Штраф в пользу потребителя

Штраф в пользу потребителя

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии
  • Главная
  • Штраф по закону о защите прав потребителей в пользу потребителя

Штраф в размере 50% от присужденной потребителю суммы взыскивается в пользу потребителя

В соответствии с п. 6 ст. 13 Закона РФ "О защите прав потребителей" при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

Приведенная норма права вполне понятна, ясна и цель ее введения законодателем: простимулировать организацию или предпринимателя добровольно исполнять требования потребителя, обнаружившего недостатки выполненных работ, оказанных услуг или проданного товара.

Если до 28.06.2012г. указанный штраф взыскивался в доход государства, то с появлением разъяснений на этот счет в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей", штраф за неудовлетворение требований потребителя взыскивается в пользу последнего.

Так, согласно п. 46 Постановления, "при удовлетворении судом требований потребителя в связи с нарушением его прав, установленных Законом о защите прав потребителей, которые не были удовлетворены в добровольном порядке изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером), суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф независимо от того, заявлялось ли такое требование суду (пункт 6 статьи 13 Закона)".

Вернуться к оглавлению обзора практики: Претензии потребителей по договору подряда к срокам и качеству работ. Взыскание штрафа

Теперь штраф в размере 50% от присужденной судом суммы, в пользу Потребителя, взыскивается не в пользу Государства, как это было ранее, а в пользу Потребителя

Верховный суд Российской Федерации преподнес потребителям поистине существенный, в финансовом отношении, подарок.

Так, 28 июня 2012 года, было вынесено Постановление Пленума Верховного суда Российской Федерации №17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей».

В Постановлении даны новые разъяснения по рассмотрению споров о защите прав потребителей. Ранее принятое постановление Пленума ВС РФ по данному вопросу (со всеми изменениями и дополнениями) утратило силу.

В частности, обращается внимание, что законодательство о защите прав потребителей не применяется при совершении нотариальных действий, при оказании адвокатами юридической помощи.

Оно не регулирует отношения, возникающие в связи с членством в ТСЖ, жилищно-строительных, жилищных накопительных кооперативах, садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях, вместе с тем, указанное законодательство применяется при предоставлении этими организациями гражданам, в том числе своим членам, платных услуг (выполнении работ).

К отношениям по предоставлению гражданам медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями в рамках добровольного и обязательного медицинского страхования, применяется законодательство о защите прав потребителей.

В вышеуказанном Постановлении Пленума ВС РФ, уделено особое внимание процессуальным особенностям рассмотрения соответствующих дел. Необходимо помнить, что в некоторых случаях обязателен досудебный (претензионный) порядок урегулирования спора.

Если у потребителя отсутствует чек либо иной документ, удостоверяющий факт и условия покупки, то это, отнюдь, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований продавцом. В подтверждение факта заключения договора и его условий потребитель вправе ссылаться на свидетельские показания.

При дистанционных способах продажи товаров (заказа работ, услуг) факт покупки можно подтвердить документами, удостоверяющими перевод денег.

Так же в вышеуказанном Постановлении Пленума ВС РФ указывается, что размер компенсации потребителю морального вреда не может ставиться в зависимость от цены товара (работы, услуги) или суммы взыскиваемой неустойки.

За качество исполнения обязательств по договору о реализации туристского продукта, заключенному турагентом как от имени туроператора, так и от своего имени, отвечает туроператор, если нормативными правовыми актами не установлено, что ответственность перед туристами несет третье лицо. Например, по спорам, связанным с чартерными авиаперевозками в рамках реализации туристского продукта, надлежащим ответчиком и исполнителем договора перевозки с потребителем признается туроператор.

Закон о защите прав потребителей не предусматривает, что банк может передавать право требования по кредитному договору с потребителем лицам, не имеющим лицензии на банковскую деятельность, если иное не установлено законом или договором, содержащим данное условие, которое было согласовано сторонами при его заключении.

Однако главным новшеством, закрепленным в вышеуказанном Постановлении Пленума ВС РФ, на мой взгляд, является то, что изменен, а точнее сказать конкретизирован, субъект взыскания штрафа, предусмотренного пунктом 6 статьи 13 Закон РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I «О защите прав потребителей».

Пункт 6 статьи 13 Закона РФ «О защите прав потребителей» указывает, что при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

При этом, в Законе РФ «О защите прав потребителей», не указывается, в чью именно пользу, судам надлежит взыскивать этот штраф.

До выхода в свет вышеназванного Постановления Верховного суда РФ, в частности в нашем Рязанском регионе, суды, пользуясь отсутствием конкретики в Законе РФ «О защите прав потребителей» и существующей правовой неопределенностью в этом отношении, взыскивали данный штраф в местный бюджет.

Теперь же высшая судебная инстанция в. п. 46 Постановления Пленума ВС РФ от 28 июня 2012 года №17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» указала, что штраф взыскивается в пользу потребителя.

На мой взгляд, данное условие должно существенно увеличить интерес потребителя, права которого нарушены в инициации судебного процесса против нарушителя его прав, так как размер взыскания в связи с установлением штрафных санкций в пользу потребителя фактически увеличивается в полтора раза.

К примеру, Вы приобрели холодильник за 100 тысяч рублей и на него продавцом установлена гарантия – 3 года. В течение гарантийного срока холодильник вышел из строя. Вы подали продавцу заявление о возврате оплаченных за холодильник денежных средств, а продавец отказал Вам в возврате.

При разрешении спора в судебном порядке Вам возместят 100 тысяч рублей, потраченных Вами за холодильник; неустойку в размере 1% от стоимости холодильника за каждый день просрочки, общий размер которой не может превышать стоимость товара, то есть в пределах 100 тысяч рублей; моральный вред в размере, определенным судом; понесенные Вами судебные расходы; а также штраф в размере 50 % от взысканной суммы. Итого взысканная в Вашу пользу сумма, вполне может превысить 200 тысяч рублей, а то и 250 тысяч рублей. Также суд взыщет Ваши расходы, потраченные на оплату услуг представителя, если в Вашем деле Ваши интересы будет представлять адвокат.

На практике, в случаях, когда покупатель обращается к продавцу с требованием о возврате уплаченной суммы за товар с недостатками, продавец обычно всеми правдами и неправдами пытается убедить покупателя, что он, дескать, не сможет доказать свою непричастность в возникновении недостатка товара. В связи с этим я бы хотел разъяснить, что доказывать данные обстоятельства в соответствии с законом должен продавец, а не покупатель.

Я бы посоветовал при предъявлении претензии продавцу о возврате уплаченной суммы за товар с недостатками не сдавать товар. При этом в претензии необходимо указать, в чем именно выразились недостатки, а также добавить к тексту претензии следующую фразу: «В случае спора о причинах возникновения недостатков товара прошу обеспечить проведение проверки или экспертизы товара и обеспечить мне возможность участия в проведении проверки или экспертизы. О порядке, времени и месте проведения проверки или экспертизы прошу уведомить меня заблаговременно следующим образом (описываете способ извещения)».

По истечении 10 дней Вы можете смело обращаться в суд с требованием о расторжении договора купли-продажи, взыскании уплаченной за товар суммы, неустойки и морального вреда.

Если при этом Вам потребуется помощь адвоката, Вы можете позвонить мне по телефону 8 (910) 904-68-00, либо связаться со мной иным удобным для Вас способом.

С уважением к Вам, адвокат Павел Гришин

Законом о защите прав потребителей установлены строгие сроки удовлетворения требований, предъявленных за ненадлежащее качество товаров или услуг. Безответственные продавцы могут быть наказаны материально, в случае нарушения законных сроков.

Полностью исключить случаи ущемления потребительских прав законодателям не удаётся. Но размер ответственности довольно велик, и продавцы всё реже рискуют доводить претензионные дела до судебных разбирательств.

Размер штрафа

Санкции применяются только в судебном порядке. Штрафуется продавец, изготовитель или исполнитель при нарушении прав и отказа в добровольном удовлетворении требований потребителя. Такая норма направлена не только на скорейшее решение конфликтов между сторонами, но и для снижения нагрузки на суды.

Штрафные санкции потребительской сферы отличаются строгостью относительно любых других торговых отношений. Размер штрафа составляет половину суммы от удовлетворённых судом требований. Ответчику невыгодно доводить потребительские дела до суда, ведь в общую сумму включаются расходы заявителя, связанные с делом:

  • средства, затраченный на проведение независимой экспертизы;
  • расходы на представителя;
  • оплата подготовки искового заявления;
  • всевозможные убытки, потери и прочее.

Сумма штрафа может быть значительно выше, чем стоимость самого предмета спора.

Позиция суда

Отличительная особенность потребительских дел в том, что истец может даже не заявлять требований о взыскании штрафа. Если судом установлено правонарушение, то наложение штрафа в пользу потребителя является обязанностью судьи. Эта позиция утверждена 28 июня 2016 года Пленумом Верховного суда, который вынес Постановление № 17.

Указанный нормативный акт не имеет противоречий с ЗоЗПП, а только подробно разъясняет утверждённые положения. Помимо удовлетворения потребительских требований, документ предусматривает такое же применение нормы в случае защиты прав истца представителями общественных объединений или органов местной власти.

Помощь общественных организаций

Для восстановления своих прав гражданам не обязательно тщательно изучать нормы законодательства. Для этой цели во всех регионах России существуют общественные организации: союзы, ассоциации и объединения потребителей. Их основной направленностью является юридическое сопровождение граждан-потребителей, права которых нарушаются.

Федеральное законодательство предусмотрело заинтересованность обществ в помощи потребителям. При защите прав потребителя представителем такой организации часть назначаемого штрафа выплачивается в пользу общественного объединения. Эта норма позволяет покрыть расходы обществ на подготовку и ведение дел от лица граждан. Выступая в защиту потребителя, организация получает 50% от присуждённой суммы штрафа.

Нерадивые предприниматели не всегда наказываются штрафом. Во многих случаях они вынуждают потребителей обращаться в суд, а получив повестку, добровольно исполняют требования. В такой ситуации суд прекращает исковое производство, соответственно, штрафные санкции не применяются.

Если вы обнаружили недостатки в товаре, услуге или работе, а ответственное лицо отказывается исполнять ваши законные требования – смело обращайтесь в суд. При недостаточной уверенности в собственных силах, вас всегда поддержат в общественных организациях, помогут составить исковое заявление и подготовить прочие документы. В случае необходимости сотрудник потребительского общества самостоятельно передаст дело в суд и представит ваши интересы в заседании.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector