Представительным органом работников оао ржд является

Представительным органом работников оао ржд является

(выступление профкома, цехкомов)

Участие работников ОАО «РЖД» в управлении охраной труда установлено статьями 53 и 370 Трудового кодекса Российской Федерации.

Представительным органом работников ОАО «РЖД» является Роспрофжел.

Предложения работников по улучшению условий и охраны труда рассматриваются в комитетах (комиссиях) по охране труда и учитываются в разделе «Улучшение условий и охраны труда» коллективных договоров и соглашений.

Для участия работников в управлении охраной труда в структурных подразделениях железных дорог, в иных филиалах ОАО «РЖД» по инициативе руководителя соответствующего подразделения (представителя работодателя) и/или работников либо их представительного органа на паритетной основе создается комитет (комиссия) по охране труда. Организация работы, задачи, функции и права комитета (комиссии) устанавливаются в соответствии с «Типовым положением о комитете (комиссии) по охране труда», утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 29.05.2006г № 413.

Профсоюзные инспекторы труда Роспрофжел и уполномоченные (доверенные) лица по охране труда в установленном порядке беспрепятственно посещают производственные подразделения ОАО «РЖД» для проведения проверок соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о профессиональных союзах, а также выполнения условий коллективного договора и вносят обязательные для рассмотрения должностными лицами предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда. Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда исполняют свои функции в соответствии с «Типовым положением об уполномоченном (доверенном) лице по охране труда профессионального союза», утвержденным постановлением исполкома Федерации независимых профсоюзов России от 18.10.2006г № 4-3 .

Руководители железных дорог, других филиалов, и структурных подразделений ОАО «РЖД» предоставляют соответствующему выборному органу Роспрофжел сведения о выполнении соглашений по охране труда, о выполнении мероприятий по устранению причин происшедших несчастных случаев и профессиональных заболеваний.

Организация работ по охране труда в ОАО «РЖД»

СУОТ является частью корпоративной системы управления ОАО «РЖД» и обеспечивает управление рисками в области охраны труда. Эффективность СУОТ обеспечивается правильностью установленных целей и исполнением обязанностей руководителями на всех уровнях управления.

Организация работ по охране труда предусматривает:

— разработку и совершенствование структуры управления охраной труда в ОАО «РЖД»;

— установление обязанностей руководителей и специалистов ОАО «РЖД»;

— установление порядка проведения работ подрядными организациями;

— установление порядка проведения работ на территориях и объектах сторонних организаций;

— установление порядка стимулирования работников.

Структура системы управления охраной труда в ОАО «РЖД»

Организационная структура СУОТ базируется на структуре управления ОАО «РЖД», сформированной по основным направлениям деятельности общества, и основывается на распределении функций управления, установлении взаимосвязей и отношений органов управления и должностных лиц аппарата управления ОАО «РЖД», железных дорог, других филиалов и структурных подразделений ОАО РЖД».

Управление охраной труда в ОАО «РЖД» осуществляют на четырех уровнях управления.

На первом уровнев аппарате управления ОАО «РЖД» управление охраной труда осуществляется:

— вице-президентом, ведающим вопросами охраны труда;

— вице-президентами, курирующими соответствующие хозяйства железных дорог (комплексы);

— Управлением охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля;

— начальниками подразделений аппарата управления ОАО «РЖД»;

— заместителями начальников подразделений аппарата управления ОАО «РЖД», ведающими вопросами охраны труда;

— заместителями начальников подразделений аппарата управления ОАО «РЖД» (по направлениям работ);

— специалистами по охране труда подразделений аппарата управления ОАО «РЖД».

На втором уровне – на железных дорогах управление охраной труда осуществляется:

— начальниками железных дорог;

— главными инженерами железных дорог;

— заместителями начальников железных дорог (по хозяйствам);

— службами (отделами) охраны труда и промышленной безопасностижелезных дорог;

— начальниками служб (отделов) и их заместителями;

— главными инженерами служб;

— специалистами по охране труда служб;

— начальниками самостоятельных отделов.

На втором уровне – в дирекциях-филиалах ОАО «РЖД» (далее-центральные дирекции), иных филиалах и структурных подразделениях ОАО «РЖД» управление охраной труда осуществляется:

— начальниками центральных дирекций, иных филиалов и структурных подразделений ОАО «РЖД»;

— заместителями начальников, ведающими вопросами охраны труда (главными инженерами) центральных дирекций, иных филиалов и структурных подразделений ОАО «РЖД»;

— заместителями начальников (по направлениям работ);

— специалистами по охране труда.

На третьем уровне – в отделениях железных дорог управление охраной труда осуществляется:

— начальниками отделений, дирекций железных дорог и их заместителями;

— главными инженерами отделений и дирекций железных дорог;

— отделами (секторами) охраны труда и промышленной безопасности отделений железных дорог;

— начальниками отделов (секторов) отделений железных дорог, дирекций железных дорог и их заместителями;

— специалистами, ведающими вопросами охраны труда, в отделах отделений железных дорог, дирекциях железных дорог.

На третьем уровне – в дирекциях, не входящих в состав железной дороги (далее — региональные дирекции), управление охраной труда осуществляется:

— начальниками региональных дирекций и заместителями начальников (по направлениям работ);

— заместителями начальников региональных дирекций, ведающими вопросами охраны труда (главными инженерами);

— специалистами по охране труда.

На четвертом уровне – в структурных подразделениях дирекций железных дорог, дирекций, не входящих в состав железных дорог, иных филиалах и структурных подразделениях ОАО «РЖД» управление охраной труда

— главным инженером или заместителем руководителя, ведающим вопросами охраны труда;

— заместителями руководителя (по направлениям работ);

— начальниками отделов, руководителями подразделений;

— специалистами по охране труда.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Учись учиться, не учась! 10138 — | 7770 — или читать все.

Читайте также:  Код подразделения азербайджанского паспорта

91.146.8.87 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Все бухгалтеры заинтересованы в том, чтобы к ним не было претензий у различных госорганов, проводящих проверки, например у трудовой инспекции. А последняя нередко настаивает на том, что при утверждении таких внутренних документов, как положение об оплате труда, о премировании и так далее, непременно нужно учитывать мнение представительного органа работников организации. Посмотрим, правы ли проверяющие.

Что такое представительный орган

Внимание

Представительный орган работников — это не обязательно профсоюз.

Это профсоюз либо просто представитель (или несколько представителей) из числа самих работников. Полномочия последнего подтверждает протокол общего собрания работников организации. Однако создание такого органа — это право работнико То есть представительного органа работников в организации (или у предпринимателя) может и не быть.

Правы ли контролирующие органы, выдвигая такое требование

При утверждении многих локальных нормативных актов (далее — ЛНА) работодатель действительно обязан учитывать мнение представительного органа работников, но только при наличии таковог

ВЫВОД

Если работники проявили инициативу и создали свой орган, то учет его мнения в случаях, названных в ТК РФ, обязателен. Если представительного органа нет, то никаких претензий, связанных с его отсутствием, быть не может.

Так же рассуждают сегодня и суды, рассматривая самые разные споры.

Например, Ространснадзор ссылался на нарушение организацией лицензионных требований, в частности, из-за того, что организация утверждала графики работы водителей без учета мнения представительного органа работников. Но суд этот довод отклонил, так как в обществе этот орган не избра

В другом случае налоговая инспекция пыталась доказать незаконность учета в расходах сумм премий, выплаченных на основании положения об условиях оплаты труда, утвержденного только генеральным директором без учета мнения представительного органа работников. Но также безуспешно, поскольку такого органа в организации не был

Отказал суд и работнику, который посчитал незаконным положение о премировании, принятое без «учета мнения»: представительный орган у работодателя не был создан. На основании этого положения премию работнику выплатили в меньшем размере, чем он рассчитыва

Проще создать, чем спорить?

Тем не менее некоторые ретивые проверяющие (из трудинспекции, из налоговой и других контролирующих органов) до сих пор настаивают, что утверждение ЛНА без учета мнения представительного органа — это нарушение. Покажите им нормы ТК, если они с ними не знакомы!

Создавая представительный орган работников, организация взваливает на себя немалый груз

Но, к сожалению, администрация (включая самих бухгалтеров и кадровиков) порой идет у контролеров на поводу. В результате принимается решение быстренько представительный орган создать. Ведь кажется, что это проще, чем доказывать по судам свою правоту.

Если ваше руководство решило пойти по этому пути, то вот примерная схема действий.

Организуйте общее собрание работников (для кворума нужно присутствие хотя бы половины всех работающих). Сделайте это в рабочее время, чтобы обеспечить явку. Если у вас крупная организация с разветвленной филиальной сетью и трудно всех собрать в одном месте и в одно время, то можно провести конференцию делегатов, предварительно избранных подразделениями организации. На ней должны присутствовать не менее избранных делегато

Представитель (если речь идет о «назначенце», то коллегиальный орган ни к чему) должен быть избран тайным голосованием и простым большинством голосов от общего числа присутствующих (50% + 1 работник Соблюдение этой процедуры подтверждается протоколом общего собрания, поэтому работники обязательно должны избрать секретаря собрания для его ведения.

О чем важно помнить при наличии представительного органа

Итак, представительный орган избран. Давайте посмотрим, какой груз организация на себя при этом взваливает.

Когда надо учитывать мнение представительного органа

ПРЕДУПРЕЖДАЕМ РУКОВОДИТЕЛЯ

Если представительный орган создан, то за утверждение ЛНА без учета его мнения предусмотрен

  • 50 000 руб. — для организации;
  • 5000 руб. — для ее руководителя (предпринимателя).

Ответ — во всех случаях, когда в соответствующей норме ТК РФ прямо сказано об этом, а таких норм немало. Например, при установлении системы оплаты труд (в частности, размеров тарифных ставок, должностных окладов, доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера, системы премирования), при утверждении положения об аттестаци перечня должностей работников с ненормированным рабочим дне графиков сменност и т. д.

Забывчивость администрации в этом вопросе может повлечь различные неприятные последствия. Вот лишь один пример. Приказ о сокращении вознаграждения за выслугу лет был признан незаконным, поскольку согласно положению организации снижение размера такого вознаграждения было возможно только по согласованию с представительным органом работников. Мировой судья взыскал в пользу работников недополученные сумм

Как учитывать мнение представительного органа

В некоторых ситуациях при утверждении ЛНА мнение представительного органа работников нужно учитывать, соблюдая определенный порядок, установленный ТК РФ.

Внимание

В случае спора нормы ЛНА, принятого с нарушением установленного ТК порядка «учета мнения», не будут применятьс

Речь идет об утверждении:

  • графика сменност
  • формы расчетного листк
  • размеров повышения оплаты труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труд
  • правил внутреннего трудового распорядк
  • форм профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, перечней необходимых профессий и специальносте
  • правил и инструкций по охране труда для работнико
Читайте также:  Семипалатинск 4 в ч 62872

Покажем порядок «учета мнения» в виде схемы.

При утверждении иных ЛНА работодатель может учитывать мнение непрофсоюзного представительного органа в каком-либо ином порядке, главное, чтобы это мнение было отражено на бумаге. Для профсоюза вышеизложенный порядок обязателен всегда.

Вне зависимости от того, какой порядок применяется, обязанность спросить мнение представительного органа не означает, что вы должны согласиться с ним. Тем не менее игнорирование его позиции может привести к неприятностям. Эта опасность может показаться надуманной — ведь представитель затем и «назначается», чтобы выражать свое согласие, не высказывая возражений. Но, как говорится, надеяться надо на лучшее, а предполагать худшее. Создавая представительный орган работников, имейте в виду, что ситуация может выйти из-под контроля.

Во-первых, работники могут в принципе не знать о возможности защищать свои трудовые права с помощью представительного органа. А с появлением этого органа не исключено, что некоторые из них захотят воспользоваться новыми возможностями.

Во-вторых, работники вправе переизбрать «назначенца», расширить состав представительного органа, присоединиться к профсоюзу, потребовать от работодателя заключения коллективного договора и т. д.

Какие льготы имеют представители работников

Представители работников имеют право на освобождение от работы с сохранением среднего заработка на время коллективных переговоров или разрешения коллективного трудового спора (но не более чем на 3 месяца). В эти же периоды предусмотрены ограничения на их увольнение по инициативе работодателя, перевод на другую работу и наложение дисциплинарного взыскани В случае возникновения коллективного трудового спора администрации придется также предоставить помещение для проведения собрания (конференции) по выдвижению требовани Представители вправе настаивать и на другой помощи работодателя в обеспечении их деятельност

Иногда администрация сама заинтересована в развитии социального партнерства с работниками, особенно в крупных организациях. Наличие активно действующего представительного органа работников создает компании репутацию хорошего работодателя, поскольку предполагает внимательное отношение к нуждам работающих. Это привлекает квалифицированные кадры и улучшает моральный климат.

Если директор стремится к такой репутации, он легко может подтолкнуть работников к проявлению инициативы, объяснив им возможные плюсы. Но если он еще не дорос до подобных взглядов, то не стоит создавать себе лишние проблемы. А на незаконные решения трудинспектора можно пожаловаться его руководителю, главному государственному инспектору труда РФ и (или) в су

"Главная книга", 2012, N 10

Все бухгалтеры заинтересованы в том, чтобы к ним не было претензий у различных госорганов, проводящих проверки, например у трудовой инспекции. А последняя нередко настаивает на том, что при утверждении таких внутренних документов, как положения об оплате труда, о премировании и так далее, непременно нужно учитывать мнение представительного органа работников организации. Посмотрим, правы ли проверяющие.

Что такое представительный орган

Это профсоюз либо просто представитель (или несколько представителей) из числа самих работников. Полномочия последнего подтверждает протокол общего собрания работников организации. Однако создание такого органа — это право работников . То есть представительного органа работников в организации (или у предпринимателя) может и не быть.

Внимание! Представительный орган работников — это не обязательно профсоюз.

Статьи 29, 31 ТК РФ.

Правы ли контролирующие органы, выдвигая такое требование

При утверждении многих локальных нормативных актов (далее — ЛНА) работодатель действительно обязан учитывать мнение представительного органа работников, но только при наличии такового .

Если работники проявили инициативу и создали свой орган, то учет его мнения в случаях, названных в ТК РФ, обязателен. Если представительного органа нет, то никаких претензий, связанных с его отсутствием, быть не может.

Так же рассуждают сегодня и суды, рассматривая самые разные споры.

Например, Ространснадзор ссылался на нарушение организацией лицензионных требований, в частности, из-за того, что организация утверждала графики работы водителей без учета мнения представительного органа работников. Но суд этот довод отклонил, так как в обществе этот орган не избран .

В другом случае налоговая инспекция пыталась доказать незаконность учета в расходах сумм премий, выплаченных на основании положения об условиях оплаты труда, утвержденного только генеральным директором без учета мнения представительного органа работников. Но также безуспешно, поскольку такого органа в организации не было .

Отказал суд и работнику, который посчитал незаконным положение о премировании, принятое без "учета мнения": представительный орган у работодателя не был создан. На основании этого положения премию работнику выплатили в меньшем размере, чем он рассчитывал .

Статья 8 ТК РФ.
Постановление 17 ААС от 14.08.2009 N 17АП-6400/2009-АК.
Постановление 9 ААС от 08.08.2011 N 09АП-17511/2011-АК, 09АП-17512/2011-АК.
Кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда от 20.10.2011 N 33-15808/2011.

Проще создать, чем спорить?

Тем не менее некоторые ретивые проверяющие (из трудинспекции, из налоговой и других контролирующих органов) до сих пор настаивают, что утверждение ЛНА без учета мнения представительного органа — это нарушение. Покажите им нормы ТК, если они с ними не знакомы!

Но, к сожалению, администрация (включая самих бухгалтеров и кадровиков) порой идет у контролеров на поводу. В результате принимается решение быстренько представительный орган создать. Ведь кажется, что это проще, чем доказывать по судам свою правоту.

Если ваше руководство решило пойти по этому пути, то вот примерная схема действий.

Организуйте общее собрание работников (для кворума нужно присутствие хотя бы половины всех работающих). Сделайте это в рабочее время, чтобы обеспечить явку. Если у вас крупная организация с разветвленной филиальной сетью и трудно всех собрать в одном месте и в одно время, то можно провести конференцию делегатов, предварительно избранных подразделениями организации. На ней должны присутствовать не менее 2/3 избранных делегатов .

Читайте также:  Должностная инструкция кастелянши гостиницы

Представитель (если речь идет о "назначенце", то коллегиальный орган ни к чему) должен быть избран тайным голосованием и простым большинством голосов от общего числа присутствующих (50% + 1 работник) . Соблюдение этой процедуры подтверждается протоколом общего собрания, поэтому работники обязательно должны избрать секретаря собрания для его ведения.

Статья 31, ч. 3 ст. 399 ТК РФ.
Часть 3 ст. 399 ТК РФ.

О чем важно помнить при наличии представительного органа

Итак, представительный орган избран. Давайте посмотрим, какой груз организация на себя при этом взваливает.

Когда надо учитывать мнение представительного органа

Ответ — во всех случаях, когда в соответствующей норме ТК РФ прямо сказано об этом, а таких норм немало. Например, при установлении системы оплаты труда (в частности, размеров тарифных ставок, должностных окладов, доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера, системы премирования), при утверждении положения об аттестации , перечня должностей работников с ненормированным рабочим днем , графиков сменности и т.д.

Если представительный орган создан, то за утверждение ЛНА без учета его мнения предусмотрен штраф :

— 30 000 — 50 000 руб. — для организации;

— 1000 — 5000 руб. — для ее руководителя (предпринимателя).

Забывчивость администрации в этом вопросе может повлечь различные неприятные последствия. Вот лишь один пример. Приказ о сокращении вознаграждения за выслугу лет был признан незаконным, поскольку согласно положению организации снижение размера такого вознаграждения было возможно только по согласованию с представительным органом работников. Мировой судья взыскал в пользу работников недополученные суммы .

Статья 135 ТК РФ.
Статья 81 ТК РФ.
Статья 101 ТК РФ.
Статья 103 ТК РФ.
Статья 2.4, ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ; Решение Рязанского областного суда от 15.06.2010.
Постановление Президиума Санкт-Петербургского городского суда от 01.07.2009 N 44г-110/09.

Как учитывать мнение представительного органа

В некоторых ситуациях при утверждении ЛНА мнение представительного органа работников нужно учитывать, соблюдая определенный порядок, установленный ТК РФ. Речь идет об утверждении:

  • графика сменности ;
  • формы расчетного листка ;
  • размеров повышения оплаты труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда ;
  • правил внутреннего трудового распорядка ;
  • форм профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, перечней необходимых профессий и специальностей ;
  • правил и инструкций по охране труда для работников .

Внимание! В случае спора нормы ЛНА, принятого с нарушением установленного ТК порядка "учета мнения", не будут применяться .

Покажем порядок "учета мнения" в виде схемы.

При утверждении иных ЛНА работодатель может учитывать мнение непрофсоюзного представительного органа в каком-либо ином порядке, главное, чтобы это мнение было отражено на бумаге. Для профсоюза вышеизложенный порядок обязателен всегда.

Вне зависимости от того, какой порядок применяется, обязанность спросить мнение представительного органа не означает, что вы должны согласиться с ним. Тем не менее игнорирование его позиции может привести к неприятностям. Эта опасность может показаться надуманной — ведь представитель затем и "назначается", чтобы выражать свое согласие, не высказывая возражений. Но, как говорится, надеяться надо на лучшее, а предполагать худшее. Создавая представительный орган работников, имейте в виду, что ситуация может выйти из-под контроля.

Во-первых, работники могут в принципе не знать о возможности защищать свои трудовые права с помощью представительного органа. А с появлением этого органа не исключено, что некоторые из них захотят воспользоваться новыми возможностями.

Во-вторых, работники вправе переизбрать "назначенца", расширить состав представительного органа, присоединиться к профсоюзу, потребовать от работодателя заключения коллективного договора и т.д.

Статьи 8, 372 ТК РФ.
Статья 136 ТК РФ.
Статья 147 ТК РФ.
Статья 190 ТК РФ.
Статья 196 ТК РФ.
Статья 212 ТК РФ.
Часть 4 ст. 372 ТК РФ.
Статья 398 ТК РФ.

Какие льготы имеют представители работников

Представители работников имеют право на освобождение от работы с сохранением среднего заработка на время коллективных переговоров или разрешения коллективного трудового спора (но не более чем на 3 месяца). В эти же периоды предусмотрены ограничения на их увольнение по инициативе работодателя, перевод на другую работу и наложение дисциплинарного взыскания . В случае возникновения коллективного трудового спора администрации придется также предоставить помещение для проведения собрания (конференции) по выдвижению требований . Представители вправе настаивать и на другой помощи работодателя в обеспечении их деятельности .

Иногда администрация сама заинтересована в развитии социального партнерства с работниками, особенно в крупных организациях. Наличие активно действующего представительного органа работников создает компании репутацию хорошего работодателя, поскольку предполагает внимательное отношение к нуждам работающих. Это привлекает квалифицированные кадры и улучшает моральный климат.

Если директор стремится к такой репутации, он легко может подтолкнуть работников к проявлению инициативы, объяснив им возможные плюсы. Но если он еще не дорос до подобных взглядов, то не стоит создавать себе лишние проблемы. А на незаконные решения трудинспектора можно пожаловаться его руководителю, главному государственному инспектору труда РФ и (или) в суд .

Статьи 39, 405 ТК РФ.
Статья 399 ТК РФ.
Статья 32 ТК РФ.
Статья 361 ТК РФ.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector