Кто несет ответственность за качество образования выпускников

Кто несет ответственность за качество образования выпускников

Кто несет ответственность за качество образования выпускников?

а)Образовательное учреждение;

в) Руководитель образовательного учреждения:

г) Руководитель образовательного учреждения, учителя и родители (закон­
ные представители) обучающихся.

Задача 2

Что в соответствии с Законом РФ «Об образовании» является основой объективной оценки уровня образования выпускников?

а) Государственная агтестация выпускников, проводимая независимой от органов
управления образованием государственной аттестационно-диагностичесюй службой;

б) Государственные образовательные стандарты;

в) Общественно-государственный контроль деятельности образовательных
учреждений;

г) Основа объективной оценки уровня образования выпускников в законе
не определена.

Задача 3

Имеет ли право учитель требовать от обучающегося обязательного при­сутствия в музее (на выставке, в ботаническом саду и т. п.), если он решил провести там наглядное занятие по своему предмету?

а) Да, если это предусмотрено образовательной программой и учебным планом;

б) Да, если администрация образовательного учреждения разрешила такое
мероприятие;

в) Да, безусловно;

г) Нет, ни при каких условиях.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете. 8306 — | 7252 — или читать все.

91.146.8.87 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Удалось ли вам провести каникулы так, как задумывали?

О, да! Даже с перевыполнением!

Не всё удалось осуществить, но отдохнул(а) хорошо

Денег на отдых не осталось, пришлось потратить на неотложные нужды

Всё, как обычно: отдыхал(а) на грядках и заготовках, отпускные пошли на детей/ремонт

Всего проголосовало: 100

Текущий номер

Улыбнись жизни, и жизнь улыбнется тебе!

номер 35, от 27 августа 2019

Читайте в следующем номере «Учительской газеты»

3 сентября мы дарим нашим читателям литературный спецвыпуск "Учительской газеты". Отрывок из книги Александра Архангельского, эссе Дмитрия Воденникова, рассказ Алисы Ганиевой, отрывки из повести Кристины Гептинг и рассказа Кристен Рупеньян, рассказ Фарида Нагима, эссе Сергея Рязанского и Романа Сенчина, рассказ Булата Ханова и др. Все эти тексты объединяет то, что они – попытка вспомнить и переосмыслить опыт и поступки тех, кого мы можем назвать своими Учителями. Это те, кто учил, как надо и должно, те, у кого получались лишь уроки "от противного", те, кто оставил неизгладимый след в нашей душе. С новым учебным годом вас, дорогие читатели! Легкого старта и бесконечного творчества!

Наши приложения

«Образовательное право», №1 от 12 января 2010 года

Образовательные учреждения расплачиваются за нарушение образовательных стандартов и программ

Образование наряду с другими приоритетными направлениями развития находится сейчас в сфере повышенного внимания государства и граждан. Наиболее значимыми в настоящее время являются вопросы, связанные с повышением качества отечественного образования. Актуальным становится применение санкций за нарушение образовательных стандартов и программ. Учительская газета

Общеизвестно, что необходимыми условиями для подготовки конкурентоспособных выпускников общеобразовательными учреждениями и компетентных специалистов учреждениями профессионального образования являются необходимые вложения в человеческий капитал, эффективное использование финансовых, информационных и материально-технических ресурсов.

Содержание образования в каждом конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), утверждаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно.

Основная образовательная программа в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении разрабатывается на основе соответствующих примерных основных образовательных программ и должна обеспечивать достижение обучающимися (воспитанниками) результатов освоения основных образовательных программ, установленных соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами.

Качество образования подтверждает рынок труда. Для подготовки конкурентоспособных выпускников каждое конкретное образовательное учреждение должно постоянно осуществлять мероприятия по повышению качества образования, внедрять инновационные технологии обучения, руководствуясь стандартами и программами образования.

В законе РФ «Об образовании» в статье 7 определено, что в Российской Федерации устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты, представляющие собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к:

структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;

условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

результатам освоения основных образовательных программ.

Федеральные государственные образовательные стандарты являются основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования — очной, очно-заочной (вечерней), заочной, семейного образования, самообразования, экстерната.

Государственный статус образовательного учреждения (тип, вид и категория образовательного учреждения, определяемые в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых им образовательных программ) устанавливается при его государственной аккредитации (статья 12 этого закона).

Образовательное учреждение (статья 32):

самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров;

несет ответственность за: невыполнение функций, отнесенных к его компетенции; реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса; качество образования своих выпускников; уровень квалификации своих педагогических кадров.

В статье 38 Закона РФ «Об образовании» определено, что государственный контроль качества образования осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования в форме государственной (итоговой) аттестации выпускников аккредитованных образовательных учреждений, а также в форме плановых и внеплановых проверок содержания и качества подготовки обучающихся, уровня и направленности образовательных программ, реализуемых в аккредитованных образовательных учреждениях и их филиалах.

Основанием для проведения внеплановой проверки являются обращения органов государственной власти, органов местного самоуправления и граждан.

Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования или орган исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющий управление в сфере образования, в случае выявленного в результате проверки несоответствия содержания и качества подготовки обучающихся федеральным государственным образовательным стандартам, несоответствия реализуемых образовательных программ их уровню и направленности может направить обязательные для исполнения предписания в образовательные учреждения и их учредителям об устранении такого несоответствия и установить сроки выполнения.

В случае неисполнения указанного предписания орган, направляющий его, вправе приостановить действие лицензии полностью или в части ведения образовательной деятельности по отдельным образовательным программам с указанием срока устранения выявленного нарушения. Если в установленный срок указанное нарушение не будет устранено, лицензия подлежит аннулированию. Та же самая санкция может быть применена в отношении приостановки действия свидетельства о государственной аккредитации образовательного учреждения, либо лишения образовательного учреждения государственной аккредитации полностью или по отдельным образовательным программам (ст. 33 Закона РФ «Об образовании»).

Российская Федерация, субъекты РФ в лице соответствующих органов исполнительной власти, осуществляющих управление в сфере образования, в случае некачественной подготовки выпускников государственным или муниципальным образовательным учреждением вправе предъявить данному образовательному учреждению иск по возмещению затрат на переподготовку этих выпускников в других образовательных учреждениях. Основанием для предъявления иска является приостановление действия государственной аккредитации образовательного учреждения или лишение его государственной аккредитации (ст. 49 Закона РФ «Об образовании»).

Читайте также:  Характеристика на пекаря образец

Порядок осуществления контроля в сфере образования устанавливается Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 17.06.04 №300 утверждено Положение о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки.

Являясь федеральным органом исполнительной власти, эта Федеральная служба находится в ведении Минобрнауки России и осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки осуществляет следующие полномочия:

осуществляет контроль и надзор: за исполнением законодательства Российской Федерации в области образования, аттестации научно-педагогических кадров; за качеством образования в образовательных учреждениях и подготовки выпускников образовательных учреждений по завершении каждого уровня образования;

осуществляет лицензирование и государственную аккредитацию образовательных учреждений и их филиалов, а также научных организаций (в сфере послевузовского и дополнительного профессионального образования);

осуществляет в установленном порядке проверку деятельности образовательных учреждений;

организует проведение необходимых расследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований по вопросам осуществления контроля и надзора в установленной сфере деятельности;

пресекает факты нарушения законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности, а также применяет предоставленные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и(или) ликвидацию последствий нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности.

Приведем несколько характерных примеров из практики осуществления контроля и надзора по вопросам соблюдения качества образования.

По данным Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки в июне-июле 2009 года 100 баллов при сдаче ЕГЭ по разным предметам получили 2336 выпускников и абитуриентов. В порядке контроля были перепроверены 370 стобалльных работ и 25 процентов работ не подтвердили высокую оценку.

Рособрнадзор провел мониторинг знаний выпускников школ 2009 года, поступивших в вузы на первый курс. В проверке участвовали около 800 первокурсников в семи вузах: Академии народного хозяйства при Правительстве РФ, Московском автомеханическом институте, РЭА им. Г.В. Плеханова, воронежских государственном и техническом университетах, медицинской госакадемии, Казанском государственном университете. Проверяли знания по русскому языку, математике и некоторым профильным предметам вузов. В некоторых случаях высокие результаты ЕГЭ в проверочной работе снижались на 10-15 тестовых баллов. Наиболее сильные различия — у сдававших экзамен по химии.

Сейчас государство начало активно бороться за качество образования. Первыми жертвами стали некоторые филиалы государственных вузов и негосударственные высшие учебные заведения.

Так, по итогам прошлого года 86 филиалов вузов лишились права работы в сфере высшего образования.

Рособрнадзор проверил Московский институт медико-санитарной реабилитации (МИМСР). Были выявлены существенные нарушения. На их устранение вузу дали годовой срок, но фактически он ничего не сделал. К тому же в декабре 2008 года закончился срок действия его лицензии. Возобновить ее при большом количестве нарушений вуз не смог, и 20 апреля 2009 года было принято официальное решение о лишении МИМСР лицензии. С этого времени он лишился права вести образовательную деятельность и выдавать дипломы о высшем образовании.

Одновременно с организационно-правовыми принимаются меры по привлечению соответствующих лиц к дисциплинарной, материальной, административной ответственности, а при выявлении злоупотреблений — к уголовной ответственности.

Так, Трудовым кодексом РФ определено, что за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей работодатель имеет право применять следующие дисциплинарные взыскания — замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям (стр. 192 ТК РФ).

Материальная ответственность работников образовательных учреждений устанавливается в соответствии с положениями статей 238-250 ТК РФ, а материальная ответственность руководителей образовательных учреждений — положениями статей 273-281 ТК РФ.

Усилению борьбы за повышение качества образования, соблюдению требований законодательства в области образования будут содействовать санкции, дополнительно предусмотренные в Кодексе РФ об административных правонарушениях.

Имеются в виду внесенные существенные дополнения в этот кодекс Федеральным законом от 3 июня 2009 года №104-ФЗ в части установления административной ответственности за нарушение законодательства в области образования.

Так, глава 5 «Административные правонарушения, посягающие на права граждан» дополнена статьей 5.57 «Нарушение прав на образование и предусмотренных законодательством Российской Федерации в области образования прав и свобод обучающихся и воспитанников образовательных учреждений».

Нарушение или незаконное ограничение предусмотренных законодательством Российской Федерации в области образования прав и свобод обучающихся и воспитанников образовательных организаций либо нарушение порядка реализации указанных прав и свобод влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей, на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Глава 19 «Административные правонарушения против порядка управления» дополнена статьей 19.30 «Нарушение требований ведения образовательной деятельности и организации образовательного процесса».

Нарушение установленных законодательством Российской Федерации в области образования требований к ведению образовательной деятельности, выразившееся в ведении образовательной деятельности представительствами образовательных организаций или нарушении правил оказания платных образовательных услуг, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей, на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Реализация не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса либо незаконный отказ в выдаче документов государственного образца об уровне образования и(или) квалификации влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей, на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Умышленное искажение результатов государственной (итоговой) аттестации и предусмотренных законодательством Российской Федерации олимпиад школьников, а равно нарушение установленного законодательством Российской Федерации в области образования порядка проведения государственной (итоговой) аттестации, влечет наложение административного штрафа на граждан от трех тысяч до пяти тысяч рублей, на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей. Должностные лица, ранее подвергнутые административному наказанию за аналогичное правонарушение дисквалифицируются на срок от одного года до двух лет.

В статью 28.3 «Должностные лица, уполномоченные составить протоколы об административных правонарушениях» дополнительно включен пункт 90, в который включены должностные лица органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования — об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.57 и 19.30 данного кодекса, а также статьей 19.4 «Неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль)», статьей 19.5 «Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль)», статьей 19.6 «Непринятие мер по устранению причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения» и статьей 19.7 «Непредставление сведений (информации)».

Читайте также:  Скрип дивана гарантийный случай

Кроме того, в главе 19 «Административные правонарушения против порядка управления» в статье 19.1 «Самоуправство» предусмотрено, что самоуправство, то есть самовольное вопреки установленному федеральным законом или иным нормативным правовым актом порядку осуществление своего действительного или предполагаемого права, не причинившее существенного вреда гражданам или юридическим лицам, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей, на должностных лиц — от трехсот до пятисот рублей.

Федеральным законом от 3 июня 2009 года 104-ФЗ также внесено в Закон РФ «Об образовании» дополнение в статью 12 «Образовательные учреждения» о том, что в представительствах образовательного учреждения запрещается ведение образовательной деятельности.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что за нарушение образовательных стандартов и программ должны в полной мере нести ответственность образовательные учреждения и их работники.

Виктор ПРИВЕЗЕНЦЕВ, кандидат экономических наук, заслуженный экономист РФ

Правовые гарантии качества образовательных услуг.Обязанность обеспечивать качественное образование лежит, прежде всего, на образовательном учреждении как низовом звене системы образования. Образовательное учреждение участвует в образовательном отношении, прежде всего, в качестве обязанной стороны, действующей в интересах обучающихся. За ненадлежащее исполнение обязанностей образовательное учреждение несет юридическую ответственность в виде лишения государственной аккредитации и возмещения ущерба выпускникам, причиненного некачественным образованием (ст. 25, 49 Закона РФ «Об образовании»).

Образовательное учреждение выступает, прежде всего, стороной образовательного правоотношения, обязанной обеспечивать реализацию конституционных прав граждан на образование, давать им качественное образование. Качество оказываемой образовательной услуги является одной из ее основных потребительских характеристик. Правовые гарантии обеспечения качества образовательных услуг играют роль в охране прав граждан на образование.

В юриспруденции под гарантией понимается система правовых средств для выполнения определенных задач и обеспечения соответствую­щей деятельности. Правовые гарантии применительно к обеспечению конкретных прав носят объективный характер и направлены на закрепление и соблюдение этих прав и законных интересов с учетом их содержания.

На законодательном уровне закрепляется право обучаю­щегося на надлежащее качество образования (результата и процесса).

Прежде всего, это отражено в Конституции РФ, ст. 43 п.1 – где констатируется, что каждый гражданин РФ имеет право на образование. Естественно, что это право должно обеспечиваться в соответствии с некими эталонами, какими являются государственные образовательные стандарты.

Так, Гражданский кодекс РФ не дает конкретного определения качества услуги, но исходит из того, что, во-первых, качество должно соответ­ствовать определенным требованиям (в данном случае договора, а при не­полноте его условий — обычным требованиям), во-вторых, называет неко­торые общие критерии определения качества услуги: обычно предъявляемые требования, пригодность, обычное использование. Граждан­ский кодекс обязывает предпринимателей выполнять услуги в соответствии с требованиями, предусмотренными законом, иными право­выми актами — такими, как стандарты, технические требования, нормы и правила (п. 2 ст. 721 ГК РФ).

Данное положение преломляется в нормах Закона «О защите прав потребителей», обязывающих исполнителя оказать услугу, ка­чество которой должно соответствовать договору, а при отсутствии ука­заний в договоре — обычно предъявляемым требованиям. Оказываемая ус­луга должна соответствовать стандарту, техническим условиям, образцам.

Закон РФ «Об образовании» устанавливает ответственность образовательной организации за качество образования своих выпускни­ков (ст. 3, 32 Закона). Он вводит институт государственных образовательных стандартов, чьим требованиям должно соответствовать содержание и качество подготовки выпускников аккредитованных образовательных учреждений (п. 17 ст. 33 Закона), а также государственный контроль над каче­ством образования в аккредитованных образовательных учреждениях (ст. 38).

Таким образом, качество образования должно обеспечиваться как самой образовательной организацией, так и государством в лице уполномоченных органов, в частности, государ­ственной аттестационной службой, государственными органами управ­ления образованием.

Правовые гарантии качества образовательной услуги образуют си­стему, сочетающую гражданско-правовые и государственно-правовые сред­ства. Система охватывает законодательные и иные нормативные правовые акты, устанавливающие основы правовой гарантии качества оказываемых услуг.

К государственно-правовым средствам относится деятельность соответствующих государственных органов и органов местного самоуправления, обеспечивающих правовые гарантии законных действий образова­тельных организаций, в частности лицензионно-контрольная, аттестационно-аккредитационная. Особую роль играет судебная защита в качестве гаранта прав потребителя образовательной услуги.

Основным гражданско-правовым средством обеспечения гарантии качества услуги является договор, оформляющий качество данной услуги в соответствии с нормами, закрепленными в специальных законодательных и иных правовых актах, определяющих условия качества. В этих условиях договор оказания образова­тельных услуг является основным правовым средством гарантии качества образовательной услуги и защиты прав обучающегося. Оформление отношений между образовательной организацией и обучающимся на основе договора позволяет применить к ним не только нормы ГК РФ, но и правила законодательства о защите прав потребителей с учетом особенностей предмета и существа образова­тельной услуги, подключить механизм гражданско-правовых средств, при­званных обеспечить приоритет интересов потребителей в их отношениях с исполнителями. Основная суть правовых гаран­тий, обеспечиваемых договором, сводится к следующему:

· договор закрепляет взаимные обязательства, подлежащие исполне­нию, и обусловливает определенные права и обязанности сторон;

· условия договора должны соответствовать императивным нормам законодательства, иных нормативных правовых актов.

Статьи 8, 9 и 10 Закона РФ «О защите прав потребителей» предусматривают право потребителя на информацию об об­разовательной услуге и на информацию об ее исполнителе. Образова­тельная организация обязана довести до сведения потребителя своё на­именование, место нахождения (юридический адрес) и режим работы. Достаточно разместить указанную информацию на вы­веске учреждения. В связи с тем, что обра­зовательная деятельность подлежит лицен­зированию, в соответствии с п. 2 ст. 9 потребителю должна быть предоставлена информация о номере лицензии, сроке ее действия, а также информации об органе, выдавшем лицензию. Во-вторых, согласно п. 1 ст. 10 назван­ного Закона, образовательная организа­ция обязана своевременно предостав­лять потребителю необходимую и досто­верную информацию об услугах, кото­рая обеспечивала бы возможность пра­вильного выбора последних. Информация об услугах в обязательном порядке должна содержать:

· обозначения стандартов, обязательным требованиям которых должны соответст­вовать услуги (только для аккредитован­ных образовательных организаций);

· сведения об основных потребитель­ских свойствах услуг;

· цену и условия приобретения услуг;

· место нахождения (юридический адрес), фирменное наименование организации;

· информацию о правилах оказания услуг;

· указание на конкретное лицо, которое будет оказывать услугу, и информацию о нем, если это имеет значение, исходя из характера услуги.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по испол­нению образовательных услуг влечет за собой наложение санкций в судеб­ном порядке, а договорные отношения подлежат судебной защите. Исполнитель не вправе включать в договор условия, ущемляющие права граждан по сравнению с правилами, устанавливаемыми законода­тельством.

Нарушение прав потребителей образовательных услуг.С переходом к рыночным отношениям и легализацией платного образования возникла масса нарушений прав лиц, оплачивающих свое образование. Как уже было отмечено, права указанных лиц защищает, в основном, гражданское законодательство, в частности, законодательство о защите прав потребителей.

Практика показывает, что к основным нарушениям прав потребителей образовательных услуг относятся:

· оказание образовательных услуг без лицензии;

· оказание образовательных услуг образовательным учреждением, лишенным государственной аккредитации;

Читайте также:  Нужно ли разрешение на мачете

· нарушение прав потребителей на информацию об образовательной услуге и об ее исполнителе;

· наличие в договорах, заключаемых образовательными учреждениями, условий, ущемляющих права потребителей;

· наруше­ния при оформлении дого­воров па оказание платных образовательных услуг.

Рассмотрим условия договора на оказа­ние образовательных услуг, которые на­рушаются чаще всего.

1. Часто в договоре отсутствует право учащегося в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг, в то время как такое право предусмотрено ГК РФ и Законом РФ «О защите прав потребителей» от 17 декабря 1999 г. № 212-ФЗ.

2. По мнению специалистов из МАП России, повторные пересдачи контрольных, курсовых работ, экзаменов и т. д. является неотъемлемой частью основной образовательной услуги. Следовательно, установление отдельной оплаты за пересдачу экзаменов, контрольных работ, зачетов, итоговую аттестацию является неправомерным.

3. Установление в договорах, помимо платы за обучение, «безвозмездных единовременных сумм на содержание образовательного учреждения».

4. Неправомерным является установление исключительной подсудности по месту нахождения образовательного учреждения. В соответствии с п.п. 1 и 2 ст. 17 Закона РФ «О защите прав потребителей иски предъявляются в суд по месту жительства истца, или по месту нахождения ответчика, или по месту причинения вреда. Потребитель может подать исковое заявление в суд по месту своего жительства.

Возместить ущерб, нанесенный некачественным предоставлением образовательных услуг, можно че­рез суд (применению подлежат положения п. 6 ст. 29 Закона Российской Федерации «О защи­те прав потребителей»). Еще один способ защиты нарушенных прав – обращение в существующие организации по защите прав потребителей образовательных услуг. В свою очередь, государство должно содействовать появлению таких организаций.

Ответственность обучающихся за некачественное образование.Как уже отмечалось, процесс образования является двухсторонним процессом. Качественный уровень образования достигается не только за счёт качественных образовательных услуг, предоставляемых образовательным учреждением, но и благодаря собственным активным действиям обучающегося. Помимо внесения платы за обучение (если речь идёт о платных образовательных услугах) от него требуется регулярное посещение занятий, своевременное выполнение учебного плана и успешное прохожде­ние итоговой аттестации. Так учащиеся средних школ в случае неосвоения ими учебных программ по двум и более предметам могут быть оставлены на повторное обучение. Получение документа о соответствующем уровне образования за плату, но без обучения и итоговой аттестации представляет собой правонарушение, разновидность мошенничества. Обучающийся обязан подчиняться указаниям орга­на управления образовательным учреждением, а также выполнять его устав и правила внутреннего распорядка. К обучающемуся, оплатившему стоимость своего обучения, но не выполняющему своевремен­но учебный план, нарушающему правила внутреннего распорядка, в соответ­ствии с действующим законодательством об образовании могут быть приме­нены меры дисциплинарного взыскания вплоть до исключения из образовательного учреждения (в соответствии с Законом РФ «Об образовании» при достижении 14 лет). Такова логика образовательных отношений. Поэтому в договоре на оказание образовательных услуг образовательные учреждения вполне правомерно считают невыполнение обучающимся учебного плана основанием для расторже­ния договора по инициативе образовательного учреждения.

В образовательных отношениях не применяется и ст. 425 ГК РФ, согласно которой договор становится обязательным с момента его заключения. Фактом, порождающим данные отношения, является не сам договор, а по­следующая в соответствии с ним оплата обучения за учебный год или се­местр. Лицо, заключившее договор с образовательным учреждением, но не оплатившее стоимости обучения, не приобретает прав участника образовательных отношений и не может требовать по суду возникновения или про­должения этих отношений. Равным образом и образовательное учреждение не считает возможным применять ст. 425 ГК РФ к лицам, которые заключили с ним договор, но не оплатили стоимости обучения. С учетом изложенных обстоятельств образовательные учреждения справедливо предусматривают в договорах право прекращения образовательных отношений в случаях неоп­латы или просрочки оплаты обучающимися образовательных услуг. Обучающийся, не оплативший стоимости обучения, тем самым прекраща­ет образовательное отношение, утрачивает право быть его участником.

Ответственность образовательных учреждений и педагогических работников за некачественное образование.Законодательство не предусматривает возможности применения санкций к государственным и муниципальным образовательным учреждениям за нарушение обязательств по договору с обучающимися или их родителями. Санкции в виде лишения образовательного учреждения государственной ак­кредитации и лицензии возможны только по решению компетентных органов управления образованием и с учетом результатов аттестации.

В Законе РФ «Об образовании», Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», типовых положениях об образовательных учреждениях, иных нормативно-правовых актах институт дисциплинарной ответственности в сфере образования не получил надлежащей нормативно-правовой регламентации. Нормы, образующие этот институт, характеризуются значительными пробелами, противоречиями, нечеткими и неточными нормативно-правовыми предписаниями, а также недостаточно полно согласуются с нормами международного права.

В Законе РФ «Об образовании» (ст. 19 и 56) называются лишь отдельные виды дисциплинарных проступков педагогических работников, служащие основанием для привлечения их к ответственности, вплоть до увольнения. Это, в частности: 1) противоправные действия; 2) грубые и неоднократные наруше­ния устава образовательного учреждения; 3) повторное в течение года грубое нарушение устава образовательного учреждения; 4) при­менение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося; 5) появление на работе в состоянии алкогольного, нарко­тического или токсического опьянения.

Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» рассматривает также в качестве дисциплинарного проступка ненадлежащее управление, государственным или муниципальным высшим учебным заведе­нием, приведшее к его лишению государственной аккредитации по итогам аттестации (ч. 3 ст. 12);

Пункт 3 статьи 32 Закона РФ «Об образовании» устанавливает ответственность образовательного учреждения за:

1. Невыполнение функций, отнесенных к его компетенции.

2. Реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса.

3. Жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.

4. Нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения.

5. Иные действия, предусмотренные законодательством РФ.

Вопросы материальной ответственности участников образова­тельного процесса в законодательстве Российской Федерации пока не получили надлежащего отражения. Наиболее полно, хотя и весьма дискуссионно, регламентирован порядок возмещения материально­го ущерба, причиненного обучающимся некачественным обучени­ем. Ст. 49 Закона РФ «Об образовании» предоставляет право компе­тентным государственным органам управления образованием в слу­чае некачественной подготовки выпускников аккредитованным образовательным учреждением предъявлять иски по возмещению дополнительных затрат на переподготовку этих выпускников в дру­гих образовательных учреждениях.

____________

Вопросы для самопроверки и размышлений, практические задания

1. Какой смысл вкладывается в понятие «качество образования»? Каковы, на ваш взгляд, должны быть критерии качественного образования?

2. Каковы объекты, методы и содержание и законодательная основа мониторинга качества образования?

3. Оцените эффективность. достоинства и недостатки различных методов оценки качества обучения?

4. Оцените эффективность действующего в РФ института юридической ответственности за качество образования. Свою точку зрения подтвердите конкретными примерами.

5. Какова последовательность процедур аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений? Оцените их эффективность.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector