Характеристика ученика с дцп

Характеристика ученика с дцп

У детей с детским церебральным параличом отмечается нарушение не только опорно-двигательного аппарата, но и недоразвитие познавательных процессов, отставание в психофизическом развитии.

Особенностью развития познавательной сферы у детей с ДЦП является дефицитарное развитие: нарушение активного произвольного внимания, сенсорных функций, речи, нарушение памяти, формирования личности ребенка, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы.

В целом, образовательные перспективы этих детей определяются своевременностью начатой коррекционно-педагогической работы. Специально организованное обучение предполагает коррекцию недостатков психофизического развития ребенка с тяжелыми формами ДЦП, выработку практических умений и навыков, воспитание положительных черт личности и оказывает решающее влияние на результат его социализации.

На основе изучения работ по проблеме семьи «особого» ребенка (И.Ю. Левченко, И.И. Мамайчук, Е.М. Мастюкова, А.Г. Московкина, В.В.Ткачева, Э.Г. Эйдемиллер) была определена эффективность работы с детьми с ДЦП, которая тесно связана с наличием социальной и психолого-педагогической помощи их семьям. Для правильного воспитания и наиболее благоприятного развития больного ребенка очень важна адекватная адаптация семьи к его состоянию. Каждая семья после рождения ребенка с функциональными нарушениями переживает кризис, продолжительность которого в отдельно взятой семье различная. Ведущим стилем семейного воспитания больных детей является потворствующая гиперпротекция.

У детей с тяжелыми двигательными нарушениями вследствие ДЦП выявлены особенности психофизического развития, которые характеризуются множественными нарушениями двигательного развития, несформированностью познавательной деятельности, нарушениями речевого и личностного развития. Дети отличались повышенной чувствительностью к различным раздражителям, эмоциональной возбудимостью, истощаемостью, заторможенностью в поведении, которая проявлялась в виде пугливости, страха перед всем новым, несамостоятельностью, неуверенностью в своих силах. Дети были очень привязаны к матерям, с трудом адаптировались к новым условиям, у 86% детей наблюдался высокий уровень тревожности.

В наше время, количество детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата очень велико, и, к сожалению, похоже, в будущем их число не только не уменьшится, но, напротив, оно увеличится. Необходимо, однако, отметить, что объем знаний о психическом развитии детей с различными физическими недостатками на сегодняшний день не слишком велик, а имеющиеся знания о различных недостатках достаточно неравноценны.

Существует огромное количество работ, посвященных изучению особенностей познавательных, эмоциональных и психических процессов у умственно-отсталых детей, много работ посвящено изучению особенностей развития слепых и глухих детей. В последнее время достаточно много работ были посвящены изучению детей с задержкой психического развития. Вместе с тем особенности развития психических процессов детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата мало исследовались психологами. Среди детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата психологическим изучением прежде всего и в наибольшей мере были охвачены дети с церебральным параличом.

У детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата двигательные расстройства сочетаются с отклонениями в развитии сенсорных функций, познавательной деятельности, а также со сложностями развития эмоционально-волевой, мотивационной и коммуникативной сфер личности. При этом для формирования моторных и психических функций характерны замедленный темп и асинхронность их созревания с появлением вторичных компенсаторных и в большинстве своем патологических симптомокомплексов.

Достаточно много работ посвящено психологами изучению проблем адаптации и социализации людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, предметом исследования нашей работы является внутренний мир такого ребенка, основные компоненты его личности, к которым принято относить самооценку и уровень притязаний.

Исследования показывают, что выраженные двигательные расстройства способствуют формированию у детей негативных черт характера, а также сохранению черт, не свойственных данному возрасту и характерных для предыдущего этапа развития. Так, для детей с ДЦП свойственны непосредственность, склонность к фантазированию и мечтательности, преобладание в деятельности мотивов удовольствия, недостаточная активность, нерешительность, наличие страхов, склонность к быстрой смене настроения. Недостаточность коммуникативных связей с окружающим, иногда невозможность игры и систематического обучения, поведение родителей, чрезмерно опекающих или, наоборот, чересчур требовательных к своему ребенку, могут развить в одних случаях пассивность, неумение преодолеть трудности, в других — реакцию протеста, негативизм, упрямство.

Формирование самооценки у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата имеет ряд особенностей по сравнению с детьми в норме. Прежде всего, такие дети имеют тяжелые поражения опорно-двигательного аппарата, что значительно осложняет реализацию двигательных функций, многие дети, в силу заболевания, с трудом учатся ползать, сидеть, ходить, прыгать и т.д. А ведь именно во время выполнения этих движений ребенок начинает осознавать, «кто он есть?» в действительности. Помимо этого, любой физический недостаток оказывает влияние на взаимоотношения с окружающими людьми. В семье ребенок с физическим недостатком есть, прежде всего, особенный ребенок, к нему возникает исключительное отношение и здесь возникает вопрос о формировании социального Я ребенка, страдающего церебральным параличом.

Читайте также:  Регистрация права собственности на квартиру по наследству

Л.С.Выготский считал, что физический недостаток вызывает совершенно особую социальную установку, чем у человека, не имеющего такого недостатка. Все связи с людьми, все моменты, определяющие место человека в социальной среде, его роль и судьбу как участника жизни, все функции бытия перестраиваются под новым углом. Физический дефект, по мнению Л.С.Выготского, вызывает социальный вывих, который затрудняет социализацию ребенка, существенно влияет на его позицию, на его отношение к окружающему миру. Большое влияние на трудности формирования социального Я ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата оказывает социальная депривация, реакция окружающих на физический дефект, помимо реакции на осознание собственной неполноценности.

У большинства детей отмечается смешанный характер заболевания с сочетанием различных двигательных расстройств.

Особенностью двигательных нарушений при ДЦП является то, что они существуют с рождения, тесно связанны с сенсорными расстройствами, особенно с недостаточностью ощущений собственных движений.

У детей с ДЦП задержано и нарушено формирование всех двигательных формирований: удержание головы, навыки сидения и стояния, ходьбы, манипулятивной деятельности.

Таким образом, поражение ЦНС при ДЦП нарушает работу мышечных схем произвольных движений, что и определяет одну из основных трудностей формирования двигательных навыков.

У некоторых детей при резко нарушенном мышечном тонусе отмечается явление апраксии (неумение выполнить целенаправленные практические движения: застегивание пуговиц). Слабое оценивание своих движений и затруднение в ходе осуществления действий с предметами, являются причинами недостаточности активного осязания, в том числе узнавание предметов на ощупь (стереогенеза).

У детей с ДЦП в результате поражения двигательной сферы, а также мышечного аппарата глаз согласованные движения руки и глаза развиты не достаточно, особенно если имеет место неправильные установки тела, головы и конечностей (например: голова опущена на грудь, руки и ноги согнуты).

Двигательные нарушения, ограничивающие предметно-практическую деятельность, затрудняющие развитие самостоятельного передвижения и навыков самообслуживания, ставят больного ребенка с первых лет жизни в почти полную зависимость от окружения взрослых. Это способствует формированию у него пассивности, безынициативности, нарушает становление мотивационной сферы. Кроме того, при ДЦП имеют место нарушения эмоционально-волевой сферы, поведения, интеллекта, речи, зрения и слуха, связанные с ранним органическим поражением головного мозга.

Для большинства детей с церебральным параличом характерна повышенная утомляемость. Дети с трудом сосредотачиваются на задании, быстро становятся вялыми или раздражительными. У некоторых детей в результате утомления возникает двигательное беспокойство: они начинают суетиться, усиленно жестикулировать, гримасничать; у них появляется слюнотечение.

Многие дети отличаются повышенной впечатлительностью, обидчивостью, болезненно реагируют на тон голоса, на малейшие замечания, чутко подмечают изменения в настроении окружающих. У них легко возникают реакции недовольства, упрямства и негативизма.

Важной предпосылкой успешности воспитания детей с ДЦП является совмещение педагогических и лечебных воздействий с учетом не только двигательных, но и осложняющих расстройств. К числу таких расстройств относятся отмечаемые уже в первые месяцы жизни детей с ДЦП стойкие вегетативно-сосудистые и соматические нарушения: запоры, резкое снижение аппетита, иногда — чрезмерный аппетит, повышенная жажда, периодические повышения температуры без каких-либо соматических заболеваний, усиленная потливость, сосудистые спазмы как реакция на малейшие охлаждения и болезненное раздражение (бледность, похолодание конечностей). Часто отмечаются стойкие расстройства сна в виде нарушений ритма сна, недостаточной его глубины, трудностей засыпания и ночных страхов. В первые месяцы жизни у большинства детей с церебральным параличом наблюдаются трудности сосания, глотания, привычные срыгивания и рвоты. Все эти нарушения ослабляют организм ребенка, поэтому дети растут слабыми, часто болеют простудными заболеваниями, а по физическому развитию значительно отстают от здоровых сверстников.

Для многих детей с ДЦП уже с первого года жизни характерно нарушение процесса активного восприятия окружающего мира. Ребенок часто не может произвольно повернуть голову, перевести взор на тот или иной предмет, захватить его; у них нарушено развитие первых голосовых реакций, недостаточна их интонационная выразительность, что затрудняет формирование первых коммуникативных реакций. Частыми у детей с ДЦП являются расстройства речи, особенно ее звукопроизносительной стороны, что тесно связано с поражением общей и речевой моторики. Нарушения звукопроизношения проявляются в виде пропусков, искажений и замен звуков, различных нарушений голоса.

Читайте также:  Письменный документ содержащий распоряжения наследодателя это

Тяжелые нарушения зрения, приводящие к слабовидению и слепоте, встречаются примерно у 10% детей с ДЦП; примерно у 20 — 30 % детей наблюдается косоглазие. Примерно у 20 — 25% детей с ДЦП имеет место умственная отсталость различной степени выраженности, у 20% — эпилептические припадки.

Таким образом, двигательные расстройства у детей с церебральным параличом отрицательно влияют на весь ход его психического и физического развития.

Список литературы 1. Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом (доречевой период). — М., 1989. 2. Бадалян Л.О. Невропатология. – М., 2000.

Мальчик поступил в 1 класс в возрасте 8 лет. Ранее не посещал детский сад. Живёт с мамой Марией Александровной, папой Романом Константиновичем и сестрой Алиной.
В 2014-2015 учебном году Егор находился на индивидуальном обучении. Для него был разработан собственный образовательный маршрут( индивидуальная программа 7 вида) на основе УМК «Планета знаний.
Период адаптации к обучению проходил трудно, но достаточно спокойно, чему способствовала привычная домашняя атмосфера. И хотя у Егора преобладала положительная учебная мотивация, в течение первых месяцев обучения наблюдались повышенная усталость, проявления беспокойства, суетливости, повышенной плаксивости.
Двигательные нарушения, ослабленный мышечный тонус ограничивали предметно-практическую деятельность, затрудняли манипуляцию с предметами, в т.ч. и с учебными принадлежностями, темп деятельности был очень низким, большую часть учебного материала приходилось проговаривать устно, проигрывать, вместе рисовать, мастерить.
Движения неловкие, неуверенные, руки напряжены. Мелкая моторика совершенствуется плохо, неловкость рук особенно заметна при письме – карандаш, ручка, линейка выскальзывают из рук, падают, темп письма очень низкий.
Речь у ребёнка негромкая, некоторые слова проговаривает с трудом. При волнении сильно заикается, старается помочь себе жестами. Егор с удовольствием рассказывает об интересных случаях своей жизни, понравившихся передачах. Он смотрит много детских каналов. Имеет свое собственное мнение по многим вопросам. Может даже вступить в спор, доказывая свою правоту.
Программный материал по предметам не усваивает в полном объёме.
Обучение письму. Из-за плохого развития моторики рук, Егор с трудом прописывает буквы, тяжело запоминает их написание. В начале года очень много времени понадобилось, чтобы научить его прописывать элементы букв, соединения. Но писать каллиграфическим почерком он так и не умеет. Написание многих букв сильно отличается от образца. Обучение письму идет очень медленно. Не может дать характеристику звуков в слове, выделить твёрдые и мягкие согласные, определить роль двузвучных букв в слове. Под диктовку слова самостоятельно не пишет. Может записать только по буквам, если их отдельно произнести. Но желание научиться писать есть.
Обучение чтению. На начало года Егор знал почти все буквы, но не умел читать. За прошедший период он научился складывать буквы в слоги. Знает название всех букв. Начал читать. Темп очень медленный. Некоторые слова приходится прочитывать несколько раз. Допускает много ошибок при чтении, придумывает окончания слов. Осмысление прочитанного также на низком уровне. После первого прочтения текста Егор не может ответить на вопросы. Поэтому текст читает под руководством учителя. Не умеет делить слова на слоги, находить ударный слог. Хорошо рассказывает текст, прочитанный учителем или мамой.
Математика. На начало года знал цифры, умел считать до десяти в прямом порядке. За прошедший период научился считать в прямом порядке до 20. Очень тяжело дается счет в пределах ста. Не может самостоятельно считать в обратном порядке, не освоил счет десятками. Решает примеры в пределах 20 с линейкой или считает по пальцам. Состав чисел не запоминает. Не может назвать соседей числа. Может сосчитать пример на сложение в пределах 10, на вычитание затрудняется. Задания в тетради выполняет под руководством учителя или мамы. Материал усваивает очень тяжело. Чертежи и рисунки выполняет с большими трудностями из-за плохого развития моторики. Но знает, как найти длину отрезка по линейке. Знак действия в решении простых задач почти всегда определяет правильно. Очень неуверен в себе, боится назвать неправильный ответ. Ищет поддержки у учителя. Необходимый материал по программе почти не усвоен.
Эмоционально-личностная сфера ребёнка характеризуется преобладанием хорошего настроения, необыкновенной доброжелательностью, открытостью, детской непосредственностью. Егор всегда эмоционально живо реагирует на любые жизненные явления, его может глубоко, до слез, взволновать рассказ, кинофильм. Но очень остро реагирует на смену погоды. Сильно утомляется. Материал усваивается плохо. Не всегда удается выполнить запланированные задания.
Социальную дистанцию удерживает. Егор имеет немного завышенную самооценку. Всегда внимательно выслушивает справедливую критику, старается исправить собственные недостатки. Но часто это происходит со слезами. Желание выполнять задания сразу пропадает.
Социально-бытовые навыки сформированы, но ввиду нарушения координации движений, нуждается в помощи взрослых при обувании, завязывании шнурков, застёгивании пуговиц; при подъёме и спуске по ступенькам лестницы. По дому передвигается в специальной обуви и с помощью специальных клюшек.
Мальчик содержит свои вещи в надлежащем порядке. Всегда опрятно одет, подтянут.
Егор воспитывается в благополучной полной семье. Родители создали благоприятные условия для развития ребенка: имеется специально оборудованная комната для учебных занятий, собрание детских книг, соответствующих возрасту, настольные развивающие игры. Для мальчика организован рациональный режим дня, в котором органично сочетаются учебные занятия с лечебной гимнастикой, массажем, прогулками на свежем воздухе. Родители очень заинтересованно и требовательно относятся к школьным успехам ребёнка, систематически оказывают помощь в подготовке дополнительных заданий.

Читайте также:  Надо ли менять номера при покупке автомобиля

Директор школы:______________________/Тарасова А.М./
Классный руководитель:________________/Молодкина Т.Н./

  • 500486-harakteristika_na_dondukova_egora
    Размер файла: 8 kB Загрузок: 4

ученицы 4 класса МБОУ НОШ № 39 ФИО.

имя поступила в школу в 2009 году, инвалид детства (ДЦП, нарушение зрения). Первый, второй класс обучалась в общеобразовательной школе по программе «Школа 2100». Третий, четвертый класс обучается на дому по программе общеобразовательной школы (8 часов в неделю). С учетом состояния здоровья, интересов ученика и родителей, для положительной социализации ученицы обучение проводится по следующим образовательным дисциплинам: математика, русский язык, литературное чтение и окружающий мир. Программный материал усваивает.

У имя очень хорошие учебные способности, но проблемы со здоровьем мешают сделать учёбу более успешной.

Девочка утомляется после длительной нагрузки. Память – чуть ниже возрастной нормы. Мышление предметно-образное. Представления о мире конкретны. По характеру спокойная, рассудительная, доброжелательная, организованная. По типу темперамента флегматична, для осознанного обучения требует медленного темпа работы. Задания по русскому языку и математике выполняет медленно, т.к. кропотлива, аккуратна и плохо видит строчки и клетки в тетрадях. Овладела беглым чтением, читает дополнительную литературу. Но испытывает затруднения при чтении текстов, которые написаны мелким шрифтом.

В отношении к учебной деятельности имя проявляет старательность, но при возможности выбирает всегда задание, которое не требует больших усилий. Может сохранять работоспособность долго в течение определенного времени, если она поняла материал. Если не смогла уяснить материал, то работоспособность падает, и имя теряет всякий интерес к происходящему на уроке. В таких ситуациях учителю приходится поддерживать мотивацию ученицы разнообразными приёмами: посильные задания; создание ситуации успеха; похвала и т.д.

В индивидуальной работе со имя необходимо руководствоваться следующими правилами:

1. Четкость постановки целей деятельности.

2. Возможность демонстрации ученицей ее достижений.

3. Одобрение и поддержка взрослого.

4. Учет интереса девочки в порученном деле.

имя воспитывается в полной семье. В семье двое детей, имя -младшая. Родители занимаются ребёнком, в семье взаимопонимание, доброжелательность, комфортная психологическая обстановка .

Рост и вес девочки соответствуют возрастной норме. При общении со взрослыми девочка ведет себя спокойно и уверенно. имя всегда опрятна, аккуратна. Одежда соответствует возрасту.

В общественной жизни класса и школы на протяжении этих лет принимает живейшее участие: участвует в конкурсах и викторинах, праздниках разного рода, выставках.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector