Код дизельного топлива в путевом листе

Код дизельного топлива в путевом листе

1. МАРКИ
2. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
4. ПРАВИЛА ПРИЕМКИ
5. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ
6. УПАКОВКА, МАРКИРОВКА, ХРАНЕНИЕ И ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ
7. ГАРАНТИИ ИЗГОТОВИТЕЛЯ
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ
Группа Б13
М Е Ж Г О С У Д А Р С Т В Е Н Н Ы Й С Т А Н Д А Р Т
ТОПЛИВО ДИЗЕЛЬНОЕ

Diesel fuel.
Specifications

ГОСТ 305-82
ОКП 02 5131 0000
Дата введения 01.01.83
Настоящий стандарт распространяется на топливо для быстроходных дизельных и газотурбинных двигателей наземной и судовой техники, получаемое из продуктов переработки нефти.
Допускается изготовлять топливо с присадками, допущенными к применению в установленном порядке.
(Измененная редакция, Изм. № 3).
1. МАРКИ 1.1. В зависимости от условий применения устанавливаются три марки дизельного топлива:
Л (летнее) — рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха О °С и выше;
3 (зимнее) — рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха минус 20 °С и выше (температура застывания топлива не выше минус 35 °С) и минус 30 °С и выше (температура застывания топлива не выше минус 45 °С);
А (арктическое) — рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха минус 50 °С и выше.
(Измененная редакция, Изм. № 4, 5).

1.2. По содержанию серы дизельные топлива подразделяются на два вида:
I — массовая доля серы не более 0,2 %;
II — массовая доля серы не более 0,5 % (для марки А не более 0,4 %).

1.3. Коды ОКП дизельного топлива приведены в табл. 1.

Таблица 1
Топливо Код ОКП Топливо Код ОКП
Л-0,2-40, высший сорт 02 5131 0103 3-0,5 минус 35 02 5132 0101
Л-0,2-40, первый сорт 02 5131 0107 3-0,2 минус 45, высший сорт 02 5132 0103
Л-0,5-40 02 5131 0102 3-0,2 минус 45, первый сорт 02 5132 0107
Л-0,2-62, высший сорт 02 5131 0104 3-0,5 минус 45 02 5132 0104
Л-0,2-62, первый сорт 02 5131 0106 А-0,2, высший сорт 02 5133 0102
Л-0,5-62 02 5131 0105 А-0,2, первый сорт 02 5133 0103
3-0,2 минус 35, высший сорт 02 5132 0102 А-0,4 02 5133 0101
3-0,2 минус 35, первый сорт 02 5132 0108
1.4. В условное обозначение топлива марки Л должны входить массовая доля серы и температура вспышки, топлива марки 3 — массовая доля серы и температура застывания, топлива марки А — массовая доля серы.
П р и м е р ы у с л о в н о г о о б о з н а ч е н и я
Топливо летнее с массовой долей серы до 0,2 % и температурой вспышки 40 °С:
Топливо дизельное Л-0,2-40 ГОСТ 305-82
Топливо зимнее с массовой долей серы до 0,2 % и температурой застывания минус 35 °С:
Топливо дизельное 3-0,2 минус 35 ГОСТ 305-82
Топливо арктическое с массовой долей серы 0,4 %:
Топливо дизельное А-0,4 ГОСТ 305-82
Разд. 1. (Измененная редакция, Изм. № 4).
2.ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
2.1. Дизельное топливо должно быть изготовлено в соответствии с требованиями настоящего стандарта по технологии, утвержденной в установленном порядке.

2.2. По физико-химическим показателям топливо должно соответствовать требованиям и нормам, указанным в табл.2.

Таблица 2
Наименование показателя Норма для марки Метод испытания
Л З А
1. Цетановое число, не менее 45 45 45 По ГОСТ 3122
2. Фракционный состав: По ГОСТ 2177
50 % перегоняется при температуре, °С, не выше 280 280 255
96 % перегоняется при температуре (конец перегонки), °С, не выше 360 340 330
3. Кинематическая вязкость при 20 °С, мм 2 /с (сСт) 3,0-6,0 1,8-5,0 1,5-4,0 По ГОСТ 33
4. Температура застывания, °С, не выше, для климатической зоны: По ГОСТ 20287 с дополнением по п. 5.2 настоящего стандарта
умеренной -10 -35
холодной -45 55
5. Температура помутнения, °С, не выше, для климатической зоны: По ГОСТ 5066 (второй метод)
умеренной -5 -25
холодной -35
6. Температура вспышки, определяемая в закрытом тигле, °С, не ниже По ГОСТ 6356
для тепловозных и судовых дизелей и газовых турбин 62 40 35
для дизелей общего назначения 40 35 30
7. Массовая доля серы, %, не более, в топливе: По ГОСТ 19121
вида I 0,20 0,20 0,20
вида II 0,50 0,50 0,40
8. Массовая доля меркаптановой серы, %, не более 0,01 0,01 0,01 По ГОСТ 17323
9. Содержание сероводорода Отсутствие По ГОСТ 17323
10. Испытание на медной пластинке Выдерживает По ГОСТ 6321
11. Содержание водорастворимых кислот и щелочей Отсутствие По ГОСТ 6307
12. Концентрация фактических смол, мг на 100 см 3 топлива, не более 40 30 30 По ГОСТ 8489
13. Кислотность, мг КОН на 100 см 3 топлива, не более 5 5 5 По ГОСТ 5985
14. Йодное число, г йода на 100 г топлива, не более 6 6 6 По ГОСТ 2070
15. Зольность, %, не более 0,1 0,1 0,1 По ГОСТ 1401
16. Коксуемость, 10%-ного остатка, %, не более 0,2 0,3 0,3 По ГОСТ 19932
17. Коэффициент фильтруемости, не более 3 3 3 По ГОСТ 19006
18. Содержание механических примесей Отсутствие По ГОСТ 6370
19. Содержание воды То же По ГОСТ 2477
20. Плотность при 20 °С, кг/м 3 , не более 860 840 830 По ГОСТ 3900
21. Предельная температура фильтруемости, °С, не выше -5 По ГОСТ 22254
П р и м е ч а н и я :
1. По согласованию с потребителем допускается вырабатывать и поставлять топливо марок А и 3 (с температурой застывания минус 45 °С) с цетановым числом не менее 40.
2. Топливо марки 3 с цетановым числом не менее 45 по требованию потребителей допускается вырабатывать с температурой застывания не выше минус 40 °С.
3. По согласованию с потребителем для дизельного топлива марки 3, получаемого из летнего топлива с применением карбамидной депарафинизации, допускается температура помутнения не выше минус 11 °С при температуре застывания не выше минус 35 °С. Остальные показатели должны соответствовать требованиям к топливу марки Л.
4. По согласованию с потребителем допускается вырабатывать топливо марки 3 (из летнего топлива) с температурой застывания минус 35 °С с применением депрессорной присадки, при этом остальные показатели должны соответствовать требованиям к топливу марки Л. Топливо с присадкой допускается к применению при температуре окружающего воздуха не ниже минус 15 °С.
5. Для дизельных топлив марок 3 и А, вырабатываемых из бакинских нефтей, допускается зольность не более 0,02 % (кроме топлив, предназначенных для газовых турбин) и концентрация фактических смол не более 60 мг на 100 см 3 топлива.
6. В дизельном топливе всех марок после пяти лет хранения допускается увеличение кислотности на 1 мг КОН и концентрации фактических смол на 10 мг на 100 см 3 топлива.
7. Дизельное топливо марок Л, 3, А высшего сорта должно выпускаться с нормами по показателям, указанным ниже:
массовая доля серы, %, не более — 0,2;
концентрация фактических смол, мг на 100 см 3 топлива, не более — 25;
йодное число, г йода на 100 г топлива, не более — 5;
зольность, %, не более — 0,008;
коксуемость 10 %-ного остатка, %, не более: для марки Л 0,20, для марок 3 и А 0,10;
коэффициент фильтруемости, не более — 2.
8. По согласованию с потребителем допускается выработка и применение топлива марки Л с температурой застывания не выше О °С (без определения температуры помутнения) и содержанием воды не более "следы" (для топлива высшего сорта — отсутствие) при минимальной температуре воздуха (на месте применения топлива) не ниже 5 °С.
9. Для дизельных топлив из сахалинских, троицко-анастасьевской, а также из смеси троицко-анастасьевской и казахстанских нефтей устанавливается норма по плотности для марки Л не более 875 кг/м 3 , для марок 3 и А — не более 860 кг/м 3 .
10. Примечания 1-6 не распространяются на дизельное топливо всех марок высшего сорта, а также поставляемое на экспорт.
При поставке топлива на экспорт наряду с показателями, указанными в табл. 2, определяют и указывают в сопроводительной документации цвет по ГОСТ 2667 и предельную температуру фильтруемоеT по ГОСТ 22254.
11. Для техники, эксплуатируемой при подземных разработках и в карьерах, применяют топливо с содержанием серы не более 0,2 %.
(Измененная редакция, Изм. № 1, 2, 3, 4, 5).
Читайте также:  Правила пдд остановка и стоянка запрещена
3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
3.1. Дизельное топливо представляет собой горючую жидкость. Взрывоопасная концентрация его паров и смеси с воздухом составляет 2-3 % (по объему). Температура самовоспламенения топлива марки Л — 300 °С, марки 3-310 °С, марки А — 330 °С; температурные пределы воспламенения для марок:
Л — нижний 69 °С, верхний 119 °С; 3 " 62 °С, " 105 °С; А " 57 °С, " 100 °С. Температура вспышки для марок: Л — выше 40 °С, 3 — выше 30 °С, А — выше 30 °С — топлив для дизелей общего назначения и соответственно: Л — выше 61 °С, 3 — выше 40 °С, А — выше 35 °С — топлив для тепловозных и судовых дизелей и газовых турбин.
Предельно допустимая концентрация паров топлива в воздухе рабочей зоны 300 мг/м 3 .
Дизельное топливо относится к малотоксичным веществам 4-го класса опасности.
Топливо раздражает слизистую оболочку и кожу человека.

3.2. Оборудование, аппараты слива и налива, с целью исключения попадания паров топлива в воздушную среду рабочего помещения, должны быть герметизированы.

3.3. В помещениях для хранения и эксплуатации дизельного топлива запрещается обращение с открытым огнем, искусственное освещение должно быть во взрывобезопасном исполнении.

3.4. При работе с топливом не допускается использовать инструменты, дающие при ударе искру. При загорании топлива применимы следующие средства пожаротушения: распыленная вода, пена, при объемном тушении — углекислый газ, состав СЖБ, состав 3,5 и перегретый пар.

3.5. При разливе топлива необходимо собрать его в отдельную тару, место разлива протереть сухой тряпкой, а при разливе на открытой площадке место разлива засыпать песком с последующим его удалением.

3.6. При отборе проб, проведении анализа и обращении в процессе транспортных и производственных операций с топливом применяются индивидуальные средства защиты согласно типовым нормам, утвержденным Государственным комитетом СССР по труду и социальным вопросам и Президиумом ВЦСПС.

3.7. Емкости, в которых хранится и транспортируется топливо, а также трубопроводы должны быть защищены от статического электричества.

4. ПРАВИЛА ПРИЕМКИ
4.1. Дизельное топливо принимают партиями. Партией считают любое количество однородного по своим показателям качества топлива и сопровождаемого одним документом о качестве.

4.2. Объем выборок — по ГОСТ 2517.

4.3. При получении неудовлетворительных результатов испытаний хотя бы по одному из показателей, по нему проводят повторные испытания вновь отобранной пробы от удвоенной выборки.
Результаты повторных испытаний распространяются на всю партию.

4.4. Показатель по п. 21 табл. 2 определяют для топлива, предназначенного для экспорта.
(Введен дополнительно, Изм. № 3).

5. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ
5.1. Пробы дизельного топлива отбирают по ГОСТ 2517. Масса объединенной пробы — 2 дм 3 топлива.

5.2. Температуру застывания дизельного топлива определяют по ГОСТ 20287 без предварительного и последующего подогрева топлива до 50 °С.

6. УПАКОВКА, МАРКИРОВКА, ХРАНЕНИЕ И ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ
6.1. Упаковка, маркировка, хранение и транспортирование дизельного топлива — по ГОСТ 1510. На документе о качестве дизельного топлива марок Л, 3, А высшего сорта должно быть указано "высший сорт".
(Измененная редакция, Изм. № 4).
7. ГАРАНТИИ ИЗГОТОВИТЕЛЯ
7.1. Изготовитель гарантирует соответствие дизельного топлива требованиям настоящего стандарта при соблюдении условий транспортирования и хранения.

7.2. Гарантийный срок хранения дизельного топлива — 5 лет со дня изготовления.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ

    РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР

Т.Х. Мелик-Ахназаров, Е.М. Серегин, Б.А. Энглин, B.C. Азев, О.П. Наметкин, Т.Н. Митусова, А.А. Кукушкин, С.А. Бнатов, Ф.В. Туровский

УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 31 марта 1982 г. № 1386

ВЗАМЕН ГОСТ 305-73 и ГОСТ 4749-73

ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

Обозначение НТД, на который дана ссылка Номер пункта
ГОСТ 33-82 2.2
ГОСТ 1461-75 2.2
ГОСТ 1510-84 6.1
ГОСТ 2070-82 2.2
ГОСТ 2177-82 2.2
ГОСТ 2477-65 2.2
ГОСТ 2517-85 4.2, 5.1
ГОСТ 2667-82 2.2
ГОСТ 3122-67 2.2
ГОСТ 3900-85 2.2
ГОСТ 5066-91 2.2
ГОСТ 5985-79 2.2
ГОСТ 6307-75 2.2
ГОСТ 6321-92 2.2
ГОСТ 6356-75 2.2
ГОСТ 6370-83 2.2
ГОСТ 8489-85 2.2
ГОСТ 16350-80 2.2
ГОСТ 17323-71 2.2
ГОСТ 19006-73 2.2
ГОСТ 19121-73 2.2
ГОСТ 19932-99 2.2
ГОСТ 20287-91 2.2, 5.2
ГОСТ 22254-92 2.2


Ограничение срока действия снято по протоколу № 4-93 Межгосударственного Совета по стандартизации, метрологии и сертификации (ИУС 4-94)

Учреждение не вправе допускать к управлению транспортным средством водителя, у которого нет российских прав*. Также водитель обязан иметь при себе путевой лист. Но оформление транспортных листов и учет топлива по ним имеют важные нюансы, в случае когда используются разные виды топлива

Только унифицированная форма

Перевозки пассажиров, багажа и грузов без оформления путевого листа запрещены Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».

Путевые листы заполняются в соответствии с:

  • Порядком, утвержденным приказом Минтранса России от 18 сентября 2008 г. № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» (далее – Порядок № 152);
  • постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. № 78 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте» (далее – постановление № 78).
Читайте также:  Получение пенсии по месту пребывания

Бюджетные учреждения обязаны составлять путевые листы по унифицированным формам, разрабатывать формы первичных документов самостоятельно нельзя.

Такой вывод следует из приказа Минфина России от 15 декабря 2010 г. № 173н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями и Методических указаний по их применению».

Это же подтвердили чиновники и в отношении форм путевых листов в письме Минфина России от 3 октября 2012 г. № 02-06-10/4066.

Унифицированные формы понадобятся в целях определения объемов израсходованных горюче-смазочных материалов, подлежащих списанию.

Постановлением № 78 утверждены формы * путевых листов для различных видов транспорта:

  • легкового автомобиля (ф. 0345001);
  • специального автомобиля (ф. 0345002);
  • грузового автомобиля (ф. 0345004 применяется при оплате работы автомобиля по сдельным расценкам, ф. 0345005 – по повременным расценкам);
  • автобуса необщего пользования (ф. 0345007).

* Всем читателям электронного журнала доступен сервис «Формы», который содержит бланки документов и образцы их заполнения. Получите бесплатный доступ на три дня и оцените преимущества нового формата (www.e.budgetnik.ru).

Порядок заполнения путевого листа

Согласно пункту 6 Порядка № 152, в строках, отведенных для этих сведений, указываются:

  • тип (легковой автомобиль, грузовой автомобиль, автобус) и модель транспортного средства, а в случае если грузовой автомобиль используется с автомобильным прицепом, полуприцепом, модель такого прицепа;
  • государственный регистрационный знак транспортного средства, а также прицепа, если он есть;
  • показания спидометра (полные км пробега) при выезде транспортного средства из гаража и его заезде в гараж проставляются уполномоченными лицами, назначаемыми решением руководителя учреждения, и заверяются их штампами или подписями с указанием инициалов и фамилий;
  • дата (число, месяц, год) и время (часы, минуты) выезда транспортного средства с места постоянной стоянки и его заезда на стоянку.

Далее отметим, на что необходимо обратить особое внимание при заполнении путевого листа.

1. Руководителем учреждения должны быть назначены лица, уполномоченные фиксировать дату, время и показания одометра при выезде транспортного средства с постоянной стоянки и его возвращении обратно (п. 13 Порядка № 152).

2. Сведения о маршруте автотранспортного средства (пунктах назначения) Порядком № 152 отнесены к дополнительным реквизитам путевого листа, однако заполняются наряду с другими расположенными на оборотной стороне реквизитами, которые предусмотрены установленной формой.

3. Путевой лист оформляется на один день или на срок, не превышающий одного месяца (п. 10 приказа № 152).

4. Если в течение срока действия путевого листа транспортное средство используется посменно несколькими водителями, то допускается оформление на один автомобиль нескольких путевых листов раздельно на каждого водителя.

Номер документа указывается в хронологическом порядке в соответствии с принятой в учреждении системой нумерации. › |

› | Оформленные путевые листы должны храниться не менее пяти лет.

Нужно утвердить нормы расхода топлива

Важным вопросом является указание в путевом листе расхода горюче-смазочных материалов, и вот почему.

Путевые листы служат основанием для списания в бухгалтерском учете горюче-смазочных материалов (ГСМ), под которыми следует понимать автомобильный бензин, дизельное топливо, керосин, газ, используемые в качестве топлива, масла, а также другие технические жидкости, используемые при эксплуатации различных транспортных средств.

ГСМ учитываются на соответствующем аналитическом счете 105 00 «Материальные запасы».

Одним из реквизитов, предусмотренных в форме путевого листа, является отражение расхода топлива с указанием его фактического потребления и по норме (строка «Расход: по норме»).

Базовая норма расхода топлива зависит от конструкции автомобиля, его агрегатов и систем, категории, типа и назначения автомобильного подвижного состава (легковые, автобусы, грузовые), вида используемого топлива.

Минтранс России распоряжением от 14 марта 2008 г. № АМ-23-р ввел Методические рекомендации по расчету норм расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте.

В данных Методических рекомендациях приведены значения базовых, транспортных и эксплуатационных норм расхода топлива для автомобильного подвижного состава общего назначения, нормы расхода топлива на работу специальных автомобилей, порядок их применения, формулы и методы расчета нормативного расхода топлива при эксплуатации, справочные нормативные данные по расходу смазочных материалов, значения зимних надбавок, а также другая важная информация.

Чиновники рекомендуют при определении обоснованности затрат на ГСМ для служебного автомобиля учитывать данные нормы расхода топлива и смазочных материалов.

Однако ранее специалисты главного финансового ведомства считали применение указанных норм обязательным (письма Минфина России от 3 сентября 2010 г. № 03-03-06/2/57, от 14 января 2009 г. № 03-03-06/1/6).

В отношении автомобилей, для которых нормы расхода топлива и смазочных материалов не утверждены, чиновники рекомендовали налогоплательщику для подтверждения затрат на топливо в целях налога на прибыль руководствоваться соответствующей технической документацией или информацией, предоставляемой изготовителем транспортного средства.

Отметим, что в учреждении должен быть издан внутренний нормативный акт, утверждающий нормы расхода горюче-смазочных материалов.

Таким образом, обоснованность расходов на ГСМ, указанных в путевом листе, проверяется согласно утвержденным в учреждении нормам.

Путевой лист с двумя видами топлива

В настоящее время из-за роста цен на бензин широко распространена установка газобаллонного оборудования на транспортные средства.

Такое оборудование позволяет использовать альтернативный вид автомобильного топлива – сжиженный газ, и автомобиль может работать как на газе, так и на бензине.

Приведем числовой пример из практики автотранспортного комбината.

Пример

Пробег автомобиля ВАЗ-2110-010 составил 100 000 км.

Расход бензина с учетом скорости и потока движения – 10 литров на 100 км, а сжиженного газа – 11,5 литра на 100 км. При этом цена бензина АИ 91 – 26 руб. за литр, а газа – 9 руб. за литр. В результате получается, что 260 000 руб. было бы потрачено на бензин и 103 500 руб. – на газ.

Экономия при использовании сжиженного газа равна 156 500 руб. (260 000 – 103 500).

Выходит, что цена газа более чем в 2 раза ниже, чем бензина, однако расход газа в общем случае несколько выше.

"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 46, 2004

ОФОРМЛЕНИЕ ПУТЕВОГО ЛИСТА ВОДИТЕЛЯ

Любая организация, имеющая на балансе автомобили, приобретает бензин. Чтобы эти затраты отнести на расходы, учитываемые в целях обложения налогом на прибыль, организации обязаны оформлять первичные учетные документы: кассовый чек, авансовый отчет водителя и путевой лист (ст.252 НК РФ). Именно в путевом листе содержится информация о километраже и расходе топлива, а также маршруте следования.

Читайте также:  Как получить выписку из бти на квартиру

Унифицированные формы путевого листа утверждены Постановлением Госкомстата России от 01.01.2001 N 78. Для легковых и грузовых машин существуют разные формы путевого листа: для легковых предназначена форма N 3, для грузовых — формы N N 4-С и 4-П. Все формы выписывают в одном экземпляре и хранят пять лет.

Информацию о выданных путевых листах отражают в специальном журнале по форме N 8, также утвержденной Постановлением Госкомстата России от 01.01.2001 N 78.

На путевом листе обязательно ставят печать организации и дату его выдачи.

Заполняет лист обычно диспетчер гаража или другой работник, назначенный руководителем транспортного цеха. Но в небольших организациях это может быть сам водитель или другой работник, которого назначает руководитель.

Бывают случаи, когда форма путевого листа заполняется с нарушениями, например руководитель транспортного цеха (или сам водитель) указывает в путевом листе только марку автомобиля, фамилию водителя и объем израсходованного бензина. При этом забывают указать пройденный километраж, показания спидометра и прочую информацию. Это дает проверяющим органам основание исключить из состава расходов затраты на бензин.

Первичные документы можно принять к учету, если они составлены по унифицированной форме (п.2 ст.9 Федерального закона от 01.01.2001 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете"). Это правило не распространяется на документы, для которых унифицированные бланки не предусмотрены. Бухгалтер должен проверить расчет бензина по нормам и подтвердить правильность списания его с карточки подотчетного лица (водителя или руководителя транспортного цеха (гаража) и др.).

Путевой лист для грузовика

Если организация перевозит грузы на условиях сдельной оплаты, используют форму N 4-С, если на условиях повременной оплаты — форму N 4-П. Путевой лист выдают водителю под расписку вместе с товарно-транспортной накладной только на один рабочий день (смену) и при условии, что водитель сдал предыдущий. На путевом листе следует обязательно указать фамилию, инициалы, номер удостоверения и класс водителя, его табельный номер, марку, государственные и гаражные номера автомобиля и прицепа, фамилии и инициалы сопровождающих автомобиль работников, например грузчиков, экспедиторов и т. п.

Путевой лист по форме N 4-П имеет отрывной талон и специальный раздел "Выполнение задания". Их заполняет работник организации-грузополучателя. На основании талона определяется стоимость транспортной услуги и предъявляется заказчику счет на оплату. К счету прилагается сам отрывной талон, так как путевой лист должен остаться у организации-перевозчика.

В разделе "Задание водителю" следует указать пункты загрузки и разгрузки автомобиля, расстояние между грузоотправителем и грузополучателем, а также вес перевозимого груза в тоннах. На основании данных графы "Показания спидометра" определяется нормативное количество израсходованного горючего исходя из пробега автомобиля и норм расхода топлива, утвержденных приказом руководителя организации.

Чтобы определить нормативный расход горючего, нужно умножить пробег автомобиля за рабочий день в километрах на норму расхода бензина в литрах на 100 км пробега, а полученный результат разделить на 100.

Для определения фактического расхода горючего за смену к его остатку в баке автомобиля на начало смены следует прибавить количество горючего, заправленного в бак автомобиля в течение смены, и из этой суммы вычесть остаток бензина в баке автомобиля на конец смены.

В графе "Движение горючего" указывается количество литров горючего. Если организация имеет собственную автозаправочную станцию, то количество литров горючего, залитого в бак автомобиля, указывает заправщик. Если водители получают талоны на горючее, то в этой графе указывается количество топлива в литрах, на которое выданы талоны. Если водитель покупает бензин на автозаправочной станции, то эту графу он заполняет самостоятельно.

Раздел путевого листа "Таксировка" заполняет бухгалтер по данным предыдущих разделов путевого листа. Информация этого раздела служит основанием для списания израсходованного бензина и начисления водителю заработной платы.

Путевой лист для легкового автомобиля

Путевой лист по форме N 3 также выписывает диспетчер гаража или ответственный работник, которого назначил руководитель. Если водитель едет в командировку или работает больше суток, путевой лист можно выписать на необходимое количество дней.

Выдавая водителю путевой лист, следует сделать запись в журнале учета (форма N 8). Его форма точно такая же, как и при грузовых перевозках. Порядок заполнения этих листов также во многом совпадает.

На путевом листе легкового автомобиля следует указать данные о водителе, марку и государственный номер автомобиля. Если автомобиль используют для лицензируемых видов перевозок (например, перевозки пассажиров на коммерческой основе), то по строке "Лицензионная карточка" надо сделать соответствующую отметку. Если автомобиль используется только для управленческих нужд, эту строку прочеркивают.

Графы "Показания спидометра" и "Показания спидометра при возвращении в гараж" обычно заполняет механик (или ответственный работник).

Если у организации нет механика, технический осмотр автомобиля может проводить другой работник, например заведующий хозяйством или инженер технической службы, назначенный приказом руководителя. Следует учесть, что показания спидометра на начало дня должны совпадать с показаниями спидометра на конец предыдущего дня работы автомобиля.

На оборотной стороне листа указываются пункт назначения, время выезда и возвращения автомобиля, а также количество пройденных километров. Эти показатели самые важные, они служат основанием для включения стоимости израсходованного бензина в расходы.

Показатель графы "Результат работы автомобиля за смену"/"Пройдено, ____ км" должен соответствовать разнице между показаниями спидометра автомобиля на начало и конец рабочего дня. Если автомобиль используют для обслуживания сторонних заказчиков, заполняется графа "Код заказчика".

Если заработная плата водителю начисляется по повременной системе оплаты труда, в разделе "Результат работы автомобиля за смену" указывается количество отработанных часов по строке "Всего в наряде,____ ч". Сумма начисленной заработной платы отражается в строке "За ___ часы, ____ руб.___ коп.". Если же заработная плата начисляется водителю по сдельной системе оплаты труда, то указывается пройденный километраж (строка путевого листа "Пройдено, _____ км"). Сумма начисленной заработной платы приводится в строке "За ____километра, _____ руб. _____ коп.".

При начислении водителю заработной платы бухгалтер обязан подписать оборотную сторону путевого листа.

Пример. ООО "Вектор" имеет на балансе автомобиль ВАЗ-2108. Расход топлива этой марки машины равен 7 л бензина на 100 км. На начало смены 12 июля 2004 г. в баке автомобиля было 7 л бензина, а спидометр показывал цифру км. В течение рабочего дня водитель заправил автомобиль 20 л бензина АИ-92 по цене 15 руб. за литр. За смену машина прошла 350 км. Остаток бензина на конец рабочего дня составил 2 л.

В бухгалтерии ООО "Вектор" рассчитали фактический расход горючего за смену:

7 л + 20 л — 2 л = 25 л. Нормативный расход топлива составил 24,5 л (7 л х 350 км : 100 км). Следовательно, водитель сэкономил 0,5 л горючего за смену.

Рассмотрим, как заполняется путевой лист по данной операции.

Место для штампа

ПУТЕВОЙ ЛИСТ ЛЕГКОВОГО АВТОМОБИЛЯ ——- N

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector