Приватизация гос и муниципального имущества

Приватизация гос и муниципального имущества

Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ
"О приватизации государственного и муниципального имущества"

С изменениями и дополнениями от:

27 февраля 2003 г., 9 мая, 18 июня, 18 июля, 26, 31 декабря 2005 г., 5 января, 17 апреля, 27 июля, 19 декабря 2006 г., 5 февраля, 26 апреля, 10 мая, 24 июля, 8 ноября 2007 г., 13 мая, 22, 23, 24 июля 2008 г., 7 мая 2009 г., 31 мая, 22 ноября 2010 г., 1, 11, 18 июля, 21 ноября, 6, 7 декабря 2011 г., 2, 23 июля, 2 ноября 2013 г., 27 мая, 28 июня, 21 июля, 22 октября, 24 ноября, 31 декабря 2014 г., 6 апреля, 29 июня, 13 июля, 29 декабря 2015 г., 23 июня, 3 июля 2016 г., 1 июля, 31 декабря 2017 г., 31 мая, 29 июня 2018 г., 6 марта, 1 апреля, 2 августа 2019 г.

Принят Государственной Думой 30 ноября 2001 года

Одобрен Советом Федерации 5 декабря 2001 года

ГАРАНТ:

Настоящий Федеральный закон применяется с учетом положений Федерального закона от 18 июля 2009 г. N 181-ФЗ

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Президент Российской Федерации

21 декабря 2001 г.

Устанавливается правовая основа для регулирования отношений, возникающих при приватизации государственного и муниципального имущества, и связанных с ними отношений по управлению этим имуществом.

Для определения способа приватизации вводятся две категории имущества. К первой категории относятся имущественные комплексы унитарных предприятий и акции открытых акционерных обществ, балансовая стоимость основных фондов которых на последнюю отчетную дату превышает 5 млн. минимальных размеров оплаты труда, а также отвечающие иным критериям, устанавливаемые Правительством РФ. Иное имущество отнесено ко второй категории.

Приватизация имущества, отнесенного к первой категории, осуществляется исключительно путем преобразования унитарного предприятия в ОАО, на аукционе, на специализированном аукционе, путем продажи находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ за пределами РФ, либо посредством внесения федерального имущества в качестве вклада в уставный капитал стратегического акционерного общества.

Имущество, отнесенное ко второй категории, помимо вышеуказанных способов может быть приватизировано на конкурсе, путем продажи на бирже, путем публичного предложения, путем продажи имущества по результатам доверительного управления и другими способами. Использование названных способов допускается только в случаях признания несостоявшимися аукционов (специализированных аукционов).

Закон предоставляет возможность участия в процессе приватизации частным лицам, гражданам, не имеющим большого "начального капитала", представителям малого и среднего бизнеса.

Предусматривается возможность одновременной приватизации земельных участков, предоставленных государственным и муниципальным унитарным предприятиям в составе их имущественных комплексов.

В связи с наличием в российском законодательстве большого количества устаревших, во многом разрозненных и противоречивых актов, регламентирующих вопросы приватизации и управления государственным имуществом, законом предусматриваются развернутые переходные положения.

Федеральный закон вступает в силу по истечении трех месяцев со дня его официального опубликования.

Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества"

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении трех месяцев со дня его официального опубликования

Текст Федерального закона опубликован в "Российской газете" от 26 января 2002 г. N 16, в "Парламентской газете" от 26 января 2002 г. N 19, в Собрании законодательства Российской Федерации от 28 января 2002 г. N 4 ст. 251

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 301-ФЗ

Изменения вступают в силу с 13 августа 2019 г.

Федеральный закон от 1 апреля 2019 г. N 45-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июня 2019 г.

Федеральный закон от 6 марта 2019 г. N 20-ФЗ

Изменения вступают в силу с 17 марта 2019 г.

Федеральный закон от 29 июня 2018 г. N 171-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 октября 2018 г.

Федеральный закон от 31 мая 2018 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 12 июня 2018 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 505-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2018 г.

Федеральный закон от 1 июля 2017 г. N 155-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 367-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 366-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 265-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июня 2016 г. N 221-ФЗ

Изменения вступают в силу 1 сентября 2016 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. N 391-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 216-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 180-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона и по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 156-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 6 апреля 2015 г. N 82-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 519-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 24 ноября 2014 г. N 356-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 22 октября 2014 г. N 315-ФЗ

Изменения вступает в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 265-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 февраля 2015 г.

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 259-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 июня 2014 г. N 194-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 мая 2014 г. N 137-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 ноября 2013 г. N 291-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 244-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением изменений в пункт 4 статьи 30, вступающих в силу со 2 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 7 декабря 2011 г. N 417-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 401-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 327-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 220-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 214-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 11 июля 2011 г. N 201-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2011 г.

Федеральный закон от 22 ноября 2010 г. N 305-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 31 мая 2010 г. N 106-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 мая 2009 г. N 89-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 24 июля 2008 г. N 161-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 159-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 мая 2008 г. N 68-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 мая 2008 г. N 66-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 318-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 261-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 212-ФЗ

Читайте также:  Условия сдачи крови на донорство для женщин

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 10 мая 2007 г. N 69-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 26 апреля 2007 г. N 63-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением изменений в статью 33, вступающих в силу с 1 января 2008 г.

Федеральный закон от 5 февраля 2007 г. N 13-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 19 декабря 2006 г. N 238-ФЗ

Действие пунктов 1 и 2 статьи 33 настоящего Федерального закона в части распределения денежных средств, полученных в результате сделок купли-продажи федерального имущества, а также в части сроков перечисления в федеральный бюджет средств, полученных от покупателей в счет оплаты федерального имущества приостановлено с 1 января по 31 декабря 2007 г.

Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 155-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 17 апреля 2006 г. N 53-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2006 г.

Федеральный закон от 5 января 2006 г. N 7-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2006 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2006 г.

Федеральный закон от 26 декабря 2005 г. N 189-ФЗ

Действие пунктов 1 и 2 статьи 33 настоящего Федерального закона в части распределения денежных средств, полученных в результате сделок купли-продажи федерального имущества, а также в части сроков перечисления в федеральный бюджет средств, полученных от покупателей в счет оплаты федерального имущества было приостановлено с 1 января по 31 декабря 2006 г.

Федеральный закон от 18 июля 2005 г. N 90-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 18 июня 2005 г. N 60-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 9 мая 2005 г. N 43-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 февраля 2003 г. N 29-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Дата публикации: 01.05.2017 2017-05-01

Статья просмотрена: 843 раза

Библиографическое описание:

Воробьева А. В. К вопросу о понятии приватизации государственного и муниципального имущества // Молодой ученый. — 2017. — №17. — С. 155-158. — URL https://moluch.ru/archive/151/42981/ (дата обращения: 03.10.2019).

Приватизация является особым способом передачи имущества из публичной собственности в частную, которая связана с отчуждением большого количества объектов, находившихся в публичной собственности в силу особенностей организации прежней, огосударствленной экономики.

Вопросы приватизации государственного и муниципального имущества являются актуальными уже на протяжении нескольких десятилетий. Это объясняется наличием как публичного, так и частного интереса в данном явлении. С одной стороны, государство заинтересовано в пополнении бюджета, развитии экономики и повышении конкурентоспособности, привлечении инвестиций и освобождении от бремени содержания имущества, требующего больших затрат. С другой стороны, собственники приватизированного имущества заинтересованы в получении права распоряжаться приватизированным имуществом самостоятельно, а также получать максимальную выгоду при его использовании, в случае, если данные объекты были приватизированы в целях предпринимательской деятельности.

Многие авторы рассматривают приватизацию в двух смыслах — в юридическом и экономическом.

Терминологические истоки понятия «приватизация» восходят к работе «The age of Discontinuity» Питера Ф. Дукера, в которой он один из первых вводит в оборот понятие «реприватизация» чтобы обозначить процесс возвращения национализированных предприятий их бывшим владельцам. Необходимость данного процесса он объясняет тем, что такие важные элементы в государстве как «правление» и «исполнение» не должны быть сконцентрированы в одних руках. Таким образом, он предлагает их разделить, чтобы правительство могло «править», а другие неправительственные сферы могли «исполнять», для чего и нужно вернуть частную собственность. [15, с. 219]

Сам же термин «приватизация» берет свое начало от французского privatization, который, в свою очередь, произошел от латинского prīvātus, что означает «частный».

Самое раннее экономическое определение термина «приватизация» было дано в Новом энциклопедическом словаре Уэбстера 1983 года. В нем предлагалось следующее определение: преобразование в частную собственность, то есть преобразование государственной формы правления или собственности в частную. Е. С. Савас считает данное определение неполноценным, объясняя это тем, что определение давалось исходя из самой распространенной формы приватизации, происходящей в США в те годы (заключение контрактов на обслуживание, где государство сохраняло контроль над собственностью). Е. С. Савас дает свое определение приватизации, подразумевая под ней мероприятия по сокращению роли государства и усилению роли частного сектора в деятельности или во владении имуществом. [14, с. 821]

Как мы видим, это определение уже более конкретизировано, оно содержит несколько принципиально важных моментов: во-первых, приватизация представлена здесь как некий протяженный во времени процесс, а не разовый акт; во-вторых, приватизация рассматривается не просто как распродажа (или передача) государственной собственности в частные руки, а как структурное разграничение двух, хотя и тесно взаимосвязанных между собой, процессов — уменьшения масштабов деятельности государства и усиления роли частного сектора.

Похожее определение дает В. М. Игнатов. Он раскрывает сущность приватизации в широком и узком смысле. «Приватизация в широком смысле понимается как один из институтов регулирования экономики через сокращение государственного сектора и увеличение вклада частного сектора в хозяйственное развитие. Приватизация в узком смысле слова означает полную или частичную передачу права собственности на капитал определенным физическим и юридическим лицам». [6, с. 11]

В целом, экономисты рассматривают приватизацию как деятельность, противоположную национализации, при которой происходит переход частной собственности в государственную. Приватизация и национализация являются механизмами экономики, позволяющими государству активно участвовать в экономических отношениях. При этом основным фактором для приватизации является эффективность управления имуществом. [10, с. 6]

В свою очередь в юридической науке также нет обобщенного понимания термина приватизация. В теории гражданского и земельного права не существует единой позиции по вопросу об определении «приватизация» и его содержании. Как отмечает О. В. Шатрова, «со времени первого упоминания термина «приватизация» в научной литературе его смысловые границы подвергались многочисленным коррекциям, в результате которых образовался целый ряд формулировок, содержащих расширительное или, наоборот, ограничительное его толкование в зависимости от целей и задач, которые ставили перед собой авторы». [13, с. 45]

Существует мнение о том, что приватизация представляет собой определенную деятельность. Как отмечает В. П. Камышанский, «приватизация представляет собой возмездную, если иное не предусмотрено законом, организованную и целенаправленную деятельность по передаче объектов государственной и муниципальной собственности в собственность граждан и юридических лиц, осуществляемую по решению и при непосредственном участии специальных органов в определенное время, в установленном порядке и формах». [7, с. 120]

Однако, по мнению С. В. Новиковой, необходимо детально определить понятие «приватизация». Согласно ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации [1] основаниями возникновения гражданских прав и обязанностей наряду с другими являются сделки, акты государственных органов и органов местного самоуправления. С. В. Новикова определяет приватизацию государственного и муниципального имущества как совокупность мероприятий по возмездному отчуждению имущества, находящегося в публичной собственности в собственность физических и (или) юридических лиц, то есть, как специфическое основание возникновения и прекращения права собственности. С учетом данного определения можно выделить следующие признаки приватизации государственного и муниципального имущества: объектом является имущество, находящееся в собственности Российской Федерации (федеральное имущество), субъектов Российской Федерации, муниципальных образований; отчуждение имущества; возмездность отчуждения; покупателями являются физические и юридические лица; имущество из публичной собственности переходит в частную собственность. [10, с. 8]

Аналогичного мнения придерживается А. В. Пащенко. Согласно его точке зрения, доктринальные определения приватизации в ряде случаев могут несколько отличаться от законодательно закрепленных дефиниций. Некоторые российские и зарубежные ученые, определяя приватизацию, понимают под ней не только сам процесс передачи публичного имущества, но и осуществление комплекса мероприятий по сокращению влияния госсектора и соответственно — по укреплению позиций частного сектора в экономике и активизации предпринимательской деятельности в стране. [11, с. 15,16]

И. С. Комарицкий же определяет приватизацию как «правовой институт, относящийся к сфере правового регулирования права собственности и означающий прекращение права государственной собственности на определенное имущество и возникновение права частной собственности на это же имущество». [9, с. 7]

Некоторые рассматривают приватизацию государственного и муниципального имущества как особый вид управленческой деятельности, совокупность взаимосвязанных и целенаправленных действий субъектов приватизации по передаче объектов государственной и муниципальной собственности в частную собственность. [4, с. 69]

Представляется, что понятие приватизации включает в себя лишь общественные отношения, носящие возмездный характер, при которых в качестве основания приобретения права собственности гражданами и юридическими лицами необходимо рассматривать так называемую сделку приватизации.

Понимание приватизации существует в широком и узком смысле. А. В. Кашанин понимает приватизацию в широком смысле как сокращение сферы влиянии государства, передачу неких областей общественных отношений в частные руки. [8, с. 120] В. А. Виноградов и С. Я. Веселовский под приватизацией в широком смысле понимают «происходящий в рамках национальной хозяйственной системы процесс сокращения масштабов государственного сектора, а также структурное перераспределение прав собственности в пользу частного капитала за счет уменьшения удельного веса государства в производстве валового национального продукта». В узком смысле приватизация — это «инициированный государством и оформленный соответствующими законодательными актами процесс ограничения правомочий государства как субъекта собственности, хозяйствования и/или управления». [5, с. 15] Приватизация же в узком смысле для А. В. Кашанина — это конкретные действия, направленные на передачу определенного имущества из государственной собственности в частные руки. [8, с. 120] Или же, как предлагает А. Д. Радыгин, приватизация в узком смысле — это процесс продажи (передачи) имущества (активов) государственных и муниципальных предприятий в частную собственность. [12, с. 63] Таким образом, возникает необходимость отделять понятия «приватизация» и «приватизационные сделки».

Читайте также:  Журнал учета выдачи направлений на предварительный медосмотр

Приватизация можно рассматривать по-разному: как санкционированный государством переход права собственности на имущество от государства к частным лицам, как форму отчуждения государственной собственности, как способ приобретения права частной собственности. По словам А. В. Кашанина, термин «отношение приватизации» является научной абстракцией, поскольку не существует единого однородного такого отношения. В процессе приватизации возникает пучок правовых связей между различными субъектами, которые имеют различную правовую природу. [8, с. 65]

Гражданские права, в том числе право собственности, могут возникать из договоров и иных сделок, из актов полномочных органов, из судебных решений, установивших эти права. Под приватизацией можно, как говорилось выше, понимать двустороннюю сделку, что подтверждается тем, что для нее необходима воля двух сторон. Однако рассматривать приватизацию исключительно как вид гражданско-правовой сделки недопустимо. Приватизация не предполагает полноту свободы договора. Объекты этих правоотношений заранее предопределены, а субъекты подчиняются не столько гражданскому законодательству, сколько требованиям специальных нормативно-правовых актов.

В. А. Белов же дает следующее понятие приватизации: приватизацией называется обязательное (в силу закона и утвержденных в соответствии с ним программ и планов приватизации) для публично-правового образования отчуждение принадлежащих ему вещей из государственной или муниципальной (публичной) собственности в частную. [3, с. 137]

Таким образом, мы видим, что подход к определению приватизации, как и развитие приватизационного законодательства в наибольшей степени зависят от ситуации в государстве; от экономических целей, которые оно преследует, отчуждая свое имущество. И способы осуществления такого отчуждения, то есть способы приватизации, неразрывно связаны с целью приватизации. В процессе развития данного института в России, законодатель подходил к определению приватизации по-разному.

В настоящее время законодатель дает определение приватизации в ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», согласно которому под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц. [2]

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ.

  1. Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».
  2. Белов В. А. Гражданское право. Том III. Особенная часть. Абсолютные гражданско-правовые формы: учебник для бакалавров. М.: Юрайт, 2013. 1189 c.
  3. Белых В. С. Приватизация государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации: экономико-правовые вопросы // Государство и право. 1996. № 10. С. 67–74.
  4. Виноградов В. А., Веселовский С. Я. Приватизация в глобальном контексте. М.: ИНИОН РАН. 1998. 120 с.
  5. Игнатов В. М. Приватизация государственной собственности в РФ: проблемы правового регулирования: автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2002. 19 с.
  6. Камышанский В. П. Приватизация предприятий. Право собственности. М.: А-Приор, 2009. 336 с.
  7. Кашанин А. В. Понятие и правовая природа приватизации // Правоведение. 1997. № 2. С. 113–121.
  8. Комарицкий С. И. Приватизация: правовые проблемы: курс лекций. М.: Статут, 2000. 94 с.
  9. Новикова С. В. Понятие и способы приватизации государственного и муниципального имущества // Научный журнал КубГАУ. 2014 № 100 (06) С. 5–10.
  10. Пащенко А. В. Цели правового регулирования приватизации // Реформы и право 2012. № 2. С. 14–19.
  11. Радыгин А. Д. К теории приватизации в переходной экономике // Вопросы экономики. 1995. № 12. С. 60–66.
  12. Шатрова О. В. Правовое регулирование приватизации земельных участков в поселениях: дис. … канд. юрид. наук. М. 2006. 117 с.
  13. Encyclopedia of government and politics. Volume II. Edited by Mary Hawkesworth and Maurice Kogan. London: Routledge. 2001. 1405 p.
  14. Peter F. Druker The Age of Discontinuty. Heinemann: London, 1969. 369 p.

Государственная и муниципальная собственность может быть передана в постоянное или временное пользование на безвозмездной основе. Законом определяются виды собств-сти и случаи, когда это возможно.

Определенные виды имущества, являющегося федеральной, муниципальной собственностью или субъекта РФ, могут быть отчуждены физическим или юридическим лицам возмездно, то есть за деньги или ценные бумаги, входящие в уставной фонд юридического лица. Такое отчуждение называется приватизацией (ст. 1, ст. 2 ФЗ № 178).

Федеральный закон № 178 — ФЗ о приватизации государственного и муниципального имущества регламентирует:

  • основные положения;
  • принципы и порядок приватизации;
  • область применения закона;
  • состав покупателей гос. и мун. им-ва;
  • отчуждение ЗУ (земельных участков);
  • особенности приватизации некоторых объектов;
  • правовое положение АО (акционерных обществ) при приватизации гос. и мун. имущества.

Остановимся на ключевых положениях закона № 178 — ФЗ.

Как происходит приватизация государственного и муниципального имущества

  • Приватизация, на основании ст. 4 ФЗ № 178, происходит согласно данному закону, законам, принимаемым субъектами Федерации и иным НПА (нормативно-правовым актам).
  • Приватизация муниципального имущества проводится самостоятельно ОМСУ (органами местного самоуправления) согласно законам РФ.

Область действия ФЗ № 178

Ст. 3 Федерального закона № 178 — ФЗ действует от обратного, то есть определяет те виды имущества, которые не могут быть приватизированы. Итак, нельзя приватизировать:

  • свободные ЗУ, на которых нет объектов недвижимости;
  • природные ресурсы;
  • имущество жилищных гос. и мун. фондов;
  • входящее в государственный резерв;
  • им-во, находящееся за пределами РФ;
  • не подлежащее приватизации по международным договорам;
  • переданное в собств-сть, НО (некоммерческим организациям), которые ранее являлись гос. и мун. унитарными предприятиями (УП);
  • им-во, переданное на безвозмездной основе религиозным организациям и ОООИ (общероссийским обществ. орг. инвалидов);
  • переданное гос. и мун. предприятиям для ведения хозяйственной и управляющей деятельности;
  • другие виды имущества (полный список в ст. 3 ФЗ № 178).

Кто является покупателями имущества

Обратите внимание, что статья 5 также не определяет, а исключает круг лиц, которые не могут купить гос. и мун. имущество. Не могут являться покупателями:

  • гос. и мун. учреждения или УП;
  • юр. лица, доля РФ в уставном капитале (УК) которых больше 25% (кроме того случая, когда гос. и мун. им-во вносится в качестве вклада в УК, согласно ст. 25 ФЗ № 178);
  • юр. лица, зарегистрированные в оффшорных зонах.

Данные ограничения введены из соображений защиты конституционного порядка, интересов отдельных лиц, укрепления обороноспособности и безопасности РФ. Они не касаются собственников объектов, расположенных на земельных участках, приобретенных ими в собственность (при условии, что данные объекты недвижимости не являются самовольными постройками).

Ограничено право АО и ООО, чей уставный капитал был приватизирован в соответствии с данным ФЗ, на приобретение собственных акций или доли УК.

Приватизация, осуществленная лицом, не имеющим на это права, признается незаконной (п. 4 ст. 5).

Порядок приватизации государственного и муниципального имущества

Как приватизируются имущественные комплексы

Приватизация имущественного комплекса (ИК) УП (ст. 11 ФЗ) происходит на основе передаточного акта, определяющего:

  • виды приватизируемого имущества;
  • его балансовую стоимость (сумма всех чистых активов по последнему бухгалтерскому отчету);
  • размер уставного капитала;
  • кадастровую стоимость приватизируемого земельного участка.

Имущество, не предназначенное для приватизации, отдается собственнику.

Приватизация активов корпорации Роскосмос, а также собственности УП, которой Роскосмос распоряжается, проводится по ФЗ № 216 о госкорпорации Роскосмос.

Приватизационная цена

Начальная цена гос. или мун. имущества устанавливается по его оценке, при условии что с ее момента до размещения в интернете объявления о продаже прошло не более полугода (ст. 12 ФЗ).

Способы приватизации

Приватизировать государственное или муниципальное имущество можно следующими путями:

  • превращения государственного предприятия в АО или ООО;
  • продажа им-ва или акций на аукционе (для акций — специальном аукционе);
  • конкурсная продажа;
  • продажа акций иностранным компаниям;
  • реализация путем публичной оферты;
  • приватизация без объявленной цены;
  • путем внесения им-ва в виде вклада в УК АО;
  • продажа акций АО посредством доверительного управления.

Имущественный комплекс, согласно п. 2 ст. 13 ФЗ № 178 о приватизации государственного и муниципального имуществ, может быть приватизирован путем преобразования ИК в ХО (хозяйственное общество), АО или ООО. Способ приватизации определяется размером уставного капитала и уровнем дохода ИК.

Информация о приватизации

Информация о предстоящей приватизация и о ее итогах должна быть открыто размещена на официальном сайте РФ о проведении торгов не менее, чем за месяц до них.

Читайте также:  Отпуск по пятницу или по воскресенье

Информация должна содержать:

  • наименование гос. органа, ОМСУ, разрешившего приватизацию;
  • наименование и способ приватизации им-ва;
  • начальная цена им-ва и форма поданных предложений о его стоимости;
  • сроки платежа, банковские реквизиты счета;
  • величина задатка, сведения о том, как и на какой счет его вносить;
  • дата начала/окончания и место подачи предложений;
  • условия сделки и дата ее проведения;
  • ограничения, касающиеся возможных покупателей

Информация поданная ХО, АО и ООО включает:

  • полное наименование и адрес юр. лица;
  • размер УК, кол-во и номинальная стоимость акций;
  • описание основной деятельности;
  • информация о доле производимого товара на рынке;
  • условия конкурса;
  • кол-во работников ХО;
  • площадь ЗУ, на котором размещены ОН (объекты недвижимости)

Подробнее в ст. 15 ФЗ № 178.

Документы претендентов на приватизацию

Юридические лица должны подавать одновременно с заявкой:

  • копии УД (учр. док-тов);
  • документ с информацией о доле собственности РФ, субъекта РФ или МО (мун. образования) в уставном капитале ю. л.;
  • документ с подтверждением права руководителя ю.л. действовать от его имени без доверенности.

Физические лица подают:

  • удостоверение личности (либо копию всех листов);
  • нотариально заверенную либо подписанную руководителем ю. л. (если есть документ, подтверждающий это право) доверенность уполномоченному представителю физ. лица.

Листы документов желательно пронумеровать, хотя отсутствие нумерации и не является основанием отказа в рассмотрении заявки. К пакету документов прилагается опись, которая, как и заявка, составляется в двух экземплярах.

Недостаток документов, недостоверные сведения в них, неправильно оформленные доверенности являются основанием для отказа претенденту в участии в приватизации.

Способы приватизации имущества

Продажа на аукционах

Гос. и мун. имущество можно продавать на аукционах, если отсутствуют условия, предъявляемые к претендентам, и продажа производится по максимально предложенной цене.

  • Предложения с ценами подаются в запечатанных конвертах.
  • Заявки на участие принимаются в течении минимум 25 дней, при этом кол-во участников не ограничивается (минимальное кол-во — хотя бы два человека).
  • Участник должен выплатить задаток в р-ре 20% от начальной цены ст-сти имущеста и предоставить выписку счета с подтверждением выплаты. (Задаток проигравшим участникам возвращается в теч. 5 дней после аукциона).
  • Отсутствие необходимых документов, не уплаченный задаток является причиной отказа претенденту в участии.
  • В аукционе с открытой формой подачи ценовых предложений задается шаг повышения цены.
  • При закрытой форме предложения подаются в последний день аукциона при подведении итогов.
  • Один участник может подать только одну заявку.
  • Победитель аукциона имеет право подписать договор купли-продажи по прошествию пяти дней после аукциона.

Полностью об аукционах можно прочесть в ст. 18 ФЗ № 178.

Продажа акций на аукционах

Продажа акций, принадлежащих РФ, субъектам и МО, проводится на специализированных аукционах (ст. 18 ФЗ № 178 о приватизации государственного и муниципального имущества).

В основном правила проведения такие же, как и на обычных, за исключением даты оформления собственности и места приема заявок:

  • переход прав собств-сти на акции оформляется через 30 дней после аукциона;
  • заявки на участие во всероссийских и межрегиональных А. принимаются в г. Москве, С-Петербурге или субъекте РФ, где находится эмитент продаваемых акций и его дочерние организации с кол-вом работников не менее 1000 чел.

Межрегиональный аукцион проводится:

  • если заявки принимаются не менее, чем в 15 субъектах РФ;
  • АО, продающее акции, имеет чистых активов по балансовому отчету за период, предшествующий году принятия решения о приватизации, на сумму от 0.5 до 3 млн. МРОТ (мин. размеров оплаты труда).

Всероссийский, А проводится:

  • если заявки принимаются не менее, чем в 25 субъектах РФ;
  • если чистых активов у АО более, чем на 3 млн. МРОТ.

Какое имущество может продаваться через конкурсы

Посредством конкурсов могут приватизироваться, согласно ст. 20 ФЗ 178:

  • акции АО или доля УК в ООО, если они составляют более 50% от УК;
  • объекты культурного наследия (ОКН), включенные в реестр ОКН при условии соблюдения обременительных требований ст. 29 ФЗ № 178:
  • собственник, который приобрел в результате конкурса ОКН, обязан заботиться о его сохранности;
  • в случае приобретения ОКН в ненадлежащем состоянии собственник обязан провести восстановительные работы (начальная стоимость на конкурсе такого объекта равно одному рублю);
  • при невыполнении этих требований договор купли-продажи (ДКП) подлежит расторжению, а объект культурного наследия должен быть возвращен в собств-сть ППО, проводящего его приватизацию.

Правила организации конкурса такие же, как у аукционов. Отличительная черта конкурсов в том, что ДКП содержит условия конкурса, срок выполнения которых не может превышать года.

Победитель до оформления прав собств-сти имеет право принимать участие в голосованиях в управлении АО или ООО, кроме решения таких вопросов:

  • изменении учредительного документа хоз. общества (ХО);
  • отчуждение имущества стоимостью свыше 5% УК ХО или дороже МРОТ более, чем в 50 тыс. раз;
  • получение кредита, р-р которого превышает 5% чистых активов ХО;
  • учреждение ХО и товарищества;
  • эмиссия других ценных бумаг, кроме акций.

Условия конкурсов могут быть следующими:

  • запрет проводить сокращение штата сотрудников;
  • переобучение или переквалификация работников;
  • проведение ремонтных, реконструкционных работ в отношении бытовых, социальных и культурных объектов.
  • охрана и восстановление объектов культурного наследия.

Продажа путем публичного предложения (ПП)

Таким способом приватизация государственного и муниципального имущества производится при несостоявшемся аукционе (ст. 23 ФЗ № 178). Информация о предстоящей продаже путем ПП размещается не позднее, чем через 3 мес. после неудавшегося аукциона.

Информация о продаже путем ПП должна содержать, кроме стандартных сведений (дата, время, место):

  • шаг понижения или шаг повышения цены;
  • цену отсечения (минимально возможную цену, которая составляет не менее 50% от начальной цены торгов);
  • начальную цену, которая должна быть не менее начальной цены несостоявшегося аукциона.

Если в заявках участников цена предложения не превышает начальную цену, право приватизировать имущество получает тот, кто первый в качестве заявленной цены укажет начальную.

О приватизации государственного и муниципального имущества без объявления цены

Если аукцион путем публичного предложения не состоялся (например, была принята заявка всего от одного участника), следующий шаг приватизация — продажа без объявленной цены (ст. 24 ФЗ).

Условия при этом просты: победителем аукциона признается тот, кто даст наибольшую цену.

Внесение имущества в виде вклада в УК

Государственное или муниципальное имущество может быть внесено в уставный капитал АО в качестве вклада. При этом общая доля приобретаемых государством, субъектом или МО РФ акций должно быть более 25% УК.

Внесение гос. или мун. имущества возможно при учреждении АО или в качестве оплаты дополнительных акций при расширении УК АО, по решению акционерного общества и в том случае, если вносятся обычные акции.

Кол-во приобретенных акций, эквивалентная им стоимость вносимого имущества определяются:

  • на основании ФЗ об АО;
  • законодательства об оценочной деятельности;
  • в иных случаях — ФЗ о распоряжении им-вом ж/д транспорта и организаций, связанных с атомной отраслью.

Продажа акций доверительным управляющим

Акции АО могут быть приватизированы по результатам конкурса на участие в доверительном управлении (ДУ).

  • Победитель конкурса, чтобы управлять акциями, должен заключить договор ДУ одновременно с договором купли-продажи.
  • Право собственности на акции у доверительного управляющего появляются по истечению срока договора ДУ и при условии выполнения всех его условий.
  • Доверительное управление государственными акциями АО угольной промышленности регламентируется правительственными постановлением № 1485 от 11 декабря 1996 г.

Как происходит отчуждение земельных участков при приватизации

Здания, сооружения, недостроенные объекты, имущественные комплексы унитарных государственных пр-й (УП) могут быть приватизированы только при отчуждении ЗУ, являющегося государственной или муниципальной собственностью (ст. 29 ФЗ № 178).

При этом земельный надел должен находиться в УП на правах постоянной аренды или пользования.

  • Собственник недвижимого объекта обязан выкупить ЗУ или взять его в аренду. Аренду можно оформить на 49 лет, а на зарезервированных государством землях — на период, не превышающий срок резервации.
  • Договор аренды не препятствует выкупу данного ЗУ.
  • Отказать в аренде или выкупе собственнику не могут, кроме некоторых исключительных случаев.
  • На отчуждаемые земельные участки может быть наложен публичный сервитут.
  • Право собственности на инженерные объекты, являющиеся гос. или мун. им-вом и не относящиеся к приватизированным ОН, не переходит.

Отчуждению не подлежат:

  • земли лесного, водного фонда, ООПТ;
  • зараженные земли;
  • территории общего пользования;
  • земли, которые запрещено отчуждать.

При передаче ЗУ в качестве вклада в уставный капитал не требуется соблюдения правила, которое устанавливает долю приобретаемых акций как 25% + одна акция.

Заключение

ФЗ № 178 о приватизации государственного и муниципального имущества устанавливает:

  • перечень имущества, не подлежащего приватизации: свободные от строений земельные наделы, резервные земли; жилая недвижимость, находящаяся в гос. или мун. фонде; имущество, безвозмездно переданное бывшим государственным предприятиям, религиозным организациям и обществам инвалидов;
  • круг лиц, которые не могут являться собственниками государственного или муниципального имущества;
  • процесс передачи имущества, способы приватизации

Читать полностью закон о приватизации государственного и муниципального имущества можно здесь.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector