Проект закона о патриотическом воспитании

Проект закона о патриотическом воспитании

Москва. 15 ноября. INTERFAX.RU — В Госдуму внесен законопроект о патриотическом воспитании граждан РФ. Соответствующая инициатива размещена в базе законодательной деятельности нижней палаты парламента РФ.

Авторами законопроекта выступила многочисленная группа парламентариев из фракции "Единая Россия", в том числе Виктор Водолацкий, Владимир Шаманов, Дмитрий Саблин, Артур Чилингаров и Валентина Терешкова.

Предметом правового регулирования проекта закона являются общественные отношения, возникающие в связи с патриотическим воспитанием граждан РФ, говорится в пояснительной записке.

Законопроект предлагает регулировать управленческую деятельность госорганов и должностных лиц по исполнению публичной функции государства по воспитанию граждан, говорится в документе. Сейчас в некоторых субъектах РФ уже приняты законы о патриотическом воспитании — внесенный законопроект призван установить единообразие подходов на всей территории России, отмечают авторы.

В частности, в проекте закона дается определение понятия "патриотизм". Таковым предлагается считать "нравственный принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к России, своему народу, осознание неразрывности с ними, стремление и готовность своими действиями служить их интересам, подчинить ему свои частные интересы, проявлять верность долгу в защите Отечества".

При этом в законопроекте прописывается понятие "Отечество". Это — "Россия, родная для человека, социальной, национальной или региональной общности людей страна, принадлежность к которой они воспринимают как необходимое условие своего достойного существования и полноценной самореализации".

Патриотическое воспитание при этом — это "систематическая и целенаправленная деятельность, основанная на социокультурных, духовно-нравственных ценностях и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, которая направлена на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации граждан, формирование у них патриотического сознания, чувства верности России, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Отечества.

Законопроект выделяет основные направления патриотического воспитания: духовно-нравственное, гражданско-патриотическое, военно-патриотическое.

Кроме того законопроект определяет, что государственная поддержка патриотического воспитания — это "совокупность принятых и осуществляемых государственными органами организационных мер образовательного, информационного, финансово-экономического, правового и иного характера, направленных на создание благоприятных условий для работы в сфере патриотического воспитания.

Законопроект в случае принятия должен вступить в силу с 1 января 2018 года.

В правительстве раскритиковали законопроект о патриотическом воспитании россиян. Он потребует дополнительных расходов из бюджета, кроме того, многие вопросы уже урегулированы в действующем законодательстве, следует из заключения, с которым ознакомились «Известия». Документ был внесен депутатами «Единой России» в октябре 2017 года. Замглавы комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Анатолий Выборный («Единая Россия») заявил «Известиям», что работа над законопроектом продолжится. Он отметил, что к диалогу будут приглашены представители правительства и профильные министерства — в частности, Минобразование и Минобороны. Эксперты, опрошенные «Известиями», полагают, что патриотизм — это чувство, а не знание и навык.

Проект закона «О патриотическом воспитании в РФ» дает определение понятию «патриотизм» и предусматривает введение единообразных подходов. Так, под патриотизмом предлагается понимать «любовь к России, своему народу, осознание неразрывности с ними, стремление и готовность своими действиями служить их интересам, подчинить им свои частные интересы, проявлять верность долгу в защите Отечества».

По мнению авторов, основные направления такого воспитания —духовно-патриотическое, гражданско-патриотическое и военно-патриотическое. А его цель — «утверждение в сознании и чувствах граждан уважения к историческому и культурному прошлому России, к лучшим традициям, гордости за великие свершения и достижения, почитание государственных и других значимых символов и святынь Отечества», говорится в документе.

В правительственной комиссии законопроект не поддержали, отметив, что в нем «не определены конкретные механизмы регулирования соответствующих правоотношений». Кроме того, многие предложения уже регламентированы, например, в законах «Об образовании в РФ», «О воинской обязанности и военной службе», «О физической культуре и спорте в РФ», отмечено в заключении. При этом работа по патриотическому и военно-патриотическому воспитанию уже предусмотрена действующими образовательными стандартами основного общего и среднего общего образования. В частности, сейчас реализуется госпрограмма «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016 — 2020 годы».

Не определен в проекте и круг организаций, которые должны создавать условия для сдачи нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО). Кроме того, не конкретизированы и четко не разграничены полномочия органов власти и органов местного самоуправления в этой сфере. Указали в правительстве и на необходимость дополнительного финансирования: согласно проекту, мероприятия по патриотическому воспитанию могут проводить органы местного самоуправления, что повлечет дополнительную административную нагрузку и расходы из местного бюджета. Кроме того, организациям, которые займутся патриотическим воспитанием, потребуется субсидии из региональных и муниципальных бюджетов. Это противоречит Бюджетному кодексу РФ, не разрешающему вводить расходы, которые покрываются сразу из двух и более бюджетов.

Замглавы комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Анатолий Выборный («Единая Россия») заявил «Известиям», что работа над законопроектом продолжится. Он отметил, что к диалогу пригласят представителей правительства и профильные министерства — Минобразование, Минобороны, членов Координационного совета по законотворчеству, Правовое управление Госдумы и экспертов. Возможно, в работе над документом примут участие представители ФСБ.

Правительство посчитало, что проект несовершенен. Значит, он требует корректировки. Значит, нужно сесть и доработать его. В этом нет ничего страшного, нет обстоятельств непреодолимой силы. Нет идеальных законов, но первый шаг нужно было сделать. Так как тема настоящего патриотического воспитания крайне важна, и запрос общества сформировался. Необходимо, прежде всего, провести четкую границу между национализмом и патриотизмом — мы все знаем, к чему это приводит.

Читайте также:  Сдача квартиры через агентство подводные камни

Тема патриотического воспитания очень чувствительна, отметил глава фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов:

— С одной стороны, власть и общество признают, что это очень важно. С другой, патриотизм — это чувство, а не знание и навык. А можно ли воспитывать чувства — большой вопрос. Никому же не приходит в голову воспитывать чувство юмора или даже любовь к противоположному полу, — сказал он.

По словам эксперта, необходимо признать, что патриотизм — это сфера ответственности семьи. Если у семьи есть запрос на помощь со стороны образовательных учреждений (факультативы, кружки) — такая помощь возможна. Но, по его мнению, не стоит навязывать образовательную услугу, которую родители не заказывали.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О патриотическом воспитании граждан Российской Федерации

Настоящий Закон направлен на определение целей, принципов и основных направлений патриотического воспитания граждан как важного элемента государственной политики, устанавливает правовые и организационные основы формирования государственной системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации.

Статья 1. Основные термины, применяемые в настоящем Законе и их определения.

Для целей настоящего Закона применяются следующие основные термины и определения:

Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите. Это сознательно и добровольно принимаемая позиция граждан, в которой приоритет общественного, государственного выступает не ограничением, а стимулом индивидуальной свободы и условием всестороннего развития гражданского общества.

Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Военно-патриотическое воспитание – это составная часть патриотического воспитания, направленное на формирование у граждан готовности к военной службе как особому виду государственной службы.

Система патриотического воспитания — это совокупность субъектов патриотического воспитания, нормативно-правовая и духовно-нравственная база воспитательной, образовательной и массовой просветительской деятельности, а также комплекс мероприятий по формированию патриотических чувств и сознания граждан Российской Федерации.

Государственная поддержка патриотического воспитания – это совокупность выработанных органами государственной власти мер экономического, организационного и правового характера, направленных на создание благоприятных условий для патриотической работы.

Статья 2. Законодательство о патриотическом воспитании граждан.

Правовой основой патриотического воспитания являются Конституция Российской Федерации, Федеральные законы: «Об образовании», «О воинской обязанности и военной службе», «О ветеранах», «О днях воинской славы и памятных датах России», «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне годов», настоящий Закон и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, принимаемые в соответствии с ними.

Если международными договорами Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то принимаются правила международного договора.

Статья 3. Цели и задачи патриотического воспитания.

Целями патриотического воспитания являются формирование патриотических чувств и сознания российских граждан, развитие у них высокой социальной активности, гражданской ответственности, способности проявить себя в укреплении государства, обеспечении его жизненно важных интересов и устойчивого развития.

На современном этапе развития нашего общества достижение указанных целей осуществляется через решение следующих задач:

утверждение в сознании и чувствах граждан социально-значимых патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям, повышение престижа государственной и военной службы;

создание возможностей для более активного вовлечения граждан в решение социально-экономических, культурных, правовых, экологических и других проблем;

воспитание граждан в духе уважения к Конституции Российской Федерации, законности, нормам общественной и коллективной жизни, создание условий для реализации конституционных прав человека, его обязанностей, гражданского и воинского долга;

привитие гражданам чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов государства — Герба, Флага, Гимна Российской Федерации, другой символики и исторических святынь Отечества;

привлечение традиционных для России религиозных конфессий для формирования у граждан потребности служения Родине, ее защите как высшего духовного долга;

создание условий для усиления патриотической направленности СМИ при освещении событий и явлений общественной жизни;

формирование расовой, национальной, религиозной терпимости, развитие дружеских отношений между народами.

Статья 4. Принципы патриотического воспитания.

Государственная политика в области патриотического воспитания основывается на принципах:

системно-организованного подхода, который предполагает скоординированную работу всех государственных и общественных структур по патриотическому воспитанию граждан;

адресного подхода в формировании патриотизма, предполагающего использование особых форм и методов работы с каждой возрастной, социальной, профессиональной и других групп граждан;

активности и наступательное, который предусматривает настойчивость и разумную инициативу в трансформации мировоззрения граждан и их ценностных установок, ориентированных на национальные интересы России;

универсальности основных направлений патриотического воспитания, предполагающий целостный и комплексный подход к ним;

учета региональных условий в пропаганде патриотических идей и ценностей, означающих пропаганду не только общероссийского патриотизма, но и местного или регионального.

Эти принципы взаимосвязаны и реализуются в единстве.

Статья 5. Субъекты патриотического воспитания.

Проводниками цели патриотического воспитания являются субъекты воспитательной деятельности.

В качестве субъектов патриотического воспитания выступают:

федеральные органы государственной власти;

органы государственной власти субъектов Российской Федерации;

трудовые и воинские коллективы;

учебные заведения всех уровней;

граждане Российской Федерации.

Читайте также:  Консультация юриста по предпринимательскому праву в самаре

Субъекты патриотического воспитания специфическими возможностями и средствами решают задачи патриотического воспитания определенных групп населения и граждан страны в целом.

Статья 6. Система патриотического воспитания.

Для осуществления единой государственной политики в области патриотического воспитания граждан России создается соответствующая этой политики государственная система патриотического воспитания граждан, способная консолидировать и координировать всю многоплановую работу по патриотическому воспитанию.

Система патриотического воспитания включает в себя соответствующие государственные учреждения, общественные организации, нормативно-правовую базу воспитательной, образовательной и массовой просветительской деятельности, а также комплекс мероприятий по формированию патриотических чувств и сознания граждан Российской Федерации, организуемой и проводимой на постоянной основе государственными органами при активном участии средств массовой информации, представителей общественных организаций, научных и творческих союзов, основных религиозных конфессий страны.

Система патриотического воспитания призвана обеспечить целенаправленное формирование у граждан активной позиции, способствовать всемерному включению их в решение общегосударственных задач, создавать условия для развития у них государственного мышления, действовать в соответствии с национальными интересами России. Она должна подготовить молодежь и побудить представителей других поколений к такому характеру активной деятельности, в которой знания и жизненный опыт соединяются с позицией гражданского долга и сопричастностью с судьбой Родины, личные интересы — с общественными.

Основным институтом, обеспечивающим организацию и функционирование всей системы патриотического воспитания, является государство.

Статья 7. Программы в сфере государственной политики патриотического воспитания граждан.

В целях обеспечения правовых, социально-экономических и организационных условий и гарантий государственной политики в области патриотического воспитания граждан, ее комплексности и согласованности с иными направлениями государственной политики разрабатываются государственная, ведомственные и региональные программы патриотического воспитания.

Государственная программа патриотического воспитания граждан Российской Федерации разрабатывается и утверждается Правительством Российской Федерации.

Ведомственные программы патриотического воспитания граждан разрабатывают федеральные органы исполнительной власти и организуют их исполнение.

Региональные программы патриотического воспитания с включением в них конкретных работ по выполнению мероприятий государственной программы разрабатывают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления субъектов Российской Федерации и организуют их исполнение.

Разработка и утверждение государственной, ведомственной и региональных программ патриотического воспитания осуществляются с учетом мнения общественных объединений.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ

В СФЕРЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ГРАЖДАН

Статья 8. Осуществление государственного регулирования и управления в сфере государственной политики по патриотическому воспитанию граждан.

Государственное регулирование и управление в сфере государственной политики по патриотическому воспитанию граждан осуществляют Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, иные государственные органы в соответствии с их компетенцией.

Государственное регулирование и управление в сфере государственной политики по патриотическому воспитанию включает:

анализ, оценку, прогнозирование и моделирование состояния функционирования системы патриотического воспитания в стране с учетом тенденций общественного развития;

определение и постановку текущих и перспективных задач воспитательной деятельности;

научно-обоснованное планирование патриотического воспитания; подбор, обучение, расстановку кадров;

мониторинг состояния и действенности воспитательной работы и систематическое иерархическое информирование органов власти о ходе реализации задач патриотического воспитания;

своевременную корректировку системы воспитательных воздействий;

научную организацию труда воспитателей и обеспечение субъектов патриотического воспитания прогрессивными методами и технологиями воспитательной работы со всеми категориями граждан.

Государство осуществляет регулирование и управление в сфере государственной политики по патриотическому воспитанию граждан, широко используя общественные институты.

Статья 9. Полномочия Президента Российской Федерации в сфере государственной политики по патриотическому воспитанию граждан.

Президент Российской Федерации в сфере государственной политики по патриотическому воспитанию граждан:

определяет единую государственную политику по патриотическому воспитанию граждан;

определяет государственный орган, ответственный за осуществление государственной политики по патриотическому воспитанию граждан;

утверждает государственную Концепцию по патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации;

осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

Статья 10. Полномочия Правительства Российской Федерации в сфере государственной политики по патриотическому воспитанию граждан.

Правительство Российской Федерации в сфере государственной политики по патриотическому воспитанию:

проводит государственную политику по патриотическому воспитанию граждан;

осуществляет регулирование и управление в сфере государственной политики по патриотическому воспитанию;

координирует деятельность государственных органов и иных организаций по вопросам реализации государственной политики по патриотическому воспитанию;

разрабатывает государственную программу патриотического воспитания граждан Российской Федерации;

определяет порядок и осуществляет ведение государственного реестра общественных объединений, участвующих в реализации государственной политики по патриотическому воспитанию граждан и пользующиеся государственной поддержкой;

осуществляет информационное и методическое обеспечение деятельности по реализации государственной политики по патриотическому воспитанию;

осуществляет государственный контроль в сфере государственной политики по патриотическому воспитанию;

определяет уполномоченный федеральный орган, ответственный за осуществление государственной политики по патриотическому воспитанию, который реализует свои полномочия через структурные подразделения, создаваемые в федеральных органах власти, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления;

утверждает положение о федеральном центре, осуществляющем организационное сопровождение государственной программы;

осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством.

Статья 11. Полномочия федеральных органов власти в сфере государственной политики по патриотическому воспитанию граждан.

К полномочиям федеральных органов власти в сфере государственной политики по патриотическому воспитанию граждан относятся:

участие в реализации государственной политики по патриотическому воспитанию граждан;

разработка ведомственных программ патриотического воспитания граждан и их реализация;

в пределах своей компетенции разработка и принятие ведомственных нормативных актов, регулирующих вопросы патриотического воспитания;

Читайте также:  Для чего нужен техплан на дом

определение порядка формирования реестра общественных объединений, участвующих в реализации ведомственных программ патриотического воспитания и пользующихся государственной поддержкой;

создание структурных подразделений, к ведению которых относятся вопросы патриотического воспитания;

создание Советов по патриотическому воспитанию, которые осуществляют разработку основных направлений работы по патриотическому воспитанию и координацию деятельности структурных подразделений федерального органа;

подбор, обучение и расстановка кадров-специалистов патриотического воспитания;

осуществление всестороннего обеспечения деятельности федерального органа в реализации государственной политики по патриотическому воспитанию граждан;

осуществление иных полномочий в соответствии с законодательством.

Стать» 12. Полномочия органов власти субъектов Российской Федерации в сфере государственной политики по патриотическому воспитанию.

К полномочиям органов власти субъектов Российской Федерации в сфере государственной политики по патриотическому воспитанию относится:

участие в реализации государственной политики по патриотическому воспитанию граждан на территории субъекта Российской Федерации;

определение основных направлений патриотического воспитания граждан на территории субъекта Российской Федерации;

принятие законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации по вопросам патриотического воспитания граждан;

разработка, утверждение и реализация региональных программ патриотического воспитания граждан;

образование региональных межведомственных координационных советов по патриотическому воспитанию граждан, которые осуществляют координацию деятельности органов исполнительной власти, общественных объединений и религиозных организаций по выполнению мероприятий государственной и региональной программ патриотического воспитания граждан на территории субъекта Российской Федерации;

создание и утверждение положения центров патриотического воспитания — рабочих органов региональных межведомственных координационных советов;

совместно с органами местного самоуправления проведение мероприятий по привлечению общественных и религиозных объединений к решению задач патриотического воспитания граждан на территории субъекта Российской Федерации;

осуществление всестороннего обеспечения деятельности органов власти субъекта Российской Федерации в реализации государственной политики по. патриотическому воспитанию;

осуществление иных полномочий в соответствии с законодательством.

Статья 13. Полномочия органов местного самоуправления в сфере государственной политики по патриотическому воспитанию граждан.

Органы местного самоуправления в сфере государственной политики по патриотическому воспитанию граждан в пределах своей компетенции:

проводят государственную политику по патриотическому воспитанию граждан;

разрабатывают и реализуют региональную программу патриотического воспитания граждан;

проводят мероприятия по привлечению общественных и религиозных объединений и организаций к решению задач патриотического воспитания граждан;

осуществляют всестороннее обеспечение деятельности органов местного управления и общественных организаций в реализации государственной политики по патриотическому воспитанию;

определяют уполномоченную структуру в органе муниципального образования в сфере патриотического воспитания;

организуют патриотическую работу с гражданами по месту жительства (месту пребывания);

осуществляют иные полномочия в соответствии с законодательством.

ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ

СИСТЕМЫ ПАТРОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ГРАЖДАН.

Достижение заданного уровня эффективности функционирования системы патриотического воспитания достигается совокупностью определенных условий и разносторонним обеспечением.

Статья 14. Нормативно-правовое обеспечение патриотического воспитания.

Нормативно-правовое обеспечение патриотического воспитания включает в себя совершенствование нормативной базы и определение социально-правового статуса патриотического воспитания, роли, места, задач, функций каждого органа власти, ведомства, организации как составных элементов единой системы патриотического воспитания с учетом их специфики и изменений, произходящих во всех сферах жизни страны.

Статья 15. Педагогическое и методическое обеспечение патриотического воспитания.

Педагогическое и методическое обеспечение патриотического воспитания предполагает фундаментальную разработку, комплекса учебных и специальных программ, методик по организации и проведению патриотического воспитания, использование всего многообразия педагогических форм и средств с учетом особенностей той или иной категории граждан.

Статья 16. Информационное обеспечение патриотического воспитания.

Информационное обеспечение патриотического воспитания предполагает утверждение патриотизма, готовности к достойному служению Отечеству в качестве важнейших ценностей в сознании и чувствах граждан, активное использование элементов и идей патриотического воспитания в средствах массовой информации в процессе осуществления воспитательной деятельности со всеми категориями граждан при активном участии социальных и государственных институтов.

Статья 17. Научно-теоретическое обеспечение патриотического воспитания.

Научно-теоретическое обеспечение означает организацию исследований в сфере патриотического воспитания и использование их результатов в практической деятельности; разработку методических рекомендаций по проблемам формирования и развития личности гражданина; обогащение содержания патриотического воспитания посредством включения в него культурно-исторического, духовно-нравственного и других компонентов на основе важнейших достижений в области социально-гуманитарных наук, научное обоснование путей приобщения граждан к патриотическим ценностям, их духовного освоения.

Статья 18.Финансово-экономическое обеспечение патриотического воспитания.

Финансово-экономическое обеспечение патриотического воспитания осуществляется за счет средств федерального и местных бюджетов и иных источников, не запрещенных законодательством.

Для финансирования мероприятий патриотического воспитания граждан могут создаваться специальные фонды.

Порядок формирования и расходования средств фондов, указанных в части второй настоящей статьи, устанавливается законодательством.

Статья 19. Критерии оценки результативности патриотического воспитания граждан.

Оценка результативности патриотического воспитания осуществляется на основе использования системы объективных критериев, которая включает целенаправленность воспитательного процесса и его системный характер, научную обоснованность методов и использование технологий воспитательного воздействия, широту охвата объектов воспитания.

Порядок использования системы объективных критериев, которые выступают в качестве обобщенных оценочных показателей (индикаторов) определяется Правительством Российской Федерации.

Статья 20. Меры по реализации настоящего Закона.

Правительству Российской Федерации в шестимесячный срок:

привести решения Правительства Российской Федерации в соответствии с настоящим Законом;

обеспечить приведение правовых актов федеральных органов власти, органов власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в соответствие с настоящим Законом;

принять иные меры, необходимые для реализации положений настоящего Закона.

Статья 21. Вступление в силу настоящего Закона.

Настоящий Закон вступает в силу в день его официального опубликования.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector