Состав земель промышленности и иного специального назначения

Состав земель промышленности и иного специального назначения

1. Землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее — земли промышленности и иного специального назначения).

Земли промышленности и иного специального назначения в соответствии со статьей 7 настоящего Кодекса составляют самостоятельную категорию земель Российской Федерации.

2. Земли промышленности и иного специального назначения в зависимости от характера специальных задач, для решения которых они используются или предназначены, подразделяются на:

1) земли промышленности;

2) земли энергетики;

3) земли транспорта;

4) земли связи, радиовещания, телевидения, информатики;

5) земли для обеспечения космической деятельности;

6) земли обороны и безопасности;

7) земли иного специального назначения.

Особенности правового режима этих земель устанавливаются статьями 88 — 93 настоящего Кодекса и учитываются при проведении зонирования территорий.

3. В состав земель промышленности и иного специального назначения в целях обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации объектов промышленности, энергетики, особо радиационно опасных и ядерно-опасных объектов, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, транспортных и иных объектов могут включаться охранные, санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования земель.

Абзац утратил силу. — Федеральный закон от 03.08.2018 N 342-ФЗ.

4. Земли промышленности и иного специального назначения, занятые федеральными энергетическими системами, объектами использования атомной энергии, федеральным транспортом, путями сообщения, объектами федеральной информатики и связи, объектами, обеспечивающими космическую деятельность, объектами обороны и безопасности, объектами оборонного производства, объектами, обеспечивающими статус и защиту Государственной границы Российской Федерации, другими объектами, отнесенными к ведению Российской Федерации в соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации, являются федеральной собственностью.

5 — 5.3. Утратили силу. — Федеральный закон от 03.08.2018 N 342-ФЗ.

6. Земли промышленности и иного специального назначения в соответствии со статьей 24 настоящего Кодекса могут предоставляться в безвозмездное пользование для сельскохозяйственного производства и иного использования.

Комментарий к Ст. 87 ЗК РФ

1. Статья 87 ЗК для характеристики данной категории земель использует наименование «земли промышленности и иного специального назначения». Полное наименование данной категории земель включает перечисление всех их видов.

В соответствии со ст. 87 ЗК к землям специального назначения относятся земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, для обеспечения космической деятельности, обороны, безопасности и иного специального назначения. Это самостоятельная категория земель. Поэтому предоставление земель для объектов обороны и иного специального назначения нередко обусловлено их предварительным изъятием или выкупом с соответствующим возмещением для государственных нужд. Однако при изъятии, например, земель связи для нужд обороны не должен производиться перевод таких земель из одной категории в другую.

Земли специального назначения располагаются за границей земель населенных пунктов. Они используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космической деятельности, обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач. Земли, занятые такими объектами, но расположенные в населенных пунктах, не относятся к категории земель специального назначения.

Предусмотренная законодательством «предназначенность», т.е. неиспользование земель специального назначения в данное время, представляет собой резервирование земель для расширения объектов специального назначения на этих землях и направлена на минимизацию случаев возмещения убытков при изъятии земель для государственных нужд. Необходимость резервирования земель для строительства и реконструкции объектов транспорта предусмотрена и п. 7 ст. 90 ЗК. Порядок такого резервирования установлен ФЗ о резервировании земель и должен быть детализирован Правительством РФ.

Примером законодательного регулирования резервирования земель является также положение п. 1 ст. 55 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ, в соответствии с которым территорию порта составляют земельные участки, отведенные порту в соответствии с земельным законодательством, в том числе зоны, необходимые для его перспективного развития. Такая «предназначенность» земель специального назначения подразумевает запрет их предоставления частным лицам, а на уже предоставленных — нежелательность застройки. Исходя из этого резервирование земель можно определить как деятельность, направленную на ограничение и (или) изъятие земельных участков из оборота с целью их перспективного использования по определенному назначению.

2 — 4. Земли специального назначения в зависимости от характера специальных задач, для решения которых они используются или предназначены, подразделяются ст. 87 ЗК на:

1) земли промышленности;

2) земли энергетики;

3) земли транспорта;

4) земли связи, радиовещания, телевидения, информатики;

5) земли для обеспечения космической деятельности;

6) земли обороны и безопасности;

7) земли иного специального назначения.

Статьей 87 ЗК определены лишь типичные виды земель специального назначения, поскольку все специальные задачи, для которых они могут предоставляться, закреплять в ЗК нет необходимости. Особенности правового режима земель специального назначения устанавливаются законодательством и учитываются при зонировании территорий.

В состав земель специального назначения в целях обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации различных объектов могут включаться санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования земель. Земельные участки, включенные в состав таких зон, у правообладателей не изымаются, но в их границах может быть введен особый режим их использования, ограничивающий или запрещающий те виды деятельности, которые несовместимы с целями установления зон.

Читайте также:  Продажа квартиры при наследовании налог

Земли специального назначения, занятые объектами, отнесенными к ведению Российской Федерации в соответствии со ст. 71 Конституции России, являются федеральной собственностью. Поэтому многие земельные участки специального назначения изъяты из оборота, а государственные организации, эксплуатирующие объекты на них, освобождены от платы за землю.

5 — 6. Порядок использования отдельных видов земель специального назначения, а также установления зон с особыми условиями использования земель данной категории определяется:

1) Правительством РФ в отношении земель, находящихся в федеральной собственности;

2) органами исполнительной власти субъектов РФ в отношении земель, находящихся в собственности субъектов РФ;

3) органами местного самоуправления в отношении земель, находящихся в муниципальной собственности.

Таким образом, земли специального назначения могут находиться не только в государственной, но и в муниципальной собственности. Нахождение отдельных земельных участков из состава таких земель (например, земель связи) в частной собственности также не запрещено, но существенно ограничено, поскольку многие земли специального назначения отнесены к землям, изъятым из оборота или ограниченным в нем. Поэтому п. 6 ст. 87 ЗК ориентирует на то, что земли специального назначения «могут предоставляться в безвозмездное срочное пользование для сельскохозяйственного производства и иного использования».

Земли промышленности и земли иного специального назначения должны использоваться в соответствии со строгим правовым режимом, установленным нормами Земельного кодекса РФ.

Государственные территории предназначены не только для удовлетворения потребностей частных граждан, для создания комфортных и безопасных условий проживания населения, ведения подсобных хозяйств.

Важнейшим элементом земельных ресурсов страны являются территории, которые используются государственными структурами для обеспечения нормального функционирования всех основополагающих отраслей общегосударственного масштаба.

Такими являются промышленное производство, транспортные и коммуникационные системы, энергетические ресурсы, различные виды связи, информатика и инновационные технологии, космическая деятельность, сфера обороны и обеспечения безопасности, а также прочие области.

Понятие и группы земель промышленности и земель иного специального назначения

Земельный кодекс России регулирует правовые и эксплуатационные аспекты использования, а также устанавливает состав земельных территорий специального предназначения. В соответствии с законодательной базой земельной сферы земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания и телевидения – это территории, которые:

  • целевой специализацией предназначены для поддержания деятельности и использования промышленных, транспортных, космических и других объектов, которые служат для выполнения специальных задач государственной важности;
  • используются для строительства и обслуживания различных объектов в сферах промышленности, транспорта, радио- и телевещания, энергетики, космической деятельности, безопасности и обороны.

Основным условием использования территорий для выполнения специализированных задач является расположение земельных ресурсов за пределами населенных пунктов и вдали от проживания местного населения. Законные права на владение и собственность таких участков могут возникать в любых муниципальных субъектов государства при условии соблюдения земельного законодательства.

Перечень территорий специального назначения является открытой структурой, поэтому предусматривает внесение изменений и новых позиций. На данном этапе земли специального предназначения включают в себя следующие зоны:

  • территории, предназначенные для строительства и использования объектов различных промышленных сфер;
  • земли, используемые для удовлетворения потребностей энергетики;
  • участки транспортной сферы;
  • земельные территории коммуникационной сферы (радио- и телевещания, информатики и инновационных технологий);
  • земельные участки, используемые для осуществления заданий в космической сфере;
  • территории ведомств по обороне и обеспечению безопасности;
  • земли специализированного предназначения, которые включают в себя рекреационные зоны, места захоронения ядерных и радиоактивных отходов.

Земли промышленности и иного специального назначения, их правовой режим

Земли промышленности и земли иного специального назначения должны использоваться в соответствии со строгим правовым режимом, установленным нормами Земельного кодекса РФ. Нюансы эксплуатации участков специального предназначения следующие:

  • Территории промышленной сферы могут эксплуатироваться для планирования и возведения производственных зданий, промышленных конструкций, административных центров и объектов по дополнительному обслуживанию. Важным условием для возможности использования земель для промышленных целей любыми лицами является расстановка санитарных зон;
  • Земельные участки предприятий и объектов, на балансе которых числятся линии любых видов связи, а также дополнительные инфраструктурные сооружения;
  • Зоны, которые используются в целях полноценного обеспечения государственной безопасности, могут предназначаться для проектирования и возведения предприятий и объектов, которые осуществляют вооруженную защиту территориальной целостности границ государства;
  • Земельные участки для обеспечения работы энергетической области предоставляются с целью размещения гидроэлектростанций, атомных, тепловых электростанций, пунктов приема и хранения ядерных веществ;
  • Территории для обеспечения деятельности космического направления используются для размещения и обслуживания объектов наземной инфраструктуры (космодромы, взлетные полосы, полигоны, базы хранения техники, пункты приема и обработки информации и др.);
  • Территории транспортной сферы предназначены для максимального обеспечения нормального функционирования объектов различных видов транспорта: автомобильного, морского, железнодорожного, внутреннего водного, воздушного и др.

Земли промышленности и иного специального назначения несут риск возникновения техногенных аварий, катастроф и являются объектами повышенной опасности для здоровья и жизни местного населения, а также экологического и биологического состояния окружающей среды. В связи с этим законодательством предусмотрен режим использования территорий, которые предназначаются для удовлетворения потребностей всех специализированных областей.

Читайте также:  Документы для развода в одностороннем порядке

Специальные постановления предусматривают создание охранных, санитарно-защитных зон и участков с особыми условиями эксплуатации территорий в целях обеспечения безопасности для местного населения. Важным пунктом правительственного постановления является создание условий, которые позволят оптимально использовать объекты промышленности, энергетики и транспорта, а также места хранения вредных веществ.

Режим использования охранных зон, санитарно-защитных и иных зон с особыми условиями использования земель

Особый эксплуатационный порядок, который устанавливается на территории охранных и санитарно-защитных зон, и размеры таких участков земли определяются в нормативно-правовых актах, регулирующих особые виды деятельности.

Правовой порядок использования санитарно-защитных, охранных зон предусматривает исключительно ограничение прав на территории и недвижимость.

Целью организации таких специализированных зон является обеспечение оптимальной защиты местного населения, окружающей среды, а также важных недвижимых конструкций от негативного воздействия, которое возможно в процессе деятельности сфер промышленности, транспорта, энергетики и др.

Охранные и санитарно-защитные зоны представлены в форме определенного пространственного барьера, который устанавливается между территориями, которые нуждаются в охране, и участками, которые несут повышенную опасность.

Земли промышленности и иного специального назначения как объекты федеральной собственности

Земли промышленности и земли иного специального назначения, которые находятся в распоряжении федеральных учреждений и организаций транспортной, промышленной, коммуникационной, космической и других сфер, официально признаются федеральной собственностью.

Данные объекты могут находиться в различных видах собственности – государственной или муниципальной, территории выступают публичной собственностью.

Порядок эксплуатации земель федеральной собственности устанавливается государственным правительством, государственными и муниципальными исполнительными органами, органами местного самоуправления субъектов государства.

Предоставление земель промышленности и иного специального назначения в безвозмездное срочное пользование

Законодательство предусматривает предоставление специализированных территорий промышленной, транспортной, космической, оборонной энергетической и других сфер в безвозмездное пользование на срочной основе.

Земли, которые предназначены для удовлетворения потребностей специализированных отраслей, могут использоваться частными лицами для сельскохозяйственного производства и организации личных подсобных хозяйств. Предоставление земельных территорий осуществляется при условии заключении договора о возможности безвозмездной эксплуатации территорий в соответствии с законодательством.

Данная категория земель включает в себя земли, предоставленные для обеспечения деятельности организаций, для размещения и эксплуатации объектов промышленности, объектов, обеспечивающих функционирование объектов инженерной и транспортной инфраструктур, а также для установления санитарно-защитных зон таких объектов. Земли промышленности и иного специального назначения используются преимущественно для обеспечения деятельности в сферах, отнесенных к исключительному ведению РФ, в силу чего для них установлен соответствующий правовой режим, который различается в зависимости о функциональных особенностей самих предприятий и объектов.

Законодатель определяет земли промышленности и иного специального назначения, устанавливая три присущих им признака:

1. Расположение за чертой поселений;

2. Использование или предназначение для обеспечения деятельности определенного рода организаций и (или) эксплуатации определенного рода объектов, осуществления иных специальных задач;

3. Права на них возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным ЗК, федеральными законами и законами субъектов РФ.

Принцип специальных задач подразумевает, что в рамках одной категории земельные участки могут использоваться для решения различных, зачастую не связанных непосредственно задач. Но все это — специальные задачи, решение которых направлено на обеспечение устойчивого развития основных хозяйственных комплексов страны (промышленного, энергетического, космического, оборонного и др.). В зависимости от характера специальных задач, для решения которых они используются или предназначены, подразделяются на подкатегории:

1. земли промышленности;

2. земли энергетики;

3. земли транспорта;

4. земли связи, радиовещания, телевидения, информатики;

5. земли для обеспечения космической деятельности;

6. земли обороны и безопасности.

Данный перечень является открытым, т.е. могут быть и "земли иного специального назначения".

Каждый из названных видов использования не является самостоятельной категорией, а входит в одну установленную категорию земель. Поэтому изъятие земель энергетики, например, для нужд обороны, не влечет за собой необходимости проведения правовых процедур по переводу земель из одной категории в другую. Речь в данном случае идет лишь об изменении разрешенного использования.

В состав земель промышленности и иного целевого назначения включаются охранные, санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования земель. Делается это для обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации объектов промышленности, энергетики, особо радиационно-опасных и ядерно-опасных объектов.

Из санитарно-защитных зон наиболее распространенными являются санитарно-защитные зоны предприятий. Они представляют собой территории (площади), отделяющие предприятия, их отдельные здания и сооружения с технологическими процессами, являющимися источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, от жилой застройки. Санитарно-защитные зоны — обязательный элемент любого объекта, который может быть источником химического, биологического или физического воздействия на среду обитания и здоровье человека.

Использование площадей санитарно-защитных зон осуществляется с учетом ограничений, установленных действующим законодательством, санитарными нормами и правилами. Различают также санитарно-защитные зоны высоковольтных линий, санитарно-защитные зоны вокруг источника ионизирующего излучения и др. К иным зонам с особыми условиями использования земель можно отнести, например, зоны наблюдения, зоны воздействия закрытого административно-территориального образования.

В соответствии со ст. 87 ЗК РФ земельные участки, включенные в состав таких зон, у собственников земельных участков и иных землеобладателей не изымаются, но в их границах может быть введен особый режим использования, ограничивающий или запрещающий те виды деятельности, которые несовместимы с целями установленных зон.

Читайте также:  Температура воды для душа норма

Правовое регулирование отношений, связанных с использованием земель промышленности и иного специального назначения:

1.Земельным законодательством (ЗК РФ),

2.природоохранным законодательством (ФЗ «Об охране окружающей среды», природоресурсным законодательство: Закон РФ «О недрах»,

3.специальным законодательством, регулирующим правоотношения в определенных сферах деятельности: ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», ФЗ "Об использовании атомной энергии", ФЗ «О железнодорожном транспорте в РФ».

Органы государственной власти и местного самоуправления вправе определять порядок использования отдельных видов земель промышленности и иного специального назначения, а также устанавливать зоны с особыми условиями использования земель данной категории. Полномочия между уровнями власти определяются, исходя из того, к чьей собственности относится земельный участок.

Так, Правительством РФ определяется порядок — в отношении земель, находящихся в федеральной собственности; органами исполнительной власти субъектов РФ — в отношении таких земель, находящихся в собственности субъектов РФ; органами местного самоуправления — в отношении указанных земель, находящихся в муниципальной собственности.

Особенностью правового регулирования земельных отношений в данной сфере является то, что они менее всего трансформированы мероприятиями земельной реформы. Поэтому правовой режим этих земель нередко регулируется дореформенными правовыми актами.

Правовой режим подкатегорий земель опирается на единые для категории земель промышленности и иного специального назначения принципы, но и имеет и свои характерные особенности.

Особенностью земель промышленности является то, что они используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности. Поэтому на них могут располагаться производственные и административные здания, строения, сооружения и обслуживающие их объекты.

Размеры земельных участков, предоставляемых из земель промышленности, определяются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами или в соответствии с проектно-технической документацией.

Ст. 88 ЗК РФ установлены особенности предоставления земельных участков организациям горнодобывающей и нефтегазовой промышленности для разработки полезных ископаемых. Для данных целей земельные участки предоставляются после:

— оформление горного отвода;

— утверждение проекта рекультивации земель.

Кроме того, данные организации обязаны осуществить восстановление ранее отработанных земель.

Под горным отводом понимается участок недр (геометризированный блок недр), предоставляемый пользователю в соответствии с лицензией на пользование недрами для добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, а также в соответствии с соглашением о разделе продукции при разведке и добыче минерального сырья

Проекты рекультивации нарушенных земель относятся к виду землеустроительной документации. Проекты рекультивации разрабатываются на основе действующих экологических, санитарно-гигиенических, строительных, водохозяйственных, лесохозяйственных и других нормативов и стандартов с учетом региональных природно-климатических условий и месторасположения нарушенного участка.

Неотъемлемым элементом правового режима земель промышленности являются положения действующего законодательства, касающиеся их охраны и рекультивации уже нарушенных земель. В структуре нарушенных земель преобладают земли, нарушенные при добыче полезных ископаемых открытым способом, занятые отвалами вскрышных и вмещающих пород, золо- и шлакоотвалами, подъездными дорогами и промплощадками.

В целях обеспечения рекультивации земель, снятия, сохранения и рационального использования плодородного слоя почвы, а также усиления контроля за своевременным восстановлением нарушенных земель и вовлечения их в хозяйственный оборот Правительство РФ приняло Постановление 23.02.1994 N 140 "О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы"

Данным Постановлением определено, что рекультивация земель, нарушенных юридическими лицами и гражданами при разработке месторождений полезных ископаемых, проведении всех видов строительных, геолого-разведочных, проектно-изыскательских и иных работ, связанных с нарушением поверхности почвы, а также при складировании, захоронении промышленных и других отходов, загрязнении участков поверхности земли, если по условиям восстановления этих земель требуется снятие плодородного слоя почвы, осуществляется за счет средств юридических лиц и граждан в соответствии с утвержденными проектами рекультивации земель.

Во исполнение п. 2 названного Постановления Приказом Минприроды России и Роскомзема от 22 декабря 1995 г. N 525/67 были утверждены Основные положения о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы.

Основные положения определяют общие для РФ требования при проведении работ, связанных с нарушением почвенного покрова и рекультивацией земель, и являются обязательными для исполнения всеми юридическими, должностными и физическими лицами, в том числе иностранными юридическими и физическими лицами.

Рекультивация нарушенных земель осуществляется в целях восстановления их для сельскохозяйственных, лесохозяйственных, водохозяйственных, строительных, рекреационных, природоохранных и санитарно-оздоровительных нужд. Рекультивация для сельскохозяйственных, лесохозяйственных и других целей, требующих восстановления плодородия почв, осуществляется последовательно в два этапа — технический и биологический.

Условия приведения нарушенных земель в состояние, пригодное для последующего использования, а также порядок снятия, хранения и дальнейшего применения плодородного слоя почвы устанавливаются органами, предоставляющими земельные участки в пользование и дающими разрешение на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова, на основе проектов рекультивации.

Разработка проектов рекультивации осуществляется на основе действующих экологических, санитарно-гигиенических, строительных, водохозяйственных, лесохозяйственных и других нормативов и стандартов с учетом региональных природно-климатических условий и месторасположения нарушенного участка.

Дата добавления: 2016-02-09 ; просмотров: 1397 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector