Социальная норма потребления электричества

Социальная норма потребления электричества

Правительство России предложило установить для населения социальную норму потребления света. Сущность этой инициативы заключается в том, чтобы люди, пользующиеся большим объемом электроэнергии, финансово возмещали ее перерасход.

Важная информация

Социальная норма расхода применима к тем абонентам, которые до сих пор не установили в своем жилье приборы учета. Это не всегда связано с нежеланием людей устанавливать счетчик. В некоторых случаях может отсутствовать техническая возможность сделать это: например, в ветхих и аварийных домах. Невозможность установки оборудования должна быть подтверждена документально (актом обследования).

Важно: если человек просто не хочет устанавливать электросчетчик, то при расчете стоимости услуги будут использоваться повышающие коэффициенты. Для таких абонентов плата за свет будет увеличиваться каждый год.

Но существуют и другие ситуации, когда расчет будет проводиться с использованием этого показателя:

  • счетчик пришел в негодность;
  • аппарат передает показания с ошибками;
  • жильцы квартиры не передают показания счетчика в управляющую компанию;
  • преднамеренная порча оборудования.

Определение понятий: что такое социальная норма на электричество

Это некое значение потребления электричества, рассчитанное на одного человека. После ее введения планируется утвердить два разных тарифа на оплату услуги:

  • в рамках установленного государством лимита;
  • оплата объемов, превышающих эту границу.

Тариф, принятый для оплаты расхода сверх лимита, будет выше того, который применяется при расчетах в пределах нормативов.

Вам нужна консультация эксперта по этому вопросу? Опишите вашу проблему и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

Зачем нужен показатель

Это необходимо для того, чтобы государство получило рычаги побуждения населения к экономии света. А тех лиц, которые не намереваются снижать уровень энергопотребления, заставить оплачивать услугу по более высокой стоимости — примерно на уровне мелкого бизнеса.

Использование этих нормативов позволит снизить «перекрестное финансирование». Что это означает: частный потребитель получает услугу по более низкой цене за счет того, что промышленные потребители пользуются энергоресурсами по завышенной стоимости. Сейчас простые граждане платят за энергоподачу в 1,5-2 раза меньше, чем бизнесмены и промышленники.

Размер показателя

Сейчас норма расхода электричества составляет 350 кВт/час на одного человека. Цена за 1 кВт — 3 рубля.

Этот показатель ранее был введен только в некоторых регионах РФ. Сейчас он используется по всей территории России.

Важно: в субъектах РФ допускается изменение общепринятого значения.

Норматив потребления электроэнергии на 1 человека без счетчика с 2019 года

Величина минимума расхода не является усредненной по стране, а зависит от того, в области, с какими климатическими условиями проживает человек, длительности светового дня в этой местности. Однако есть и другие показатели, которые учитываются. К ним относятся:

  • этажность здания;
  • размер жилья;
  • материал, из которого здание построено;
  • местоположение жилья — в городе или сельской местности;
  • численность прописанных в квартире людей;
  • количество комнат в квартире;
  • год постройки жилого здания;
  • наличие электроплиты.

Размер потребления электричества по регионам

Принимается на законодательном уровне. Показатели зависят от того, какое оборудование и бытовая техника используются в квартире.

Наименование населенного пункта Норма расхода, кВт
газовая плита электроплита
Санкт-Петербург 78 111
Забайкалье 65 96
Новосибирск 156 213
Владимирская область 50 90
Пермь 185 263
Ростовская область 96 156

Стоит обратить внимание: установленные параметры меньше социальной нормы. Это делается для того, чтобы россияне имели мотивацию экономить свет.

Ростовская область

В этом регионе установлены свои показатели. В газифицированных домах норматив (кВт/час) составляет:

  • для одного человека — 96;
  • на второго — 60;
  • на третьего и последующих — 40.

Для жилых помещений, где используются электроплиты, предусмотрены специальные надбавки. Их величина составляет 43 кВт/ч на одного человека и 90 кВт/ч для частного домовладения.

Если в домах используются электрические водонагреватели, то надбавка будет на уровне 300 кВт/ч на человека.

В этой области предусмотрены и сезонные надбавки:

  1. Для летних месяцев принимается коэффициент 1,1;
  2. В феврале, марте и апреле абоненты будут производить расчет с учетом коэффициента 0,9.

Льготные категории лиц оплачивают таким образом: первый год в размере принятого норматива, а второй и последующий — с применением коэффициента 1,5. Количество потребляемой энергии в этом случае значения не имеет. К льготникам относятся:

  • граждане пенсионного возраста;
  • семьи, воспитывающие ребенка-инвалида;
  • многодетные семьи;
  • граждане, воспитывающие приемных детей.

Нюанс: неиспользованный объем электроэнергии не переносится на будущий отчетный период.

Орловская область

Норматив зафиксирован на приемлемом уровне — 190 кВт/час на одного человека. Но если в жилом помещении прописано пять и более лиц, то добавочно на каждого члена семьи полагается по 89 кВт/час.

Использование в квартире или доме дополнительного электрооборудования приведет к тому, что количество потребляемой энергии увеличится. Но на величину лимита это не повлияет.

Москва

В Москве закреплены особые нормативы энергопотребления: 50 кВт/час на человека в домовладениях, где имеются газовые печки, и 80 кВт для жилья с электроплитами.

Для Московской области эти значения будут 94 и 144 кВт/час, соответственно.

Важно: жители многоквартирных домов оплачивают не только личное пользование электричеством, но и общедомовые нужды. Эта плата обязательна для всех абонентов и не зависит от того, есть в квартире счетчик или нет. Размер оплаты будет зависеть от занимаемой площади.

Как можно уменьшить расход

Чтобы платить за свет меньше, достаточно придерживаться нескольких простых рекомендаций:

  • заменить в жилье простые лампы накаливания на энергосберегающие;
  • при выборе бытовой техники нужно обращать внимание на класс ее энергопотребления. Самый экономичный будет A или A+++;
  • не включать кондиционер при открытых окнах — так ему будет требоваться большее время на охлаждение или обогрев помещения, а, следовательно, будет расти и энергопотребление;
  • при пользовании кондиционером во время выбора режима работы следить за тем, чтобы разница между температурными показателями внутри помещения и снаружи не была значительной. Например, не слишком рациональным решение станет установка температуры охлаждения до 16 °C при наружной температуре 40 °C и выше;
  • охлаждающие установки (холодильники, бытовые морозильные камеры) лучше ставить там, где на них будет попадать минимум солнечного света и тепла;
  • при пользовании электрочайником своевременно удалять из него образовавшуюся накипь. Иначе время нагревания воды будет увеличиваться, а значит, вырастет и расход электричества.

Если соблюдать эти рекомендации, то получится экономить до 30-40% потребляемой электроэнергии.

Порядок расчета социальной нормы на электроэнергию

Расчет суммы оплаты за энергопотребление выполняется по формуле:

  • S — размер оплаты;
  • K — количество прописанных жильцов в доме (квартире);
  • N — региональная норма потребления света;
  • T — тариф за 1кВт/ч.

Люди, проживающие в частных домовладениях, оплачивают свет по другому тарифу. Это касается тех строений, где нет приборов учета. Размер оплаты для них будет зависеть от того, сколько человек зарегистрировано в этом помещении. Норма потребления установлена на уровне таких показателей:

Читайте также:  Перечень работ услуг составляющих медицинскую деятельность
Количество зарегистрированных человек Нормативный расход электроэнергии, кВт/ч
1 96
2 146
3 166
4 186
5 и больше 206

Примечание: в установленный норматив уложиться вполне реально. Но пользование дополнительным оборудованием с высоким энергопотреблением должно быть ограничено.

Надбавки

Гражданам, которые проживают в помещениях, оборудованных не газовыми, а электрическими плитами и водонагревателями, полагается надбавка. То же самое касается и россиян, живущих в сельской местности — им также будет полагаться добавочный объем электроэнергии.

Размер надбавки устанавливается на региональном уровне. Величина дополнительного объема составляет:

  • в домах с электрическими плитами — 43 кВт/час на человека;
  • для сельской местности — 90 кВт/час;
  • оплата энергоподачи на дачах происходит по нормативам, принятым для одного человека;
  • в домах, отапливаемых за счет электричества (с установленными счетчиками) — дополнительно 3000 кВт/час в отопительный сезон.

Льготы

Кроме предусмотренных надбавок, лимит энергопотребления может быть увеличен. Это зависит от нескольких факторов, например, состояния жилья.

Также льготы предусмотрены и для одиноких граждан пенсионного возраста, инвалидов: в первый год после введения нормы они платят за электричество по уменьшенному тарифу, а второй и последующий годы — по нормативу.

Средние данные о потреблении бытовых электроприборов

Чтобы иметь представление о том, реально ли «вместиться» в социальную норму, требуется знать, сколько электричества «уходит» на пользование тем или иным бытовым электроприбором.

Наименование бытового электроприбора Расход электричества, кВт/час
Холодильник 30-40
Компьютер 30 и выше
Телевизор от 7,5
Стиральная машина 25 и выше
Пылесос 4
Утюг 15
Фен 12,5
Электрочайник 10
Освещение комнат 90
Посудомоечная машина 24
Микроволновая печь 5

Новости

Применение нормативов основывается на Постановлении Правительства РФ № 614 от 2013 года. То есть, эта инициатива не является нововведением. В последующие годы принцип установления нормы изменялся. Окончательный результат расчета нормы потребления должен учитывать:

  • количество потребляемой ежемесячно электроэнергии, за счет которой удовлетворяются основные потребности жильцов дома или квартиры;
  • на это количество стоимость за единицу будет установлена ниже, чем на величину, превышающую этот объем.

Скачать для просмотра и печати:

Действуют ли сегодня соцнормы электропотребления

В конце января 2019 года проект использования социальных нормативов при расчете за электричество был снова заморожен на неопределенный срок. Об этом решении сообщил представитель Дмитрия Козака (зампред Правительства РФ).

Планируется ли дальнейшее законодательное регулирование вопроса

В дальнейшем чиновники могут вернуться к этому вопросу. Однако для того, чтобы введение дифференцированного тарифа стало возможным, необходимо соблюсти несколько условий:

  • определить, какими будут реальные финансовые последствия введения новшества для простых россиян;
  • учитывать реальные доходы граждан.

В настоящее время обсуждаются другие способы снижения перекрестного субсидирования, не связанные с увеличением финансовой нагрузки на население России.

Как бы там ни было, экономить ресурсы все равно рекомендуется. Это не только окажет положительное влияние на экологию, но и позволит снизиться личным затратам, связанным с оплатой коммунальных услуг.

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.

Последние изменения

Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.

Добавляйте сайт в закладки и подписывайтесь на наши обновления!

Дмитрий Козак объявил, что введение нормы на потребление эл.энергии в целом по стране откладывается на неопределенное время. В связи с этим длительный эксперимент с пилотными проектами по внедрению этих норм, следуя логике, так же должен быть отложен.
Жители подопытных регионов должны быть уравнены в правах со всем населением страны. Вы согласны?

Я не знаю, о какой еще норме потребления электроэнергии говорилось в этих высказываниях. Могу только предположить, что речь шла о повсеместном внедрении единообразных норм по всей территории РФ. Также разъясняю Вам, что с юридической точки зрения социальная норма электропотребления уже введена в РФ на основе ПОСТАНОВЛЕНИЯ Правительства РФ от 22 июля 2013 г. N 614 О ПОРЯДКЕ УСТАНОВЛЕНИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ НОРМЫ ПОТРЕБЛЕНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ (МОЩНОСТИ) И О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В НЕКОТОРЫЕ АКТЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ВОПРОСАМ УСТАНОВЛЕНИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ НОРМЫ ПОТРЕБЛЕНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ (МОЩНОСТИ). Этим же НПА было признано утратившим силу ранее действовавшее постановление Правительства РФ от 7 декабря 1998 г. N 1444 «Об основах ценообразования в отношении электрической энергии, потребляемой населением».
Никаких сведений о юридической приостановке действия Постановления Правительства РФ № 614 в настоящее время нет. Так, в частности, на интернет-сайте одного из поставщиков электроэнергии размещена следующая информация «С 01.09.2013 г. в соответствии с постановлением Правительства РФ от 22.07.2013 г. № 614 расчет стоимости электрической энергии для населения производится с учетом социальной нормы потребления. При этом объем электроэнергии, потребленной в пределах социальной нормы оплачивается по пониженному тарифу, а электроэнергия, потребленная сверх социальной нормы — по повышенному тарифу.».
Кроме того в самом указанном НПА в п. 6 регламентировано, что «расчеты населения за коммунальную услугу по электроснабжению — для категорий потребителей, приравненных к населению) с применением социальной нормы осуществляются:
в субъектах РФ, предусмотренных приложением N 2 к Положению, — с 1 сентября 2013 г.;
в субъектах РФ, не предусмотренных приложением N 2 к Положению, — с установленной в решении высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) даты начала осуществления расчета размера платы населения за коммунальную услугу по электроснабжению (за электрическую энергию (мощность) — для категорий потребителей, приравненных к населению) с применением социальной нормы.» Из чего следует, что юридических препятствий для установления социальной нормы на территории всей РФ сейчас вообще нет.

Уже летом будущего года во всех российских регионах планируется ввести социальную норму потребления электроэнергию. План в целом вроде бы как правительством одобрен, конкретные детали профильные министерства должны подготовить к середине января 2019 года. О чем идет речь, и к чему готовится потребителям?

Что такое социальная норма потребления электроэнергии?

Для начала разберемся, что такое «социальная норма потребления» электроэнергии в текущем виде.

В подробностях тема раскрыта постановлением правительства РФ №614 от 22.06.2013 с длинным зубодробительным названием «О порядке установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности ) и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности )». Ознакомиться с актуальной и полной версией документа можно по этой ссылке — http://base.garant.ru/70422296/.

Читайте также:  Как удалить свою кредитную историю

Если же говорить коротко, то суть дела заключается в следующем:

— определяется объем ежемесячного потребления электроэнергии, за счет которого могут быть удовлетворены основные потребности жильцов квартиры (частного дома)

— на этот объем устанавливается цена на электроэнергию чуть ниже, чем действующая до введения социальной нормы. А сверх этого объем – заметно выше.

Таким образом, государство надеется стимулировать население к экономии энергоресурсов. А тех, кто потребляет больше соц. нормы и свое потребление сокращать не намерен, заставить платить за свет сильно дороже, на уровне мелких коммерческих потребителей.

Цели при этом декларируются разные – от энергосбережения до сокращения «перекрестного финансирования» (под этим термином понимается дотирование цен на электроэнергию для населения за счет продажи энергии промышленным потребителям по более высокой цене).

В настоящее время такая схема оплаты электроэнергии действует в восьми российских регионах. Вот их список:

  • Нижегородская область
  • Ростовская область
  • Владимирская область
  • Орловская область
  • Красноярский край
  • Забайкальский край
  • Республика Крым
  • Севастополь

И тут надо сказать о главной проблеме, связанной с введением «социальной нормы» – сложности и запутанности ее реализации.

Дело в том, что сегодня социальная норма рассчитывается не просто на квартиру (частный дом), а с учетом количества проживающих, количества комнат, наличия электрической плиты и еще ряда обстоятельств.

Проясним на примере Нижегородской области. Здесь базовая социальная норма установлена в 103 кВт.ч., она действует для гражданина, проживающего в одиночку в однокомнатной квартире, оборудованной газовой плитой. Если в однокомнатной квартире проживают двое, то соц. норма на двоих составит 169 кВт.ч. А если речь идет о трех жильцах – уже 218 кВт.ч. И так далее.

Социальная норма в Нижегородской области так же зависит от количества комнат в квартире. В однокомнатной квартире с одним проживающим норма составляет, как уже говорилось 103 кВт.ч, в двухкомнатной с одним жильцом – 133 кВт.ч., в трешке – 150 кВт.ч.

В других регионах, где действует социальная норма условия немного другие. Отличается количество кВт.ч., входящих в социальную норму. Есть разница так же в порядке расчета. Например, не во всех регионах учитывается количество комнат в квартире. Кое-где отдельным образом прописан порядок расчета соц. нормы для частных домов.

В общем, чтобы корректно рассчитать объем потребления в пределах социальной норме и сверх нее, энергетикам приходится использовать массу дополнительной информации о потребителях. О количестве прописанных, о количестве комнат… Зачастую данные эти не являются достоверными и актуальными. И на этой почве возникает масса сложностей.

Запутанным делом все это представляется и со стороны потребителя. Особенно если речь идет о расчетах по двухзонному (день /ночь) или трехзонному (пик /полупик/ночь) тарифах. Для каждой из этих «зон » суток утверждается своя пара тарифов в пределах и сверх социальной нормы. И чтобы понять, какая часть, скажем, дневного потребления укладывается в социальную норму, а какая – идет свыше, и как все это правильно посчитать, приходится изрядно поломать голову. И без калькулятора тут точно не обойтись.

Все эти сложности стали очевидны практически сразу после первой попытки введения социальной нормы потребления, которая была предпринята правительством в 2013 году. Тогда было решено «обкатать » новую схему расчета на пилотных регионах. Опыт «пилотов » оказался не слишком удачным, дело застопорилось. Решение вопроса о введении соц. нормы отдали на откуп региональным властям. Те, видя проблемы с администрированием расчетов, решили, чтобы не нервировать людей лишний раз, новшества не вводить.

Отдельная история приключилась с Крымом и Севастополем, двумя регионами, вошедшими в состав РФ в 2014 году. Здесь действовала украинская система тарифов на электроэнергию с градацией стоимости электричества в зависимости от объема потребления. «Социальная норма», введенная в этих регионах, по сути, эту практику продолжила.

Таково положение дел к настоящему моменту. Теперь о перспективах.

Социальная норма потребления электроэнергии: что предлагает правительство на этот раз?

Сразу оговоримся, что о планах правительства нам известно лишь из публикаций СМИ, которые ссылаются на некий протокол совещания правительства, в котором обсуждалась возможность внедрения социальной нормы. И вроде бы было принято положительное решение. И хотя в целом информация затем официально подтверждена, текст того самого протокола, так и не был опубликован.

Как нет до сих пор в отрытом доступе и предложений правительства по изменению в конкретных нормативных документах.

Тем не менее, основные факты, ставшие к настоящему времени известными, таковы:

— новую схему оплаты власти просят называть не «социальными нормами», а «градацией потребителей»

— норма потребления будет рассчитываться не в отношении одного жильца, а относительно «точки присоединения» (квартиры или частного дома)

— объем электроэнергии, который население сможет потреблять по самой льготной цене предлагается установить в 300 кВт.ч.

— планируется так же ввести дополнительную группу потребителей от 300 до 500 кВт.ч в месяц, которые будут платить за электричество по «более высокой цене» и группу потребителей свыше 500 кВт.ч, которых переведут на «экономически обоснованную» цену, близкую к коммерческим потребителям.

Кроме введения нормы потребления, власти так же предполагают сократить количество групп потребителей, приравненных к населению (сейчас это гаражные и садоводческие кооперативы, например). А так же ликвидировать льготы для жителей сельских населенных пунктов и жильцов городских квартир (частных домов) с электроплитами (электроотоплением ). Они сейчас платят за свет с 30% скидкой.

Конкретных ставок новых тарифов пока не называют. По словам вице-премьера Дмитрия Жукова, который курирует это направление, цифры должны появиться к 15 января 2019 года. А заработать новые тарифы должны с 1 июля 2019 года.

Планы по социальной норме: чего конкретно ждать потребителю?

Прежде всего, не ясно: все-таки, вступит или не вступит все вышеописанное в силу? В глазах большинства населения введение нормы потребления будет выглядеть лишь очередным повышением платы за коммунальные услуги. Пойдут ли на это власти после истории с повышением пенсионного возраста и другими скандалами последнего времени? Не очевидно.

Но если все предложения по социальной норме все-таки будут введены в действия, важными представляется следующее.

Первое. Прежде всего, от новаций пострадают собственники частных домов с электроотоплением. Их потребление точно превосходит те самые 300 кВт.ч. в месяц, да и 500 кВт.ч. – тоже. Насколько большим будет повышение?

Давайте посмотрим: тариф на электроэнергию в Московской области для сельского населения составляет 3,71 кВт.ч, для городского населения в домах с газовыми плитами – 5,29 руб за кВт.ч. А для мелких коммерческих потребителей (с выделенной электрической мощность до 150 кВ, расчет только за электроэнергию без учета потребляемой мощности, напряжение – 0,4 кВ) – 5,95 руб за кВт.ч (включая НДС).

Читайте также:  Где можно сделать доверенность

Это и есть, видимо, потолок возможного повышения цены на электроэнергию для крупных бытовых потребителей. И если сейчас владелец дома площадью в 150 кв. метров платит за электроэнергию на отопление зимой 12-15 тысяч рублей в месяц, то предлагаемые новшества могут эту сумму увеличить до 20 тысяч.

Второе. Большинство потребителей, скорее всего, уложатся в норму потребления в 300 кВт.ч. В крайнем случае, незначительно его превысят. Можно исходить из того, что на кошельках собственников обычной квартиры без теплых электрических полов и другое энергоемкого оборудования, введение соц. нормативо серьезным образом не скажется. Другое дело, что новации неизбежно усложняет для частных лиц расчеты за электроэнергию.

Первые 300 кВт.ч. в месяц рассчитывается по одному тарифу, «излишки » — по другом. А если в квартире стоит счетчик, который раздельно учитывается потребление электроэнергии днем и ночью? Тогда расчет производится уже по четырем тарифам. И чтобы правильно посчитать сумму к оплате придется еще вычислить какая часть дневного (отдельно ) и ночного (отдельно ) потребления вошла в социальную норму, а какая – нет.

Результат: проверить те счета, которые приходят от энергосбыта собственнику квартиры будет, мягко говоря, непросто.

И третье. Главный вопрос – зачем все это? Если речь идет о повышении тарифа на электроэнергию для населения с тем, чтобы вывести цены на уровень коммерческих потребителей, то введение социальной нормы (дифференциации потребление) выглядит логично. Это первый этап на пути к тому, чтобы заставить население платить за свет по рыночной цене.

О справедливости такого подхода, конечно же можно поспорить. Но если дело обстоит именно так, то эта цель должна быть официально заявлена. А так же объяснено, в каких объемах и каким группам населения будут выплачиваться пособия на компенсацию непосильных расходов на электроснабжение.

Но ничего такого не говорится. Более того, есть ощущение, что сегодня введение социальной нормы, как и четыре года назад – часть чиновничьей игры, когда важен не результат, а шумное действо. Из той же серии, что отмена зимнего времени или ввод обязательного знака «шипованная резина» на автомобилях. Поговорят, пошумят, да и забудут.

А людям с этими трехэтажными тарифами, выросшими из социальной нормы, придется жить.

Тема дифференциации тарифов в зависимости от энергопотребления обсуждается в связке с перекрестным субсидированием в электроэнергетике (когда одна группа потребителей платит за другую). 19 сентября на совещании у Дмитрия Козака рассматривался комплекс мер по снижению объемов этого субсидирования, однако конкретные параметры дифференциации тарифов еще прорабатываются, сообщил "РГ" помощник Козака.

Появление соцнормы будет стимулировать развитие энергосбережения и снизит нагрузку на промышленность, считает замруководителя Федеральной антимонопольной службы Виталий Королев.

Обсуждение соцнормы — фактически реанимирование давней идеи. Как рассказывал три года назад на пресс-конференции в "РГ" замминистра энергетики Вячеслав Кравченко, на тот момент обсуждался ввод трех диапазонов энергопотребления — менее 150 кВт/ч в месяц, от 151 до 600 и более 600 кВт/ч. По подсчетам минэнерго, в первую категорию попадали 73 процента населения (для них тариф за электричество фактически становился бы меньше на два процента). Во вторую категорию попадала четверть россиян (тариф выше на 12 процентов). За потребление электричества свыше 600 кВт/ч базовый тариф рос бы на 52 процента (это касалось всего двух процентов домохозяйств).

Льготные категории — многодетные семьи, инвалиды, одинокие пенсионеры и другие социально уязвимые слои населения — в основном потребляют менее 150 киловатт-часов (95 процентов), поэтому для них риск, что платежи вырастут, минимален. К тому же для них будут действовать пониженные тарифы по тому же принципу, что и сегодня.

Они уже действуют

В Красноярском крае понятие "соцнормы энергопотребления" было введено еще в 2005 году как одна из мер по защите неимущих и малообеспеченных слоев населения. По последним данным, норма "льготного" энергопотребления составляла 110 кВт/ч в месяц на одиноко проживающего и по 75 кВт/ч на каждого члена семьи. Цены на этот объем ниже, чем за его пределами. По данным энергетиков, большая часть абонентов укладывается в норму. Те, кто выходят за ее рамки, — чаще домохозяйства с множеством энергоемких приборов.

В Орловской области новация появилась на пять лет позже по решению региональных властей. Тогда она составляла 200 кВт/ч в месяц на домохозяйство с одним человеком. С 1 сентября 2013 года там начался эксперимент по решению федеральных властей. Орловская область вошла в число шести пилотных регионов, однако все они сохранили право самостоятельно варьировать размеры тарифов и устанавливать местные льготы.

В Орле соцнорма — 190 кВт/ч в месяц, и она самая высокая среди пилотных регионов. Сейчас базовый одноставочный тариф в пределах соцнормы составляет 3,74 рубля за кВт/ч, сверх — 4,94 рубля. "Практика показала, что решение о введении соцнормы было оправданным и экономически целесообразным как для потребителей, так и для поставщиков услуг, — отметила начальник областного управления по тарифам и ценовой политике Елена Жукова. — Подавляющее большинство населения — 96 процентов — оплачивает электроэнергию в пределах соцнормы".

Ростовская область тоже попала в "пилот". На первого зарегистрированного в доме или квартире человека она составляет 96 кВт/ч, на второго — 60 кВт/ч, на последующих — 40 кВт/ч. Там в соцнормы укладывается 70 процентов потребителей.

В принципе, привыкнув к новым расчетам, многие семьи ими даже довольны. В Нижнем Новгороде наш корреспондент встречался с горожанами. "В сентябре мы потратили 180 кВ/ч на 644,4 рубля. Если бы не соцнорма, то нам пришлось заплатить почти в два раза больше — 1119,6 рубля", — говорит Светлана Матвеева.

Но не все так просто: в пилотных регионах были и проблемы. Например, в Ростовской области оказалось, что в соцнорму не могли уложиться многодетные семьи и жители ветхого и аварийного жилья, которое отапливалось электричеством. Кроме того, из-за жары летом здесь активно используют кондиционеры, что значительно повышает расход энергии. В итоге в регионе расширили список льготных категорий и ввели коэффициент сезонности. Эксперты считают, что опыт пилотных регионов необходимо проанализировать, прежде чем принимать окончательное решение.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector