Государственный инспектор труда при проверке соблюдения трудового

Государственный инспектор труда при проверке соблюдения трудового

Читайте также:

  1. II. Решите задачи.
  2. PS. Выполняете работу по последней цифре в зачетки, Тему освещаете как теоретический вопрос, и решаете задачи.
  3. Антимонопольная политика Европейского Союза: понятие, цели, задачи.
  4. Б. Задачи.
  5. Б. Задачи.
  6. Введение. Цели и задачи. Изучение базы и банков данных
  7. Вопрос 28. Экологический контроль: понятие, система и задачи.
  8. Задачи.
  9. Задачи.
  10. Задачи.
  11. Задачи.

1. При проведении плановой проверки соблюдения трудового законодательства в ООО «Прометей» государственный инспектор труда принял решение об отстранении от работы работников, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным мето­дам работы. Генеральный директор общества отказался исполнять данное требование инспектора, объяснив это тем, что тот вправе лишь рекомендовать работодателю отстранить от работы этих лиц. Правомерны ли действия генерального директора? Может ли государственный инспектор труда принимать решения об отстра­нении работников от работы? Какие государственные органы, помимо Федеральной инспекции труда, осуществляют надзор и конт­роль за соблюдением трудового законодательства?

2. Проверяя обоснованность жалобы Семеновой, уволенной из ЗАО «Луч», государственный инспектор труда появился на рабочем месте уволенной, не поставив в известность представителей рабо­тодателя. Выявив нарушения, допущенные при увольнении Семе­новой, государственный инспектор труда выдал генеральному директору предписание, содержащее требование об отмене незакон­ного увольнения. Генеральный директор общества отказался выполнить данное предписание, ссылаясь на то, что в соответст­вии с Трудовым кодексом государственный инспектор труда обя­зан был поставить работодателя в известность о предстоящей про­верке в организации. Как разрешить по существу возникшее противоречие? Какими правами обладает государственный инспектор труда? Каков поря­док проведения проверок организаций и какими нормативными правовыми актами он регламентируется?

3. Государственный инспектор по охране труда, обнаружив на ав­тозаводе ряд грубых нарушений правил охраны труда, в результате которых имели место несчастные случаи, принял следующие реше­ния:

1) опломбировать несколько механизмов, находящихся в неисправном состоянии;

2) запретить работу на участке горячего литья, где загазированность воздуха в два раза выше допустимых пределов;

3) остановить работу сборочного цеха, где оборудование не имело защитных приспособлений и оградительных сеток;

4) потребовать от работодателя увольнения инженера по тех­нике безопасности как не соответствующего занимаемой должности;

5) наложить штраф на начальника сборочного цеха.

Правомерны ли перечисленные действия государственного инспектора по охране труда?

4. При проверке государственным инспектором соблюдения пра­вил по охране труда на деревообрабатывающем комбинате было выявлено значительное число несчастных случаев, связанных с производством. Основными причинами были следующие факто­ры:

а) отсутствие системы обеспечения безопасных условий труда;

б) непроведение инструктажей как при приеме на работу, так
и в процессе трудовой деятельности.

Главный инженер комбината объяснил такое положение дел тем, что на работу принимались только квалифицированные ра­ботники и в указанных мероприятиях просто не было никакой не­обходимости.

Основываются ли на законе объяснения главного инженера? Каковы обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий труда?

Какие меры воздействия может применить государственный инспектор по охране труда к виновным?

5. Комиссия по охране труда профсоюзного комитета химическо­го завода выявила факт утечки вредных веществ и приостановила работу одного из цехов, поскольку там возникла угроза для жизни и здоровья работников. Директор завода обратился с жалобой в го­родскую прокуратуру. В роли прокурора дайте юридическую оценку действий комис­сии.

6. На железной дороге произошел несчастный случай, жертвами которого оказались два человека. Комиссия по расследованию не­счастного случая по просьбе администрации составила фиктивный акт, которым вся вина за несчастный случай была возложена на пострадавших. Об этом факте стало известно государственному инспектору по охране труда, который направил соответствующие материалы в прокуратуру. Какое решение должен принять прокурор исходя из представ­ленных ему материалов? Каково соотношение надзорных правомочий прокурора с дру­гими государственными надзорными органами Российской Феде­рации.

НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ

1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 г. (с изм. и доп.).

2. Трудовой кодекс РФ (с изм. и доп.).

3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (с изм. и доп.).

4. Уголовный кодекс РФ (с изм. и доп.).

5. Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (с изм. и доп.) // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 148.

6. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государст­венного контроля (надзора)» (с изм. и доп.) // СЗ РФ. 2001. № 33 (ч. I). Ст. 3436.

7. Указ Президента РФ от 12 ноября 1992 г. № 1355 «О государственных над­зорных органах» (с изм. и доп.) // САПП РФ. 1992. № 20. Ст. 1661.

8. Указ Президента РФ от 10 марта 1994 г. № 458 «Об ответственности за нарушение трудовых прав граждан» // САПП РФ. 1994. № 11. Ст. 857.

9. Постановление Правительства РФ от 9 сентября 1999 г. № 1035 «О государ­ственном надзоре и контроле за соблюдением законодательства Российской Фе­дерации о труде и охране труда» (с изм. и доп.) // СЗ РФ. 1999. № 38. Ст. 4546.

Читайте также:  Работа в тюрьме охранником

10. Постановление Правительства РФ от 28 января 2000 г. № 78 «О федеральной инспекции труда» (с изм. и доп.) // СЗ РФ. 2000. № 6. Ст. 760.

11. Постановление Правительства РФ от 23 мая 2000 г. № 399 «О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда» // СЗ РФ. 2000. № 22. Ст. 2314.

12. Постановление Правительства РФ от 7 июля 2000 г. № 507 «О порядке распределения средств от штрафов, взыскиваемых за нарушение законодатель­ства Российской Федерации о труде и об охране труда» (с изм. и доп.) // СЗ РФ. 2000. № 29. Ст. 3095.

13. Постановление Правительства РФ от 25 апреля 2003 г. № 244 «Об утверждении Положения о проведении государственной экспертизы условий труда в Российской Федерации» (с изм. и доп.) // СЗ РФ. 2003. № 18. Ст. 1716.

14. Постановление Федерального горного и промышленного надзора РФ от 3 июля 1993 г. № 20 «Об утверждении и введении в действие Правил о поряд­ке выдачи специальных разрешений (лицензий) на виды деятельности, связан­ные с повышенной опасностью промышленных производств (объектов) и ра­бот, а также с обеспечением безопасности при пользовании недрами» (с изм. и доп.) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнитель­ной власти. 2002. № 32.

15. Постановление Министерства труда РФ от 8 апреля 1994 г. № 30 «Об утверждении Рекомендаций по организации работы уполномоченного (доверен­ного) лица по охране труда профессионального союза или трудового коллекти­ва» // Бюллетень Минтруда России. 1994. № 5.

16. Постановление Министерства труда и социального развития РФ от 30 ноября 2000 г. № 86 «Об утверждении рекомендаций по организации деятельности органов, осуществляющих государственную экспертизу условий труда в Российской Федерации» // Бюллетень Минтруда России. 2000. № 12.

17. Постановление Министерства труда и социального развития РФ от 22 января 2001 г. № 10 «Об утверждении Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях» // Бюллетень Минтруда России. 2001. № 4.

18. Постановление Федерального горного и промышленного надзора РФ oт 30 января 2001 г. № 3 «Об утверждении Единых правил безопасности при взрывных работах» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов ис­полнительной власти. 2001. № 29.

19. Постановление Министерства труда и социального развития РФ от 14 февраля 2001 г. № 19 «Об утверждении Порядка учета и отчетности об использовании средств от штрафов, взыскиваемых за нарушение законодательст­ва Российской Федерации о труде и об охране труда» // Бюллетень норматив­ных актов федеральных органов исполнительной власти. 2001. № 36.

20. Приказ Министерства труда и социального развития РФ от 9 июля 2002 г. № 143 «О типовых формах документов федеральной инспекции труда» (текст приказа официально не опубликован).

21. Приказ Федеральной службы по труду и занятости от 6 апреля 2005 г. № 235 «О первоочередных мерах по организации и проведению государствен­ной экспертизы условий труда» (текст приказа официально не опубликован).

22. Закон г. Москвы от 14 марта 2001 г. № 7 «Об охране труда в городе Москве» (с изм. и доп.) // Ведомости Московской городской Думы. 2001. № 5. Ст. 41.

23. Распоряжение Правительства Москвы от 1 июля 2003 г. № 1140-РП «О методических указаниях по охране труда для организаций города Москвы» // Вестник мэра и Правительства Москвы. 2003. № 42.

24. Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2005—2007 годы от 29 декабря 2004 г. // РГ. 2005. 29 янв.

1. Абрамова О. В. Защита трудовых прав работников // Трудовое право. 2004. № 6.

2. Абрамова О. В. Ответственность за нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права // Трудовое право. 2004. № 6.

3. Абрамова О. В., Коршунова Т. Ю. Правовые проблемы организации надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде // Институт законода­тельства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ. Труды 60. М., 1995.

4. Викторов И. С. Надзор за соблюдением трудовых прав работников // Законность. 2002. № И.

5. Киселев Я. Л. Законодательство об охране труда и технике безопасности. М., 1960.

6. Коняхин Л. Г. Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде. М., 1982.

7. Коршунов Ю. Н. Законодательство РФ об охране труда. Комментарий. М., 2000.

8. Коршунова Т. Ю. Защита трудовых прав работников профессиональными союзами // Трудовое право. 2004. № 6.

9. Костян И. А. Способы и формы защиты трудовых прав // Гарантии реализации прав граждан в сфере труда и социального обеспечения. Практика при­менения трудового законодательства и законодательства о социальном обеспе­чении. Материалы международной научно-практической конференции / под ред. К. Н. Гусова. М., 2006.

10. Кузнецова С. Прокурорский надзор в кадровом деле // Кадровое дело. 2005. № 5.

11. Мануковская А. Н. Федеральная инспекция труда как субъект защиты трудовых прав работников // Гарантии реализации прав граждан в сфере труда и социального обеспечения. Практика применения трудового законодательства и законодательства о социальном обеспечении. Материалы международной на­учно-практической конференции / под ред. К. Н. Гусова. М., 2006.

Читайте также:  Неоказанные услуги как пишется слитно или раздельно

12. Полетаев Ю. Н. Прекращение трудового договора в связи с привлечением работника к уголовной или административной ответственности // Вопросы трудового права. 2006. № 6.

13. Ставцева А. И., Шептулина Н. Н. Ответственность руководителя организации за нарушение законодательства о труде. М., 2000.

14. Сыроватская Л. А. Ответственность за нарушение трудового законодатель­ства. М., 1990.

15. Чиканова Л. А. Организационно-правовые проблемы обеспечения безопасности труда на производстве // Обеспечение безопасности населения и терри­торий. М., 1994.

16. Шептулина Н. Н. Совершенствование законодательства об охране труда // Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительст­ве РФ. Труды 60. М., 1995.

17. Шептулина Я. Н. Российское законодательство об охране труда. М., 2001.

18. Шептулина Н. Н. Комментарий к закону об основах охраны труда в Российской Федерации. М., 2002.

19. Ярхо А. В. Законодательство об охране труда. М., 1988.

ТЕМА 11. ТРУДОВЫЕ СПОРЫ (4 ЧАСА)

Задачи семинара: Изучение понятия трудового спора, видов и причин их возникновения; определение органов, компетентных разрешать трудовые споры; определение порядка разрешения индивидуальных трудовых споров; определение порядка разрешения коллективных трудовых споров; реконструкция забастовки как крайнего способа разрешения коллективного трудового спора; повторение учебного материала, усвоенного на лекциях; выполнение комплексных ситуационных заданий; решение учебных задач; проведение рубежного контроля (тестирование).

План семинара:

1. Трудовые споры: понятие, виды, причины.

2. Органы, компетентные разрешать трудовые споры.

3. Порядок разрешения индивидуальных трудовых споров.

4. Порядок разрешения коллективных трудовых споров.

Дата добавления: 2015-05-10 ; Просмотров: 3031 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

инспектор труда установил, что Положение об условиях труда и отдыха работников, утвержденное генеральным директором данного ООО, предусматривает примирительный порядок разрешения индивидуальных трудовых споров между работниками и работодателем и ничего не упоминает о возможности разрешения этих споров в судебном порядке. Полагая, что данное условие противоречит Трудовому кодексу РФ, в соответствии с которым определение порядка разрешения индивидуальных трудовых споров отнесено к исключительному ведению федеральных органов государственной власти, государственный инспектор труда обязал работодателя привести указанный локальный акт в соответствие с ТК РФ.

Прав ли государственный инспектор труда? Каковы пределы полномочий работодателя в сфере локального нормотворчества? Допустимо ли локальное регулирование по вопросам, отнесенным к ведению федеральных органов государственной власти, путем включения в локальные акты положений, не предусмотренных Трудовым кодексом РФ, но и не противоречащих ему?

1. ЛНА составляются на основе существующих норм законодательства с учетом условий труда у данного работодателя. Индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами. Право на обращение в суд за зашитой нарушенных прав является нормой прописанной Конституцией РФ и не указание данного права в локальных нормативных актах организации не является лишением данного права. Но требование инспектора привести внутренние нормативы организации в соответствие с ТК РФ в части порядка разрешения инд.трудовых споров является фактически обязанностью работодателя создавать ЛНА в соответствии с законодательством РФ. Также на основе существующих в организации ЛНА составляются и заключаются трудовые договоры. И будет не лишним указать территориальную подсудность, так как при отсутствии договоренности между сторонами спора, иск о восстановлении трудовых прав может быть предъявлен по месту жительства истца (работника), что не всегда удобно для работодателя.

2. Работодатель принимает локальные нормативные акты в пределах своей компетенции, предусмотренной законом, иным нормативным правовым актом. Учитывается организационная форма, наличие профсоюзов и учет мнения представительных органов пр.

3. В ТК установлено, что применению не подлежат только те локальные нормативные акты, которые противоречат законодательству.

Индивидуальные трудовые споры, разрешение которых подсудно районным судам в качестве судов первой инстанции, могут (по волеизъявлению работника и работодателя) рассматриваться в досудебном порядке создаваемой комиссией по трудовым спорам. В состав комиссии по трудовым спорам должны входить в равной численности представители работодателя и представители стороны работника, избирается председательствующий, его заместитель и секретарь комиссии. Решение комиссии по трудовым спорам может быть обжаловано в судебном порядке в десятидневный срок после принятия решения по рассматривавшемуся спору.

Соблюдение требований и предписаний трудового законодательства неразрывно связано с надлежащим осуществлением государством надзора. Права работника будут соблюдаться в полной мере в том случае, когда работодатель знает, что его деятельность подконтрольна, а любое нарушение законодательства в сфере труда может привести к соответствующим санкциям.

Именно поэтому федеральная инспекция труда – в частности государственные инспекторы труда (ГИТ) — играют большую роль в регулировании отношений, которые возникают в процессе взаимодействия работника и работодателя.

Государственный инспектор труда: понятие и роль

Кто такой государственный инспектор по охране труда?

Таким образом, единственным руководством для ГИТ и ФИТ является законодательство РФ.

Основной целью существования таких образований как ФИТ является защита прав работников и охраны труда в целом. Помимо выполнения таких функций, как участие в проведении расследований вследствие несчастного случая, имевшего место на производстве и страховании работников, ФИТ также осуществляет функции надзора, обладает полномочиями по контролю в отношении банкротящихся организаций.

Читайте также:  Образец уведомления о даче письменных объяснений

В полномочия ГИТ также входит проверка соблюдения требований безопасности, которые варьируются в зависимости от типа деятельности, осуществляемой той или иной организацией. Более того, в задачи ФИТ входит дача рекомендаций работникам и работодателям относительно способов более эффективного соблюдения законодательства в сфере труда.

Таким образом, деятельность ГИТ не ограничивается исключительно защитой интересов работника или восстановления его прав, но также направлена на создание и оптимизацию безопасных условий труда, соответствующих всем требованиям законодательства, путем обобщения сложившейся практики.

Права и обязанности инспектора

Права, которыми обладает ГИТ, прямо перечислены в законодательстве РФ, а именно в ст. 357 Трудового Кодекса РФ. Анализируя положения указанной статьи, можно провести деление прав ГИТ на две большие группы.

Первая группа прав

ГИТ имеет определенные полномочия.

Относится к реализации им функций по выявлению нарушений законодательства в сфере труда, совершенных работодателями или их уполномоченными представителями, а также иных взаимосвязанных НПА. Такие права включают в себя:

  1. Право в любое время осуществить беспрепятственное посещение работодателя (в том числе физического лица) или какой-либо инспектируемой организации;
  2. Право запрашивать и получать от работодателей, органов МСУ или исполнительной власти, проверяемых организаций всю необходимую информацию или документацию, которую инспектор считает необходимой для того, чтобы всеобъемлюще осуществлять свои контрольные и надзорные функции;
  3. Право на получение образца или изъятие каких-либо веществ и материалов, при реализации данного права ГИТ обязан составить акт, подтверждающий изъятие конкретной вещи.

Вторая группа прав

Имеет право запрашивать необходимые документы.

Предоставляет ГИТ возможности для пресечения совершения каких-либо нарушений в сфере труда, такие права можно назвать определенными властными полномочиями, которыми наделен ГИТ.

  • право выносить предписания в адрес работодателей, содержащие в себе требование устранить нарушения, допущенные в отношении трудового законодательства. Стоит отметить, что такие предписания носят не рекомендательный, а обязывающий характер;
  • право обращаться в суд с требованием о ликвидации организации-работодателя в виду обнаружения факта несоблюдения требований, предъявляемых к охране труда, а также на основании соответствующей государственной экспертизы;
  • право отстранять работников от выполнения трудовых функций в случае непрохождения последними обязательного обучения, стажировки, аттестации и прочего;
  • право составления протоколов и рассмотрения административных дел в пределах, установленных для ГИТ законодательством РФ и другие.

Обязанности, возложенные на ГИТ, перечислены в статье 358 ТК РФ, в них входит обязанность соблюдения законодательства в сфере труда и сопутствующих ему НПА, а также обязанность не разглашать охраняемую законом тайну (коммерческую, государственную и др.) и конфиденциальность источника поступления жалобы, не сообщать работодателю о сделавшем обращение заявителе.

Основной обязанностью, тем не менее, является качественное выполнение своих функций в соответствии с законом.

Проведение проверки государственным инспектором по охране труда

Инспектор может совершать проверки.

Процедура проведения проверки описана в статье 360 ТК РФ и предоставляет ГИТ возможность проводить 2 типа проверок: плановую и внеплановую. Территориальные пределы, в рамках которых ГИТ может осуществлять подобные проверки, ограничены юрисдикцией и территорией РФ.

Проверка направлена на выявление нарушений, допущенных работодателем в рамках трудового права в процессе его деятельности, или на выявление факта выполнения ранее выданных предписаний.

ГИТ, несмотря на наличие у него достаточно широкого круга полномочий, не может истребовать больший объем информации, нежели предусмотрено законом. Так, инспектор может затребовать все кадровые и сопутствующие им документы для проверки на соответствие требованиям законодательства, но не может попросить представить документы, не связанные с трудовым правом, содержащие конфиденциальную информацию инспектируемого.

Внеплановая проверка может быть проведена на основании обращений и заявлений, в которых говорится о факте нарушения конкретным работодателем положений законодательства в сфере труда, после истечения срока, отведенного на устранение ранее выявленного нарушения, а также в случае наличия приказа ФИТ, изданного на основании поручения Правительства РФ, прокурора и других уполномоченных лиц. Уведомление работодателя о проверке не предусмотрено.

Плановая проверка должна быть проведена единожды за три года и осуществляться в соответствии с разработанными планами проведения проверок. ГИТ обязан уведомить работодателя о проведении подобной проверки не менее чем за три дня до планируемого дня проверки.

В случае несогласия работодателя с действиями инспектора, у работодателя имеется право обжаловать действия ГИТ в рамках 361 статьи ТК РФ, а именно руководителю ГИТ, проводившего проверку, главному ГИТ РФ или в судебном порядке.

Таким образом, деятельность государственного инспектора по охране труда направлена на реализацию положений ТК РФ. Выявление нарушений и вынесение предписаний об их устранении способствует улучшению функционирования институтов трудового права, что, при проведении надлежащего анализа и консолидации, приведет к созданию универсальной системы построения отношений работника и работодателя.

Из этого видео вы узнаете о защите трудовых прав.

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector