных социальных рисков, и любой гражданин не может быть уверенным в том, что в какой-то момент не окажется нетрудоспособным и не попадет из-за этого в тяжелое материальное положение. Такие события происходят довольно часто и имеют под собой объективные причины: несчастный случай на производстве, профессиональное заболевание, утрата заработка из-за временной нетрудоспособности или потеря самой работы.

В странах с социально ориентированной экономикой серьезное внимание уделяется политике социальной защиты населения, главными составляющими которой являются социальное страхование и социальная помощь. Проблема эта была обозначена и в принятой в 1948 году Генеральной Ассамблеей ООН Декларации о правах человека, закрепившей права каждого на защиту при помощи социального страхования.

Социальное страхование — это разработанная и реализуемая государством система поддержки нетрудоспособных и престарелых граждан за счет средств государственного страхового фонда, а также частных либо коллективных страховых фондов.

Социальное страхование – это механизм реализации социальной политики государства, основа организации социальной защиты населения.

Социальное страхование — это упорядоченная система денежных пособий: по нетрудоспособности, по безработице, по беременности и родам; пенсий по инвалидности, по старости, по случаю потери кормильца.

Государственное социальное страхование находится в ведении органов законодательной и исполнительной власти, формирующих государственный бюджет и его расходную часть. Пособия и льготы, поступающие населению через эту систему, устанавливаются законодательными и нормативными актами. Они распределяются по принципу солидарности, который означает, что выплаты не зависят от уплачиваемых гражданином налогов и страховых взносов и определяются только степенью нуждаемости.

ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ

Исторически определились три формы организации систем социального страхования:
— государственное;
— коллективное (страхование, организуемое профсоюзами);
— смешанное (основанное на взаимодействии государства и профсоюзов).

Государственное социальное страхование является обязательным и формируется из налогов, которые отчисляют все активные трудоспособные граждане. Работодатель обязан удерживать с каждого работника налоги в фонд социального страхования. Государственное страхование финансирует не только пенсии пожилым членам общества, инвалидам, но и декретные выплаты, пособия на детей, а так же пенсии детям, лишенных кормильцев.

Коллективное социальное страхование имеет те же цели и задачи, что и государственное. Однако его объект значительно уже: он ограничивается трудовым коллективом, профсоюзом, отраслью или регионом. Страховые фонды коллективного социального страхования образуются за счет работников и работодателей. Однако, в отличие от государственных, они являются независимыми самоуправляемыми организациями, форма которых устанавливается государственным социальным законодательством. Коллективным социальным страхованием могут заниматься любые страховые организации, получившие от государства в установленном порядке разрешение на этот вид деятельности.

Смешанным социальным страхованием называются проекты, которые профсоюзы реализуют вместе с государством.

Страховые риски

Различают следующие виды социальных страховых рисков:
— временная нетрудоспособность;
— необходимость получения медицинской помощи;
— трудовое увечье и профессиональное заболевание:
— инвалидность;
— материнство;
— признание безработным;
— наступление старости;
— потеря кормильца;
— смерть застрахованного лица или нетрудоспособность членов его семьи, находящихся на его иждивении.

Каждому виду социального страхового риска соответствует и определенный вид страхового обеспечения, т.е. исполнение страховщиком своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством страховых выплат или иных видов обеспечения, установленных законодательством о конкретных видах обязательного социального страхования.

ВИДЫ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ

Принято различать следующие виды социального страхования: от несчастных случаев на производстве, страхование на случай болезни и обязательное пенсионное страхование.

Страхование от несчастных случаев на производстве. Взносы по этому виду страхования уплачиваются только работодателем. Размер взноса начисляется на фонд заработной платы предприятия. Этот вид социального страхования гарантирует выплату денежной компенсации при наступлении несчастного случая по месту работы. Выплаты производятся после составления акта по форме Н-1.

Страхование на случай болезни. В этом виде социального страхования взносы производятся в равных долях и работником, и работодателем. Но превышение некоторого предела дохода работника освобождает его от обязанности застраховываться, хотя ему предоставляется право страховаться на добровольной основе. Это всем известный листок нетрудоспособности и выплата по нему осуществляется после сдачи "больничного" в бухгалтерию для расчета.

Государственное пенсионное страхование. Для уплаты взносов фиксируется некоторый верхний предел доходов работника, выше которого доход освобождается от уплаты взносов. Взносы по этому виду социального страхования оплачиваются работником и работодателем в равных долях. В настоящее время любой работник также может принять участие в формировании свой пенсии по программе софинансирования.

Существуют также социальные выплаты пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, безработице и др. Они также являются видами социального страхования, но формируются и выплачиваются за счет взносов работодателей и средств внебюджетных фондов.

Социальное страхование – это один из важнейших социальных институтов, осуществляющий поддержку населения. Он способствует поддержанию стабильности в обществе.

ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ

К основным принципам обязательного социального страхования относятся:
— государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;
— государственное регулирование системы обязательного социального страхования;
— устойчивость обязательного социального страхования, поддерживаемая на основе эквивалентности страхового обеспечения и страховых взносов;
— всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации страховых гарантий;
— обязательность уплаты страхователями страховых взносов в бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования;
— паритетность участия представителей субъекта обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования;
— автономность финансовой системы обязательного социального страхования;
-ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования;
— обеспечение надзора и общественного контроля.

Участники

Участниками обязательного социального страхования являются страхователи — работодатели, страховщики, застрахованные лица.

Страхователи — организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, которые должны в соответствии с федеральными законами конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы, являющиеся обязательными платежами. Страхователями выступают также органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, обязанные уплачивать страховые взносы.

Страховщики — некоммерческие организации, создаваемые для обеспечения прав застрахованных лиц по обязательному социальному страхованию при наступлении страховых случаев.

Застрахованные лица — граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам и лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или другие категории граждан, у которых возникают отношения по обязательному социальному страхованию.

Между названными субъектами и складываются отношения по обязательному социальному страхованию. Законодатель особо говорит о моменте возникновения данных отношений. Так, у страхователя (работодателя) данные отношения возникают с момента заключения с работником трудового договора; у иных страхователей — с момента их регистрации страховщиком, а у страховщика — с момента регистрации страхователя. В свою очередь, у застрахованных лиц моментом возникновения данных отношений является заключение трудового договора с работодателем; у лиц же, самостоятельно обеспечивающих себя работой, и иных категорий граждан — уплата ими или за них страховых взносов.

Возникающие по вопросам обязательного социального страхования споры разрешаются в следующем порядке. Страхователь или застрахованное лицо могут направить письменное заявление по спорным вопросам страховщику, который должен в течение десяти рабочих дней со дня его получения рассмотреть данное заявление и о принятом решении письменно сообщить заявителю в течение пяти рабочих дней после рассмотрения такого заявления. В случае несогласия с принятым решением спор подлежит разрешению в вышестоящих инстанциях либо в судебном порядке.

Фонды социального страхования

Материальной основой социального страхования выступают соответствующие фонды с характерными для них направлениями использования. Они функционируют на принципах самоуправления и некоммерческого хозяйствования. Во главе системы социального страхования находится государственный внебюджетный Фонд социального страхования РФ.

Фонды социального страхования образуются за счет трех источников:
— страховых взносов работодателей;
— взносов работников;
— субсидий государства.

Взносы с работодателей взимаются в процентах не от общего фонда заработной платы занятых, а от заранее установленной максимальной суммарной заработной платы, т. е. суммы, превышающие этот максимум, не учитываются.

Взносы застрахованных работников представляют собой прямой вычет из их дохода. По существу, это целевой подоходный налог. Ставка взноса устанавливается в процентах к валовому заработку и является в большинстве случаев пропорциональной независимо от величины дохода. При этом предусматривается годовая максимальная сумма взносов или максимальный доход, к которому применяется ставка.

Государственные субсидии включают в себя взносы в фонды обязательного социального страхования за неработающих граждан, военнослужащих и госслужащих, дотации на покрытие дефицита этих фондов и налоговые льготы.

Направления деятельности Фонда социального страхования РФ.
1. Обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. В рамках этого направления Фонд социального страхования осуществляет следующие страховые выплаты:
— единовременное страховое пособие женщинам, вставшим на учет в женской консультации в ранние сроки беременности (до 12 недель);
— страховое пособие по беременности и родам;
— страховое пособие при рождении ребенка;
— ежемесячное страховое пособие по уходу за ребенком;
— оплата дополнительных выходных дней одному из родителей для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства до достижения ими возраста 18 лет;
— страховое пособие по временной нетрудоспособности;
— страховое пособие на погребение.
2. Страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Средства на этот вид обязательного социального страхования формируются за счет:
— обязательных страховых взносов работодателей;
— взыскиваемых штрафов и пени;
— капитализированных платежей, поступивших в Фонд в случае ликвидации страхователей;
— иных поступлений, не противоречащих законодательству Российской Федерации.
3. Финансирование Фондом социального страхования предупредительных мер по сокращению производственного травматизма.
4. Выполнение Фондом социального страхования государственных социальных обязательств по поручению Правительства РФ. На Фонд возложены следующие дополнительные обязательства не страхового характера:
— обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных), протезно-ортопедическими изделиями за счет средств федерального бюджета;
— обеспечение граждан получателей социальных услуг путевками на санаторно-курортное лечение, а также бесплатным проездом к месту лечения и обратно за счет средств федерального бюджета;
— выплата родовых сертификатов.

Читайте также:  Сколько берут адвокаты за выигранное дело

Права и обязанности застрахованного лица

Согласно Федеральному закону "Об основах обязательного социального страхования", застрахованное лицо имеет право:
— своевременно получать страховое обеспечение (при этом в случаях, предусмотренных законодательством, такое право имеют члены его семьи и лица, находящиеся на его иждивении);
— вносить предложения (через своего представителя или профсоюз) о тарифах страховых взносов – страховщикам и в Правительство Российской Федерации;
— участвовать (через своего представителя или профсоюз) в управлении обязательным социальным страхованием;
— получать информацию о деятельности страховщиков и страхователей (в частности, один раз в год (бесплатно) в органах Пенсионного фонда России по месту жительства или работы – сведения, содержащиеся в его индивидуальном лицевом счете);
— получать у страхователя (бесплатно) – копию сведений о себе, представленных страхователем в Пенсионный фонд России для индивидуального (персонифицированного) учета;
— обращаться с заявлениями об исправлении сведений (в случае несогласия с ними), содержащихся в его индивидуальном лицевом счете в органы Пенсионного фонда России (включая его Правление) либо в суд;
— защищать (лично, через своего представителя или через профсоюз) свои права, в том числе в суде.

Застрахованное лицо обязано:
— уплачивать страховые взносы и (или) налоги, если такая обязанность установлена законодательством РФ;
— своевременно предъявлять страховщику документы, содержащие достоверные сведения, для назначения и выплаты страхового обеспечения;
— пройти регистрацию в органах Пенсионного фонда России;
— получить страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования и предъявлять его по требованию страхователя, работников органов Пенсионного фонда России;
— обратиться с заявлением в случае изменения сведений, содержащихся в его индивидуальном лицевом счете, а также при утрате страхового свидетельства;
— представить по требованию органов Пенсионного фонда России документы, подтверждающие сведения, подлежащие включению в его индивидуальный лицевой счет.

Концептуальные основы обязательного социального страхования

Система социального обеспечения в любом государстве сложна и многообразна. Но в целом она может быть определена как совокупность четырех ключевых элементов:

  1. гарантируемых государством социальных выплат;
  2. обязательного и добровольного социального страхования;
  3. необходимой нормативно-правовой базы, регламентирующей уплату взносов и получение этих выплат;
  4. системы органов, обеспечивающих контроль за уплатой взносов и реализацию этих выплат.

Известно, что социальные выплаты могут быть представлены совершенно разными формами — это и социальная помощь из бюджета отдельным группам населения, и благотворительные выплаты, и натуральное обеспечение. Однако в условиях рыночной экономики наиболее приемлемой формой является форма страховых выплат по различным социальным рискам.

Социальное страхование — это часть государственной системы социального обеспечения в части защиты населения от различных рисков, связанных с потерей работы, трудоспособности и доходов на основе коллективной солидарности возмещения ущерба.

Страховая природа этих выплат проявляется в резервировании части средств организаций или граждан (выбытие из денежного оборота) и возвращении их лишь при наступлении определенных событий — страховых случаев. Создание страховых фондов основывается на вероятностном характере индивидуального социального риска, т.е. на возможности его покрытия за счет средств нескольких субъектов страхования. Следует представлять, что создание резервов (страховых фондов), позволяющих покрывать риски, может быть эффективно лишь в масштабах государства, территории, отрасли, в противном случае при отсутствии эффекта масштаба оно приводит к убыткам, отвлечению значительной части денежных средств у субъектов страхования.

Субъектов социального страхования можно разделить на три категории.

Страхователи — плательщики страховых взносов. Ими могут быть органы исполнительной власти, организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, обязанные в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы.

Страховщики — некоммерческие организации, создаваемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах социального страхования для обеспечения прав застрахованных лиц по обязательному социальному страхованию при наступлении страховых случаев.

Застрахованные лица — это лица, подверженные риску, на которых распространяются условия страхования и за которых уплачиваются страховые взносы.

Система социального страхования организуется одновременно как на добровольной, так и обязательной основе. Добровольность чаще всего реализуется тогда, когда застрахованное лицо выступает страхователем собственных рисков, т.е. лицо, подверженное какому-либо риску, заключает договор со страховой организацией, на основании которого уплачивает страховые взносы, а при наступлении страхового случая получает страховое обеспечение — денежную компенсацию ущерба.

В частности, добровольность стимулируется Законом «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений», согласно которому каждый рубль добровольных взносов страхователей софинансируется государственным рублем из Фонда национального благосостояния РФ. Однако в силу особой значимости некоторых социальных рисков, подверженности им большого числа граждан, большая часть социального страхования строится на обязательной основе, т.е. необходимость его осуществления является не правом, а законодательно установленной обязанностью страхователей.

Обязательное социальное страхование регламентируется Федеральным законом «Об основах обязательного социального страхования» (№ 165-ФЗ от 16.07.1999 г.). Это страхование включает совокупность создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и социального положения работающих граждан, граждан, самостоятельно обеспечивающих себя работой, а в некоторых случаях неработающих граждан.

Отдельные виды обязательного социального страхования регламентируются собственными законами: «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ, «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ, «О медицинском страховании граждан в РФ» от 28 июня 1991 г. № 1499-1.

Основными принципами осуществления обязательного социального страхования являются:

  • устойчивость финансового обеспечения этого страхования, достигаемая посредством эквивалентности страхового обеспечения средствам обязательного социального страхования;
  • всеобщий обязательный характер этого страхования, т.е. обязательность уплаты всеми страхователями страховых взносов, и доступность для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий;
  • государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;
  • государственное регулирование системы обязательного социального страхования;
  • паритетность участия представителей субъектов обязательного социального страхования в органах управления соответствующих фондов;
  • ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования;
  • обеспечение надзора и общественного контроля;
  • автономность финансов системы обязательного социального страхования.

Видами социальных страховых рисков, предусмотренных в системе обязательного социального страхования, являются:

  1. необходимость получения медицинской помощи;
  2. утрата застрахованным лицом заработка вследствие временной нетрудоспособности, трудового увечья и профессионального заболевания, материнства, инвалидности, наступления старости и др.

В настоящее время в системе обязательного социального страхования выделяются три вида страхования:

  • обязательное пенсионное страхование;
  • обязательное социальное страхование на случай временной потери трудоспособности;
  • обязательное медицинское страхование.

Для реализации этих видов страхования в системе государственных финансов созданы государственные внебюджетные фонды.

Внебюджетный фонд — это обособленный фонд денежных средств в составе бюджетной системы государства, имеющий целевой характер и предназначенный для реализации конституционных прав граждан и удовлетворения определенных потребностей социального и экономического характера.

Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФ) образован в целях реализации обязательного пенсионного страхования — совокупности создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения.

Читайте также:  Паспорт на газовую плиту для подключения

Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС) обеспечивает гарантированные государством пособия по временной нетрудоспособности, материнству и младенчеству, а также пособия при несчастных случаях на производстве и профзаболеваний.

Фонд обязательного медицинского страхования — форма социальной защиты населения в охране здоровья, которая гарантирует гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств. Этот фонд существует на федеральном уровне, где представлен Федеральным фондом обязательного медицинского страхования (ФФОМС) и на территориальном уровне — территориальными фондами обязательного медицинского страхования (ТФОМС).

ФФОМС осуществляет выравнивание условий деятельности территориальных фондов, проводит финансирование целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования, утверждает типовые правила медицинского страхования, разрабатывает нормативно- правовые документы и базовую программу в этой области, осуществляет сбор и анализ информации, готовит предложения о величине страховых тарифов, осуществляет подготовку специалистов по обязательному медицинскому страхованию, реализует контрольную функцию, т.е. в общем виде реализует координационную и нормативно- методическую работу в области медицинского страхования.

ТФОМС аккумулируют средства для финансирования медицинского страхования, осуществляемого страховыми медицинскими организациями, выравнивают финансовые ресурсы на местном уровне, накапливают финансовые резервы для обеспечения финансовой устойчивости системы медицинского страхования, т.е. являются непосредственными исполнителями работ по обязательному медицинскому страхованию.

Взаимосвязь страховых платежей и выплат (страхового обеспечения) представлена на рисунке.

Таким образом, формирование доходов государственных внебюджетных фондов осуществляется двумя способами:

  1. за счет бюджетных ассигнований, как правило, финансирующих страховое обеспечение нетрудоспособного населения;
  2. за счет уплаты страхователями страховых взносов (ранее — единого специального налога), финансирующих страховое обеспечение работающего и самозанятого населения.

С момента образования государственных внебюджетных фондов в начале 1990-х гг. основным источником их финансирования стали страховые взносы, уплачиваемые работодателями.

В соответствии с законом об обязательном социальном страховании, страховой взнос представляет собой обязательный платеж. Однако данное определение не позволяет установить разницу между налогом и страховым взносом. А основа такого различия кроется в признаке возмездности.

Страховые взносы имеют индивидуальный возмездный характер, целевым и персональным назначением которых является реализация права граждан на получение страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.

Налог же представляет собой безвозмездный обязательный индивидуальный платеж, уплачиваемый в целях финансового обеспечения деятельности государства. Единый социальный налог (ЕСН) в 2001 г. заменил собой различные страховые взносы работодателей. ЕСН, сохранив свое целевое назначение, тем самым привнес в налоги возможность индивидуальной возмездности, нарушив классическое восприятие налога как индивидуально безвозмездного платежа. Кроме того, зачисление большей части ЕСН в федеральный бюджет еще более нарушало страховую природу выплат, подчеркивало распределительный характер этого налога — образование общего денежного фонда и более равномерное распределение между разными социальными группами. Таким образом, зависимость между получаемым доходом и будущими страховыми выплатами в значительной мере нивелировалась.

Вместе с тем решение об аккумулировании всех страховых взносов в едином социальном налоге в 2001 г. было оправданным шагом. Причинами такой налоговой новации в свое время стали:

  • во-первых, наличие низких заработков у большей части населения, что не позволяло «резервировать» во внебюджетных фондах достаточную часть средств для персонифицированных страховых выплат, в связи с чем дефицит фондов вынужденно покрывался из бюджета;
  • во-вторых, формирование значительной дифференциации уровня заработной платы между регионами, что обуславливало необходимость выравнивания размер социальных пособий за счет бюджетных средств;
  • в-третьих, необходимость упрощения процедуры уплаты и контроля нового налога за счет объединения нескольких страховых взносов в ЕСН и передаче функций по его администрированию налоговым органам;
  • в-четвертых, необходимость легализации доходов и повышения заинтересованности страхователей и застрахованных лиц в полной, своевременной и правильной уплате ЕСН за счет существенного снижения в 2005 г. его ставки с 35,6 до 26 %.

Кстати, упомянутое выше снижение не привело к ожидаемому кардинальному росту поступлений ЕСН за счет легализации различных зарплатных схем, а лишь обострило проблему дефицитности внебюджетных фондов. Дополнительным фактором, осложняющим проблему наполнения внебюджетных фондов, является демографический фактор (низкий уровень рождаемости, высокая смертность трудоспособного населения и др.).

По мнению Правительства РФ, переход к формированию внебюджетных фондов за счет страховых взносов должен повысить заинтересованность как страхователей, так и страховщиков. Вместе с тем, возникает ряд новых проблем, связанных с процедурой уплаты этих взносов, с контролем за их уплатой, с нормативно-правовым регулированием этих платежей, а главное — расширением числа органов, имеющих властно- контрольные полномочия по отношению к хозяйствующим субъектам.

Новыми органами, осуществляющими контроль за уплатой страховых взносов, стали Пенсионный фонд и Фонд социального страхования. У этих фондов возникли следующие права (ст. 29 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ):

  1. требовать от плательщика страховых взносов документы по формам, установленным государственными органами, служащие основаниями для исчисления и уплаты страховых взносов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты страховых взносов;
  2. проводить выездные и камеральные проверки в соответствии с законодательством;
  3. вызывать на основании письменного уведомления плательщиков страховых взносов для дачи пояснений в связи с уплатой ими страховых взносов либо в связи с проверкой правильности уплаты страховых взносов;
  4. определять суммы страховых взносов, подлежащие уплате плательщиками в государственные внебюджетные фонды, расчетным путем на основании имеющейся у них информации о плательщике, а также данных об аналогичных плательщиках, если плательщик отказывается допустить должностных лиц органа контроля на свою территорию, или если учет объектов обложения ведется с нарушениями или не ведется вообще;
  5. требовать от плательщиков страховых взносов, их уполномоченных представителей устранения выявленных нарушений законодательства РФ и контролировать выполнение указанных требований;
  6. взыскивать недоимку, а также пени и штрафы в порядке, установленном законодательством;
  7. требовать от банков документы, подтверждающие факт списания со счетов плательщика страховых взносов, с корреспондентских счетов банков сумм страховых взносов, пеней и штрафов и перечисления этих сумм в государственные внебюджетные фонды;
  8. получать доступ к информации, составляющей банковскую тайну, в пределах, необходимых для осуществления контроля;
  9. предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски о взыскании недоимки, пеней и штрафов за правонарушения, а также иски о других выявленных нарушениях;
  10. обращаться в установленном порядке в уполномоченный орган с заявлением о признании плательщика страховых взносов несостоятельным (банкротом) в связи с неисполнением им обязанности по уплате страховых взносов;
  11. предоставлять плательщикам страховых взносов отсрочки (рассрочки) погашения сумм задолженности по страховым взносам, пеням и штрафам.

Органам контроля за уплатой страховых взносов (Пенсионному фонду и Фонду социального страхования) вменены следующие обязанности (ст. 29 Закона № 212-ФЗ):

  1. осуществлять контроль за соблюдением законодательства РФ о страховых взносах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;
  2. вести в установленном порядке учет плательщиков страховых взносов;
  3. давать плательщикам разъяснения о порядке уплаты страховых взносов и принятых нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты страховых взносов, их правах и обязанностях, полномочиях органов контроля за уплатой страховых взносов и их должностных лиц, а также предоставлять плательщикам страховых взносов формы расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам и разъяснять порядок их заполнения;
  4. сообщать плательщикам страховых взносов сведения о реквизитах соответствующих счетов Федерального казначейства;
  5. принимать решения о возврате плательщику страховых взносов сумм, излишне уплаченных или излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов, и направлять оформленные на основании этих решений поручения соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения, а также осуществлять зачет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов;
  6. направлять плательщику страховых взносов копии акта проверки и решения органа контроля, а также требование об уплате страховых взносов, пеней и штрафов;
  7. выдавать плательщику страховых взносов по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по страховым взносам, пеням и штрафам на основании данных органа контроля за уплатой страховых взносов;
  8. осуществлять по заявлению плательщика страховых взносов совместную сверку сумм уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов;
  9. выдавать по заявлению плательщика страховых взносов копии решений, принятых органом контроля за уплатой страховых взносов в отношении этого плательщика страховых взносов;
  10. осуществлять управление средствами бюджета внебюджетного фонда в соответствии с законодательством.

Одним из направлений дальнейшего совершенствования наполняемости доходов внебюджетных фондов может стать частичная уплата этих взносов за счет средств самих застрахованных лиц, но такое направление будет иметь положительные перспективы лишь в случае предоставления достойного уровня страхового обеспечения.

Читайте также:  Акт проверки коллективного договора образец

Одной из основ правовой системы любого государства можно считать защиту граждан, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. В этих случаях человек не может зарабатывать денежные средства выполнением своих профессиональных обязанностей. Это может быть наступление преклонного возраста, заболевание или травма. Женщина, в период вынашивания ребёнка и определённое время после его рождения, так же лишается возможности работать и получать заработную плату. Во всех сложных жизненных ситуациях на помощь приходит государство на основании программы обязательного социального страхования.

Понятие и принципы

Основой системы социального страхования в РФ являются международные правовые акты, включающие Всеобщую декларацию прав человека, которая была принята на Генеральной ассамблее ООН в 1948 году.

Определение

Обязательное социальное страхование (ОСС) входит в государственную систему соцзащиты граждан. Это законодательные акты, финансовые и организационные меры, которые должны компенсировать последствия ухудшения материального благосостояния граждан. Такая ситуация может возникнуть по одной из следующих причин:

  • наступление пенсионного возраста;
  • производственная или бытовая травма;
  • заболевание;
  • инвалидность;
  • беременность;
  • уход за ребёнком;
  • потеря кормильца;
  • лишение работы.

Финансовая помощь государства по каждой из причин регламентируется определёнными законодательными актами.

Функционирование системы ОСС базируется на следующих принципах:

  • надёжность экономической системы страхового обеспечения;
  • обязательность страхования для всех категорий граждан;
  • доступность реализации гражданами своих прав;
  • государственная гарантия всех аспектов ОСС;
  • обеспечение контроля за целевым использованием средств;
  • полная автономность страховых фондов.

Для осуществления финансового обеспечения страховой системы на всех уровнях, созданы денежные фонды, не относящиеся к бюджету государства.

Денежные средства, относящиеся к страховым фондам не подлежать аресту и изъятию, а так же не могут быть привлечены для нецелевого использования.

Законодательство

Все основные положения прописаны в законе № 165 ФЗ об основах обязательного социального страхования от 16.07.1998 года. Кроме того особые причины снижения уровня материального достатка и социальной защиты граждан регламентируются следующими законами РФ:

Закон № 125 ФЗ об обязательном социальном страховании от 24. 07. 1998 года гарантирует правовую и финансовую защиту интересов застрахованного лица от производственного травматизма и заболеваний, связанных с профессиональной деятельностью гражданина РФ. Закон № 167 ФЗ об обязательном пенсионном страховании от 15. 12. 2001 года в последней редакции, вступившей силу с 01. 01. 2018 года, регламентирует пенсионное обеспечение, а закон № 326 ФЗ об обязательном медицинском страховании РФ от 28. 12. 2016 года регулирует все аспекты медицины.

Что включает страховое обеспечение

Обеспечение в системе социального страхования представляет собой выплату, на которую может рассчитывать застрахованное лицо в случае наступления страхового случая. Такой случай является событием, влекущим за собой ухудшение материального или социального положения гражданина РФ. Обеспечение назначается в зависимости от вида страхового случая, поскольку разные ситуации попадают под действие разных законов о социальном страховании.

Основанием для получения денежной выплаты или льготы, является документально подтверждённое наступление страхового случая.

Государственное

Государственное социальное страхование на территории РФ осуществляется следующими внебюджетными фондами:

  • фонд социального страхования (ФСС);
  • пенсионный фонд РФ;
  • фонд медицинского страхования.

Деятельность каждого фонда регламентируется соответствующими федеральными законами. Государственные структуры контролируют поступление средств на счета фондов, а так же целевое расходование денежных средств.

ФСС является внебюджетной организацией, созданной для оказания материальной помощи гражданам РФ в следующих ситуациях:

  • временная нетрудоспособность в связи с беременностью;
  • рождение ребёнка;
  • период по уходу за ребёнком;
  • несчастные случаи и травмы на производстве;
  • профессиональная реабилитация.

Пенсионный фонд РФ представляет собой самую крупную в стране внебюджетную финансовую организацию. Он предназначен для выплаты пенсионного обеспечения гражданам РФ. Фонд обязательного медицинского страхования (ФСС) осуществляет финансирование медицинского обслуживания граждан.

Из средств фонда приобретаются технические средства для инвалидов и оплачиваются путёвки на санаторно-курортное лечение льготных категорий и проезд к месту лечения и обратно.

Пенсионное

Основной функцией ПФ РФ является обязательное пенсионное страхование всех категорий граждан РФ. Финансовая база фонда представляет собой внебюджетные средства, формирующиеся на основании отчислений от заработной платы каждого работника. Кроме того на ПФ РФ возложены следующие функции:

  • учёт поступающих денежных средств;
  • начисление всех видов пенсий;
  • дополнительные социальные выплаты особым категориям граждан;
  • контроль системы персонального учёта граждан;
  • взаимодействие с работодателями;
  • распределение средств пенсионной системы.

Со взносами на пенсионное страхование можно ознакомиться здесь.

Кроме трудовых пенсий или пенсий по старости ПФ назначает социальные пенсии, военные пенсии и пенсии государственным служащим. Социальные пенсии назначаются гражданам, которые не работали и не имеют пенсионных отчислений от работодателя. Таким образом, в государстве любой гражданин является защищённым не только в социальном, но и в финансовом плане.

Социальные пенсии, конечно, меньше трудовых пенсий, но они в любом случае не меньше прожиточного минимума в месте проживания конкретного пенсионера. Все необходимые доплаты осуществляются на региональном уровне. Социальные ежемесячные пенсионные выплаты регулярно индексируются наравне со страховыми пенсиями. Отдельными законодательными актами регламентируются пенсии государственных служащих. Здесь учитывается такой важный показатель, как выслуга лет.

От несчастного случая

Под несчастным случаем подразумевается воздействие на организм человека, которое нельзя предвидеть и которое носит случайный характер. Результатом такого происшествия является временное или постоянное нарушение здоровья. В отдельных случаях такое событие приводит к летальному исходу. При причинении вреда здоровью, в результате несчастного случая, нарушается работоспособность и, соответственно происходит снижение уровня доходов.

Про страховку от несчастного случая читайте тут.

В обязательном порядке страхуются некоторые категории граждан, которые выполняют работы в опасных или вредных условиях. К ним относятся военнослужащие, сотрудники силовых министерств, а так же работники химических и радиационных производств.

На опасных или вредных производствах широкое распространение получило групповое страхование, при котором обязательному страхованию подлежат все сотрудники предприятия или его подразделения.

Страховые компании могут страховать некоторые категории граждан по отдельным критериям. К ним относятся дети и лица пожилого возраста, поскольку они принадлежат к группе повышенного риска.

Медицинское

Медицинское социальное страхование является одной их форм защиты граждан при наступлении некоторых обстоятельств. Защита выражается в оплате из средств фонда необходимой медицинской помощи. Каждому гражданину РФ гарантировано оказание врачебной помощи, все виды которой прописаны в Полном перечне бесплатных медицинских услуг, подготовленном министерством здравоохранения.

Основным документом в системе медицинского обслуживания является полис системы ОМС. Обязательному медицинскому страхованию подлежат все граждане РФ независимо от пола, возраста и социального статуса. Полис на получение бесплатных медицинских услуг могут так же получить подданные иностранных государств находящиеся на территории РФ. Для этого необходимо иметь вид на временное проживание или официальный документ мигранта.

Средства из фонда могут расходоваться на проведение профилактических мероприятий, к которым относится обязательная бесплатная вакцинация от некоторых видов заболеваний. Охрана здоровья граждан РФ является основной целью системы медицинского страхования, поэтому на её развитие и повышение качества медицинских услуг расходуются значительные средства.

Страховые компании обладают реальными правами по защите прав граждан. Это определяется законом об ОМС. К медицинским учреждениям могут быть предъявлены штрафные санкции в случае недобросовестного исполнения ими своих обязанностей.

Про страховые взносы на обязательное медицинское страхование читайте по ссылке.

Финансирование

Каждый фонд, относящийся к системе социального страхования, финансируется из своих источников. Так средства ПФ РФ состоят из следующих поступлений:

  • взносы работодателей;
  • добровольные отчисления граждан;
  • бюджетные ассигнования;
  • взносы от частных предпринимателей.

Рекомендуем вам прочитать про учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению в этой статье.

Финансирование ФСС осуществляется за счёт государственного инвестирования и добровольных пожертвований. Средства фонда так же могут быть вложены в инновационные проекты способные принести реальную прибыль. Медицинский страховой фонд финансируется отчислениями на ОМС, средствами из федерального и регионального бюджета, а так же добровольными отчислениями граждан и организаций. Одной из статей доходов фонда являются благотворительные пожертвования.

Видео

В видео рассказывают основные направления деятельности Фонда Социального страхования в РФ.

Выводы

Механизм и правовые нормы системы социального страхования постоянно обновляются и реорганизуются. Это связано не только с улучшением экономической стабильности, но и с повышением научно-технического уровня государства. Особенно это заметно в медицинской отрасли. Появляются новые медицинские препараты и разрабатываются уникальные методики, стоимость которых постоянно снижается и они переходят на бесплатный уровень. Хорошо зарекомендовал себя принцип адресной помощи. Читайте более подробно об обязательном социальном страховании в данном материале.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector