Переход на семейное обучение

Переход на семейное обучение

Некоторые родители в меру необходимости или собственного желания решают обучать своих детей в домашних условиях. Семейная форма обучения предусмотрена законодательством, ее нормы регулируются законом №273-ФЗ «Об образовании в РФ».

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

+7 (812) 317-50-97 (Санкт-Петербург)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

На выбор домашнего обучения могут влиять и непредвиденные обстоятельства, которые просто заставляют оставлять школу и искать альтернативные пути приобретения образования. Иногда семейное обучение является непосредственным выходом из ситуации.

В приобретения образования дома есть свои нюансы. Вся ответственность за получаемый результат возлагается на родителей. Для грамотного проведения этой процедуры следует подобрать правильные программы, а также разъяснить процесс аттестации в школе.

Терминология

Многие путают или объединяют понятия семейное образование и домашняя учеба. Обучаться дома можно только по состоянию здоровья. В этом случае образовательным процессом полностью занимается ответственная школа. Домой к ребенку приходят учителя и проводят с ним уроки, проверяют задания и выдают аттестат.

Чтобы перейти на семейное образование, не нужно никаких дополнительных причин, кроме желания самих родителей.

Законодательная база

Переход на семейную учебу должен осуществляться на основании таких нормативных документов:

  • закон «Об образовании»;
  • приказ Минобразования №1015;
  • письмо Минобразования «О получении образования в семейной форме»;
  • приказ Минобразования №1400;
  • ФГОС;
  • законодательные акты отдельных субъектов России.

Нужно учитывать локальные нормативные акты, которые действуют в образовательном учреждении, принимающем аттестацию у обучающихся на семейной форме.

Выбор формы обучения

Принимать решение о выборе формы образования вправе только родители или законные представители ученика. Следует брать во внимание взгляд ребенка. Законодательство утверждает, что родителям нельзя отказать, если они хотят перевести своего ребенка на иную форму учебы.

Также допустимо сочетать несколько форм. Это значит, что законодательство не запрещает совмещать семейный и очный вариант обретения образования.

Родители совместно с ребенком могут принять решение обучаться некоторым предметам в школе, а прочие усваивать дома. Также по решению попечителей дети, учившиеся на семейной форме, могут в любое время перейти на очную и продолжить обучение в образовательной организации. После такого перехода ученик будет изучать предметы по установленным в школе образовательным программам.

В законе указано, что каждый год проходить эту процедуру нет необходимости – заявление написать достаточно один раз. Если же родители сменили семейную форму образования на очную, то для последующей смены нужно будет снова писать заявление в соответствующие органы.

Сменить форму образования для ребенка и написать заявление об этом родители могут в любое время. В законодательстве нет никаких ограничений по срокам, а также максимальном числе проводимых изменений формы обучения. Это значит, что родители имеют право менять форму обучения столько раз, сколько понадобится.

Особенности семейного образования

В школе дети могут учиться на разных формах: очно, заочно или дистанционно. Если ребенка или родителей это не устраивает, они могут перевестись на семейную форму обучения. Для осуществления перехода можно не ждать окончания четверти или полугодия – сделать это можно в любой момент. Это же касается и возвращения в школу, если другая форма образования не подошла.

Часто родителей пытаются уговорить оставить ребенка хотя бы на заочной форме. Но последнее слово все же остается за родителями, так как законодательно школа не имеет права отказать в переходе на другую форму обучения.

Для перевода ребенка на другую форму образования следует предпринять такие шаги:

  1. Написать заявление на имя директора образовательного учреждения, в котором будет указано желание перейти на семейную форму.
  2. Направить уведомление в образовательный Департамент (это можно сделать как самостоятельно, так и через администрацию школы).
  3. Написать заявление для зачисления ребенка на экстернат для осуществления аттестации.
  4. Выбрать подходящую образовательную программу и проводить изучение школьных предметов дома.

Через некоторое время после окончания этой процедуры родителям может позвонить сотрудник Департамента и спросить о переходе на семейную форму. Это обычный процесс, так как с этого времени ребенок находится на учете в этой организации.

После окончания перехода родителей должны пригласить в школу для подписания договора о семейном обучении. Его оформляют в двух экземплярах, один из которых остается в школе, другой – передается родителям.

Договор должен содержать все необходимые аспекты, а именно:

  • проведение консультаций;
  • осуществление аттестации ученика;
  • использование школьной библиотеки;
  • участие в общешкольных мероприятиях и пр.

Семейное образование по новому закону об образовании 2019 не запрещает выбор семейной формы обучения. Однако следует помнить, что для осуществления такой процедуры в первую очередь родители должны иметь необходимые знания с большинства школьных предметов. Ребенок все равно будет сдавать школьные экзамены, а без соответствующих знаний это будет невозможно.

Если ребенок идет в первый класс

В том случае, если ребенок еще не учился в школе, а только должен идти в первый класс, писать заявление директору не нужно. Следует сразу же идти в Департамент образования и там писать специальное уведомление.

Каждая школа имеет свой Устав, в котором прописаны правила аттестации. Это значит, что в одном учреждении она может проходить каждую четверть, в другом – раз в год. Некоторые школы выбирают блочную систему для сдачи экзаменов, другие хотят, чтобы ребенок сдавал все контрольные работы.

Процедура обучения первоклассников на семейном образовании должна состоять из таких шагов:

  1. Изучить правила и Уставы местных школ.
  2. Попасть на прием в Департамент образования, заполнить уведомление.
  3. Согласовать прикрепление к школе с сотрудниками Департамента.
  4. Получить направление в образовательное учреждение для вступления на экстернат.
  5. Согласовать все необходимые моменты с директором школы.

В школе нужно будет написать заявление об аттестации. К этому аспекту следует отнестись очень внимательно, так как установленным в нем моментам придется следовать. Практически всегда для проведения всех аттестаций следует написать только одно заявления, но в некоторых школах просят писать заявление для каждой аттестации по отдельности.

Аттестация

Аттестация учеников бывает нескольких видов:

  • текущая;
  • промежуточная;
  • итоговая (государственная).

Для лиц, которые проходят обучение в семейной форме, не проводится текущая аттестация. Для получения возможности сдавать промежуточную и итоговую аттестацию в школе, ребенок туда оформляется экстерном.

Заявление о необходимости аттестации родители могу написать:

  • перед началом аттестации;
  • по окончании учебного года;
  • перед государственной аттестацией.

Если заявление будет подано непосредственно перед началом аттестации, то ребенок не будет числиться в образовательном учреждении. Если же заявление было написано в начале учебного года, то ребенок получит право пользоваться школьной библиотекой, а также ему полагается финансовая компенсация, если это предусмотрено нормами органов местной власти.

Для этого промежуточная школа для учащихся на семейной форме должна быть включена в муниципальное здание. В этом случае образовательное учреждение будет финансироваться из местного бюджета.

Если по итогам аттестации ученик получает неудовлетворительную оценку, формируется академическая задолженность. Если она не будет ликвидирована, ученика переведут на обучение в школе.

Ответственность

Статья 44 действующего закона об образовании возлагает всю ответственность за обучение ребенка на семейной форме на его родителей или опекунов. На школу возлагается ответственность только за организацию процедуры аттестации.

Часто задаваемые вопросы

Где можно найти образец заявления о переходе на семейную форму обучения? Такой бланк можно взять на сайте Департамента образования. Документ следует адресовать директору школы. В тексте нужно указать посылания на законодательные акты, опираясь на которые происходит переход.
Новое законодательство относит семейное образование к формам обучения вне образовательных учреждений. Насколько это хорошо или плохо? В статье 17 нового закона указано, что семейное образование считается таким, что происходит вне школы. Это следовало и из норм старого закона, но было описано не так четко. Это приводило к тому, что школы считали возможным контролировать образовательный процесс в семье.
Читайте также:  Перечислена задолженность по социальному страхованию проводка

В новом же законе четко указано, что обучение происходит за пределами школы, а значит, школа в него вмешиваться не имеет права. Это нововведение делает закон более ясным и устраняет двусмысленности.

Имеют ли дети, учащиеся в семье, отношение к школе? Имеют, но уже не в качестве непосредственных учеников, а только как аттестующиеся. В законе сказано, что аттестация происходит экстерном, а дети имеют право проходить ее бесплатно. Экстерны хоть и являются по закону обучающимися в образовательном учреждении, но они не считаются учащимися. Обязательным ли условием считается согласование аттестации? Нет, но специалисты настоятельно рекомендуют это сделать. В таком случае родители будут точно знать, когда и какой экзамен ждет на ребенка. В ином случае можно слишком поздно узнать, что учителя уже заняты и некому принимать аттестацию. Дата может переноситься раз за разом, что не принесет комфорта ни родителям, ни ребенку. Что можно предпринять, если директора школы нет на месте в часы приема, а больше никто не хочет принимать заявление? Заявление можно отправить по почте заказным письмом с уведомлением о том, что его уже вручили. Так не придется ждать на директора и родители будут полностью уверены в том, что документ дошел до адресата. Когда ребенку уже не нужно будет посещать школу? Дату перехода на семейное обучение сообщит Департамент образования. С этого времени ходить в школу уже будет не нужно. Сколько раз в год ребенку нужно будет посещать школу? Во-первых, необходимо будет приходить на аттестации. Их количество оговаривается в договоре. Во-вторых, ребенок сможет посещать школьную библиотеку и общешкольные мероприятия, но это уже полностью добровольно. Какие права получает ребенок, пребывающий на семейном обучении? Ребенок может бесплатно получать учебники, пользоваться библиотекой, а также принимать участие в школьных мероприятиях. Кроме того, у семейного ученика есть право на консультации перед аттестацией. На каждый предмет выделяется по два часа. Можно ли в таком случае оформить справку, что ребенок является учеником образовательного учреждения? Это возможно только в том случае, если ребенок зачислен в школу как экстерн. В ином случае он не будет считаться контингентом школы, поэтому и звания школьника у него не будет. Как получить компенсацию за обучение ребенка на семейной форме? Это очень сложная процедура, так как компенсацию выплачивают не в каждом учебном заведении. О возможности получения подобных выплат стоит узнавать в местном Департаменте образования.
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:
    • Москва и Область — +7 (499) 110-56-12
    • Санкт-Петербург и область — +7 (812) 317-50-97
    • Регионы — 8 (800) 222-69-48

    ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

    Поговорим про юридическое оформление семейного образования в РФ. Незнание закона, как говорится, не освобождает от ответственности. По моему опыту, у нас в образовании больше боящихся, чем пострадавших от законов.

    Я ещё не видела родителя, который бы сам сел и прочитал закон «Об образовании». Да и из системы образования таких людей тоже не встречала. «А зачем их читать/что это изменит?» и «Нас никто не учил/не повышают нашу квалификацию» (железный аргумент, если вдуматься).

    Де юре

    В РФ действует Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Он большой — приведу основные тезисы статьи 17:

    «В Российской Федерации образование может быть получено:

    1) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

    2) вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования)».

    Это значит, что мы реализуем своё право, когда забираем ребёнка из школы. Более того, имеем законное право пройти промежуточную (любые экзамены с 1 по 8 класс включительно) и итоговые аттестации (ОГЭ и ЕГЭ) в любой школе (формально школа, в которой вы учились и переходите на СО, или просто школа по месту жительства, не может отказать). Читаем статью 17 дальше:

    «Обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения (…) промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность».

    Опять же формально вы можете водить ребёнка в школу на определённые предметы, а другие изучать самостоятельно, но, забегая вперед, скажу, что законодатели ничего не написали относительно того, как эти отношения следует оформлять с образовательной организацией, поэтому в разделе «де юре» остаётся только разрешение, которое не понятно как использовать на практике:

    «Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения».

    Зато нам прямо разрешают сдавать любые аттестации экстерном. Пишите заявление о досрочном прохождении аттестации и всё — вам должны предоставить возможность реализовать своё право. Возможно, одновременно с другими учащимися и в удобное для образовательной организации время, но отказать вам формально не могут — об этом часть 3 статьи 34:

    «Лица, осваивающие основную образовательную программу в форме самообразования или семейного образования либо обучавшиеся по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию образовательной программе (…) бесплатно.

    При прохождении аттестации экстерны пользуются академическими правами обучающихся по соответствующей образовательной программе».

    Теперь ответ на самый конфликтный вопрос: кто решает, как учиться и чему учиться — школа или родитель? Читаем указание в части 4 статьи 63:

    «Форма получения общего образования и форма обучения по конкретной основной общеобразовательной программе определяются родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося. При выборе родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося формы получения общего образования и формы обучения учитывается мнение ребёнка».

    Кто тут жаловался на то, что у нас тоталитарная страна? Получите самый демократический закон — и это Закон об образовании! Да европейцы в своей демократической Европе офигевают от наших свобод! Интересно, кто его и как протащил, и благодаря какому лобби его приняли.

    Родитель и только он в РФ решает — учить своего ребёнка в школе или нет

    Неясно, конечно, как законодатели собираются «учитывать мнение ребёнка», но требовать директору школы подпись вашего несовершеннолетнего ребёнка (прецеденты есть) на заявлении о переходе на семейное образование — глупо, смешно, а вообще-то грустно.

    Зато в законе точно написано, кого нужно информировать (информировать, а не спрашивать разрешения) при переходе на семейное образование. И это, на удивление, не школа — читаем часть 5 статьи 63:

    «(…) При выборе родителями (законными представителями) детей формы получения общего образования в форме семейного образования родители (законные представители) информируют об этом выборе орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территориях которых они проживают».

    Читайте также:  Мировое соглашение в гражданском судопроизводстве

    Как вы должны уведомлять орган местного самоуправления, подробно написано в местных подзаконных актах. Мы живём в Перми, в нашем случае это Постановление Администрации города Перми № 301 от 29.04.2014 «Об утверждении Порядка учёта детей, проживающих на территории города Перми, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего полного образования (…)».

    Наверняка в каждом муниципалитете есть подобное. Информацию об этом в большинстве случаев публикуют на сайте Департамента или Министерства образования вашего региона.

    В приложениях к нашему Постановлению приведены следующие формы:

    • Заявление об организации получения образования в форме семейного образования с прохождением промежуточной и итоговой аттестации в муниципальном общеобразовательном учреждении, которое нужно писать на имя директора школы.
    • Уведомление о выборе формы получения образования в форме семейного образования, которое нужно оформлять «В департамент образования администрации города Перми».

    И то, и другое нужно отдавать в школу, а школа уже должна передавать в департамент. Снова не совсем очевидно, почему так, но инструкции в этом конкретном постановлении даны точные.

    Всем настоятельно рекомендую отдавать заявление и уведомление с одним сопроводительным письмом под подпись секретарю школы с проставлением номера входящего на вашем экземпляре. Каждый год в школах обострение — они теряют и ищут бумаги. Видимо, департамент старые уведомления сжигает на кострах и новые со школ заново трясёт — иного объяснения попыткам брать эти уведомления каждый год придумать не могу.

    Кстати, уведомить вы можете в любой день учебного года — как о переходе на семейную форму, так и обратно. Тут нет никаких ограничений. Можете ходить туда и обратно сколько угодно раз.

    Уведомили — отлично, что делать дальше? Дальше вам нужно оформить со школой договор. Школы о нём часто ничего не слышали, им этот геморрой меньше всего нужен, поэтому делать его вам, а вот на основании какого шаблона — придётся поискать.

    В нашем случае есть отдельное письмо Министерства образования Пермского края «О необходимости разработки Порядка организации получения обучающимися начального общего, основного общего, среднего общего образования в форме семейного образования» №СЭД-26-01-21-882 от 18.09.2013, направленном «руководителям органов управления образованием».

    Действительно, зачем направлять его директорам школ. Может, его должны были департаменты образования направить в школы. Возможно, что и направляли, но оно затерялось по пути — родителям в школах его предъявить не могут и даже о факте его существования иногда не знают.

    В этом письме есть и шаблон договора с двумя приложениями. Шаблон договора «о получении обучающимся начального общего, основного общего, среднего общего образования в форме семейного образования между общеобразовательной организацией и родителями (законными представителями)» кривой — я такой подписывать не стала и внесла свои правки, тут опора на ваш пофигизм или здравый смысл, по ситуации.

    Но договор — это самое простое. Суть — в приложениях. Их оформлять придётся вам, а сделать это совсем не легко. Причём приложений должно быть два:

    • Приложение № 1. Индивидуальный учебный план освоения обучающимся общеобразовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования в форме семейного образования по программам ___ класса.
    • Приложение № 2. График промежуточной и итоговой аттестации.

    Итого, чтобы стать «семейником» де юре, нужно:

    1. Направить уведомление в департамент и заявление директору школы о переходе на семейное образование — и то, и другое отдавать в школу с сопроводительным или в двух экземплярах, под подпись.
    2. Подписать с директором школы один договор с двумя приложениями на каждый учебный год.

    На этой ноте «де юре» заканчивается.

    И начинается де факто

    Мы упираемся в учебный план школы, который выглядит примерно так:

    Очень содержательно и, главное, всё понятно! Но никто не знает, как должен выглядеть твой индивидуальный учебный план. А главное, кому он на семейном образовании такой нужен! Кто будет считать количество часов?

    По факту, вам нужно знать совершенно другие вещи: что в вашем конкретном классе будут проходить, по каким учебникам и что будут спрашивать на годовом экзамене (промежуточной аттестации).

    Понятно, что на семейном образовании вы собираетесь дать ребёнку больше счастья и больше знаний, чем в школе. По факту все мечты упираются сразу в сдачу обязательного минимума — годовых экзаменов для перевода в следующий класс. На эти вопросы отвечают совсем другие школьные документы — «Рабочие программы» по предметам.

    И вот тут ты вникаешь, что эти самые рабочие программы по предметам — неуловимый документ

    Формально они должны лежать на сайте школ, но найти их там — это целый квест. Потом выяснится, что они там не по всем предметам или устарели, что выдают совсем не те учебники, которые указаны в качестве УМК (учебно-методическом комплексе) в найденной рабочей программе, потом придётся просить скинуть рабочие программы по предметам «христа ради» завуча или каждого из учителей. От учителей же и узнать, что актуальные рабочие программы будут в начале учебного года… ну где-то к концу сентября… И вообще вы первый, кто о них спрашивает.

    Можно ещё попробовать сходить за ними в департамент и узнать, что учебные программы школ он не собирает и не проверяет, хотя и выступает заказчиком образования.

    В общем, ключевое знание, полученное мной в этом квесте — рабочие программы разных школ по предметам родителю сравнить невозможно! Ну и скажите, на основании чего вы школу ребёнку вроде как «выбираете»? Только честно, кроме близости к дому и места в рейтинге «статусности»?

    Когда сентябрь уже идёт, а программ так и нет, вы можете поддаться слабости и решить, что ладно, сам не дурак, прочитаю основополагающие документы. Это ФГОС (федеральный государственный образовательный стандарт) и «Примерная основная образовательная программа начального общего образования» (1-4 классы) или такая же, но только общего образования (с 5 класса). Потом изучу, какие рабочие программы, соответствующие им, есть по всем предметам, посмотрю по ним всем УМК (учебники и рабочие тетради, проще говоря), выберу те, что меня устраивают.

    Жить с этой иллюзией вы будете ровно до того момента, пока не перейдёте от Приложения № 1 «Индивидуальный учебный план» к Приложению № 2 «График аттестации»

    В Законе об образовании ничего не сказано о том, что образовательная организация должна учитывать ваш индивидуальный учебный план и выбранную рабочую программу с УМК при аттестации. Экзамены для всех учеников по одному шаблону. В нём (условно) именно те словарные слова, которые дети в школе в течение учебного года пишут, и те мореплаватели, годы путешествий которых надо вызубрить. В общем, учиться вы можете по любой программе, а сдавать аттестации вы будете по школьной программе именно этого учебного года и именно того класса, в котором вы числитесь.

    В общем, рабочие программы нужно настойчиво требовать. При должной настойчивости их выдадут к концу сентября. Вы изучаете их, делаете для себя действительно индивидуальный учебный план (а не тот, что в приложение к договору пойдёт). Проставляете свои месяцы сдачи предметов в течение года в график аттестации и пытаетесь его согласовать.

    Тут новый поворот. Вы обнаруживаете, что в школе по каким-то предметам не готовы принимать экзамены минимум до весны, а по каким-то предметам, типа несчастной физры или трудов, учителя вообще не знают, как вас аттестовать. Вы у них (правильно) первый!

    Читайте также:  Как брать отпуск по закону частями

    Здесь надо мужественно принять решение за них. Ок, давайте так, презентация по физкультуре (реальная история) нам не кажется удачным решением, мы будем сдавать нормативы, дайте нам даты! Нет экзамена по труду — ок, мы вам слепим все поделки, которые вы планируете делать в течение года, а вы принимайте их у нас сразу в октябре.

    Лайфхак — добавьте обязательно в шаблон графика аттестаций столбик «Формат и содержание аттестации»

    В школе всё равно никто шаблон не видел, а вас это избавит от желания учителей как следует экзаменовать вашего ребёнка дополнительными тестами и промежуточными тремя контрольными вместо согласованной одной.

    Резюмируем

    Минимум месяц у вас уйдёт на то, чтобы сделать индивидуальный учебный план и график аттестации. Это напряжённый интеллектуальный труд. Носить в школу его без сопроводительного письма и официального вручения через канцелярию под подпись будет ошибкой, так никогда не закончите. Не бойтесь требовать директора или секретаря расписаться — аттестацию у вас не директор принимать будет, а учителям меньше всего хочется быть между молотом и наковальней.

    Этот квест вас ждёт каждый год — договор один, а приложения нужно каждый год подписывать новые. Конечно, вы можете выбрать вариант вообще оставаться «вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность» и не сдавать промежуточные аттестации, то есть прийти в школу по месту жительства сразу на сдачу ОГЭ, но я таких смелых и бесшабашных людей не знаю.

    Итого, чтобы действительно стать «семейником», нужно:

    1. Прочтя всё это, принять твердое решение перейти на семейное образование.
    2. Направить уведомление в департамент и заявление директору школы о переходе на семейное образование. Оба документа отдать в школу с сопроводительным под подпись.
    3. Подписать с директором школы договор.
    4. Разработать для себя индивидуальный учебный план, который удовлетворяет двум критериям сразу: пригоден для сдачи аттестации по программе вашего класса и по нему вы сможете учить ребёнка, исходя из своих образовательных амбиций и принципов.
    5. Разработать и подписать два приложения к договору: Индивидуальный учебный план и График промежуточной аттестации.

    Верю, что вы всё правильно сделали, поэтому начинается самое сложное — семейное образование. До этого были только подходы. И, если честно, они — самое лёгкое по сравнению с образовательными рутинами.

    Главная > Консультации > Омбудсмен > Как перейти на семейную форму обучения?

    Семейная форма обучения уже не первый год пользуется популярностью среди родителей, которые готовы обучать своих детей дома самостоятельно. Закон «Об Образовании в РФ» № 273-ФЗ предусматривает за родителями право выбора различных форм обучения детей в зависимости от потребностей семьи и ребенка. Бывает и так, что сложившиеся обстоятельства вынуждают родителей и детей уходить из школы и искать возможные способы обучения вне образовательной организации. В таких случаях самообразование и семейное обучение станут выходом из ситуации.

    Семейное обучение имеет свои нюансы. Эта особая форма обучения, где ответственность за результаты обучения, процесс обучения, особенности организации обучения полностью лежит на родителях ребенка. Родители, которые впервые сталкиваются с этим понятием, нуждаются в разъяснениях. Как перейти на семейное обучение? В какую школу обращаться для сдачи промежуточной и итоговой аттестации? По каким программам обучать ребенка? и т. д. Возникает немало вопросов, ответы на которые содержатся в документах, касающихся сферы образования.

    Где найти информацию о семейном образовании?

    • Официальная информация содержится в ФЗ «Об Образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. (далее Закон).
    • Письмо Министерства образования и науки РФ от 15.11.2013 г. № НТ-1139/08 «Об организации получения образования в семейной форме».
    • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г.№ 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
    • Субъекты РФ могут издавать нормативно-правовые акты, которые закрепляют особенности организации семейного образования на уровне конкретного региона.
    • Локальные акты образовательной организации также могут содержать информацию об аттестации учащихся, находящихся на семейном обучении.

    Существует ли специальная процедура перевода ребенка на семейную форму образования?

    Право выбора формы получения образования имеют родители ученика. Именно родители, учитывая мнение ребенка, решают, как и где обучаться ребенку. При переходе с одной формы получения образования на другую родители должны:

    1. Написать заявление о переходе на семейную форму получения образования.
    2. Родители должны проинформировать орган местного самоуправления муниципального района или городского округа по месту проживания о переходе ребенка на семейную форму получения образования (п. 5ст.63 Закона). Чаще всего это орган управления в сфере образования.

    Процедура перехода на семейную форму образования является достаточно простой и доступной.

    Как и где пройти аттестацию ребенку, который находится на семейном обучении?

    Обучающемуся, который находится на семейном обучении, необходимо пройти промежуточную аттестацию в целях определения уровня освоения образовательной программы (п.1 ст.58 Закона). Такую аттестацию учащийся проходит бесплатно в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

    Учащийся имеет право пройти аттестацию экстерном. Это означает, что в качестве экстерна во время прохождения промежуточной и итоговой аттестации ребенок зачисляется в образовательную организацию и приобретает все академические права учащихся (ст.33–34 Закона). Под такими правами могут пониматься права на участие в конкурсах, олимпиадах, спортивных мероприятиях, право на получение бесплатной психологической помощи и т. д.

    Для того, чтобы пройти промежуточную и итоговую аттестацию экстерном родители должны написать заявление в организацию, где ребенок будет проходить аттестацию. После этого школа издает распорядительный акт, который будет свидетельствовать о приеме лица в образовательное учреждение для прохождения аттестации (ч.1 ст.53 Закона).

    Школа в данном случае несет ответственность только за организацию прохождения аттестации ребенком. За качество знаний учащегося, находящегося на семейном обучении, и приобретенных компетенций образовательная организация ответственность не несет.

    На ученика, находящегося на семейном обучении, распространяется действие нормы закона, накладывающей ответственность за наличие академической задолженности (п.10 ст.58 Закона). Если ученик не ликвидирует академическую задолженность в установленные сроки, то он продолжит обучаться в образовательной организации, с согласия родителей.

    Локальные акты школы регулируют порядок, периодичность и формы прохождения аттестации.

    Особенности обучения в форме семейного образования.

    Стоит отметить важные нюансы, которые необходимо знать каждому, кто переходит на семейную форму получения образования.

    • Перейти с семейной формы обучения на обучение в образовательную организацию ребенок может на любом этапе обучения, по решению родителей/законных представителей (п.3 ст.22 Закона).
    • Учитывая, что семейное образование осуществляется вне школы, то обучающийся в контингент образовательного учреждения не включается.
    • Обучающийся, в рамках семейного образования во время обучения имеет право на бесплатное пользование учебниками и учебными пособиями в пределах государственного образовательного стандарта (ст.35 Закона).
    • Родители вправе самостоятельно выбрать образовательную организацию, в которой ребенок будет проходить промежуточную/итоговую аттестацию.
    • Право выбора программы обучения, особенностей обучения, количества часов на усвоение того или иного материала остается на усмотрение родителей.

    Семейная форма обучения является хорошей возможностью для ребенка проходить обучение в соответствии с его индивидуальными особенностями и потребностями.

    С другой стороны ребенок нуждается в обществе своих сверстников, а школа является для ребенка первым и очень важным шагом на пути к социализации. Родителям необходимо выстраивать обучение таким образом, чтобы ребенок имел возможность общаться с другими детьми.

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock detector