Совместный конкурс по 44 фз

Совместный конкурс по 44 фз

Совместные торги по Закону N 44-ФЗ

В соответствии с ч. 1 ст. 25 Закона N 44-ФЗ при осуществлении 2 и более заказчиками закупок одних и тех же товаров, работ, услуг такие заказчики вправе проводить совместные конкурсы или аукционы (далее также — торги).

В п. 4 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом ВС РФ 28.06.2017) разъяснено, что для целей проведения двумя и более заказчиками совместных торгов под одними и теми же товарами понимаются товары, которые имеют единые родовые признаки или составляющие комплект таких товаров.

В названном пункте рассматривается ситуация, когда суд признал, что наличие у заказчиков единой цели (в данном случае — оборудование учебных классов комплексами интерактивного и компьютерного оборудования) не является достаточным основанием для проведения ими совместных торгов.

По мнению ФАС России, реализация права заказчиков на проведение совместных торгов не ограничена территориальной принадлежностью заказчиков. Поэтому проведение совместных торгов заказчиками, расположенными в разных районах одного субъекта РФ, не имеющих общих территориальных границ, не является нарушением Закона N 44-ФЗ (см. Разъяснения ФАС России от 16.02.2018).

Права, обязанности и ответственность заказчиков при проведении совместных торгов определяются соглашением, заключенным в соответствии с Гражданским кодексом РФ и Законом N 44-ФЗ. Правила проведения совместных конкурсов и аукционов (далее — Правила) утверждены на основании ч. 5 ст. 25 Закона N 44-ФЗ постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1088.

Организатором совместных торгов (далее — организатор) — лицом, организующим и проводящим такие торги, согласно ч. 2 ст. 25 Закона N 44-ФЗ, п. 5 Правил по соглашению о проведении совместных торгов могут выступать:

— уполномоченный орган, уполномоченное учреждение, наделенный(-ое) соответствующими полномочиями в рамках централизации закупок в соответствии со ст. 26 Закона N 44-ФЗ;

— один из заказчиков — участников указанного соглашения.

Необходимо учитывать следующее.

Во-первых, совместные торги являются не самостоятельным способом определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее — контрагентов), а лишь организационной формой, в которой могут проводиться торги (но не иные конкурентные способы определения контрагентов), предусмотренные ч. 1 и ч. 2 ст. 24 Закона N 44-ФЗ. При этом ограничений по видам конкурсов и аукционов, которые могут проводиться совместно, ни Закон N 44-ФЗ, ни Правила не устанавливают. Следовательно, любой из перечисленных в ч. 2 ст. 24 Закона N 44-ФЗ видов конкурсов (в том числе и конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс) может быть проведен совместно. Это видно и из п. 7 ч. 2 ст. 25 Закона N 44-ФЗ и пп. "б" п. 6 Правил, где говорится о совместном закрытом конкурсе (закрытом аукционе).

Отсюда же вытекает, что совместные торги проводятся в порядке, установленном Законом N 44-ФЗ для соответствующих видов конкурса или аукциона, с учетом особенностей, установленных Правилами (п. 5 Правил).

Во-вторых, хотя организатором может выступать уполномоченный орган, уполномоченное учреждение, совместные торги не следует смешивать с централизованными закупками, проводимыми в соответствии со ст. 26 Закона N 44-ФЗ на основании соответствующих нормативных правовых актов, а не соглашений. Отметим, что уполномоченный орган, уполномоченное учреждение, на которые возложены полномочия только на определение контрагентов, может выступать стороной соглашения о проведении совместных торгов только в качестве организатора (п. 3 Правил).

Также не следует смешивать передачу полномочий для проведения совместных торгов несколькими заказчиками одному из них с привлечением специализированной организации в соответствии со ст. 40 Закона N 44-ФЗ. Специализированная организация, в роли которой может выступать и другой заказчик, привлекается по контракту одним конкретным заказчиком для выполнения исключительно "технических", организационных функций, обеспечивающих проведение определения контрагента.

Подробнее о централизованных закупках и специализированной организации смотрите в отдельных материалах.

В-третьих, совместно проводится именно процедура торгов, то есть определение контрагента. Контракт с победителем либо победителями совместных конкурса или аукциона заключается каждым заказчиком (ч. 1 ст. 25 Закона N 44-ФЗ, п. 8 Правил). Также самостоятельно осуществляется заказчиками принятие решения о заключении контракта с единственным контрагентом и согласование такого решения (при необходимости) в соответствии с Законом N 44-ФЗ при признании совместного конкурса или аукциона несостоявшимся в случаях, установленных Законом N 44-ФЗ (п. 9 Правил, см. также письмо Минэкономразвития России от 28.01.2015 N Д28и-144).

Соглашение о проведении совместных торгов должно быть заключено до утверждения конкурсной документации или документации об аукционе (далее — документация) (п. 3 Правил).

Обязательные условия соглашения о проведении совместных торгов приведены в ч. 2 ст. 25 Закона N 44-ФЗ, хотя в ней самой и указано, что перечень не исчерпывающий и стороны соглашения могут согласовать и иные условия (п. 12 ч. 2 ст. 25 Закона N 44-ФЗ).

Читайте также:  Протокол рассмотрения представления прокурора об устранении нарушений

Кроме того, по сути обязательные условия соглашения о совместных торгах в части обязанностей и полномочий организатора (п. 5 ч. 2 ст. 25 Закона N 44-ФЗ) определяются перечнем таких обязанностей и полномочий, данным в п. 6 Правил. Этот перечень также не является исчерпывающим (см. пп. "з" п. 6 Правил), однако он определяет минимальный объем полномочий, передаваемых организатору другими участниками соглашения об их проведении.

Наконец, ч. 4 ст. 25 Закона N 44-ФЗ, п. 7 Правил императивно установлено, что стороны соглашения несут расходы на проведение совместных торгов пропорционально доле начальной (максимальной) цены контракта (далее — НМЦК) каждого заказчика в общей сумме НМЦК, в целях заключения которых проводятся совместные торги.

Подробнее обязательные требования к содержанию соглашения о проведении совместных торгов, к определению обязанностей и полномочий организатора рассмотрены в отдельном материале.

После подписания соглашения о проведении совместных торгов заказчики вносят в план-график сведения о наименовании организатора (п. 4 Правил, по данному вопросу см. также письмо Минэкономразвития России от 26.06.2015 N Д28и-1944).

Как указано в разъяснениях по вопросу 3 письма Минэкономразвития России от 14.04.2017 N Д28и-1662, каждый заказчик формирует идентификационный код закупки (далее — ИКЗ) в порядке, установленном приказом Минэкономразвития России от 29.06.2015 N 422, а организатор разрабатывает и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки. При этом в извещении указывается ИКЗ каждого заказчика.

Также отметим, что ни Закон N 44-ФЗ, ни Правила не содержат положений, которые бы ограничивали возможность проведения совместных торгов исключительно среди субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций в порядке, установленном ст. 30 Закона N 44-ФЗ. Однако при этом необходимо учитывать ограничение, предусмотренное в п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона N 44-ФЗ, согласно которому НМЦК при закупке в таком порядке не должна превышать 20 миллионов рублей. По нашему мнению, при проведении совместных торгов данное ограничение должно применяться к общей сумме НМЦК, в целях заключения которых проводятся такие торги. Подробнее аргументацию в пользу этой точки зрения смотрите в следующем материале.

Совместные торги по 44-ФЗ являют собой возможность объединиться двум и более организациям (заказчикам) для совместного приобретения одних и тех же товаров или услуг, устроив не несколько, а только одну процедуру торгов.

Это способствует росту объема закупаемой продукции, вследствие чего цена на нее снижается. Такая политика позволяет привлечь к торгам в качестве поставщиков крупнейшие оптовые компании, которые могут предложить наиболее выгодные цены. Порядок проведения совместных торгов по 44-ФЗ регламентируется Постановлением Правительства №1088 от 2013 года.

Первое условие организации совместных торгов – нужда в одинаковой продукции. Второе условие – вместе разрешено проводить только конкурсы и аукционы. Для иных способов определения поставщика данная процедура невозможна. И третье условие – проведение совместных торгов не может быть обязательным и организуется заказчиками исключительно по своему желанию.

Совместные торги: плюсы и минусы

Главное преимущество совместных закупок – минимизация времени и труда, поскольку вместо нескольких процедур достаточно провести одну. Без совместных закупок некоторые действия были бы вообще невозможны. Например, если заказчику нужен небольшой объем продукции или услуг, а организовать закупки в одиночку экономически нецелесообразно, поскольку затраты на мероприятие не окупят себя. Кроме того, небольшие объемы продукции интересны далеко не всем поставщикам, поэтому заявок на участие может не поступить вовсе.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

Плюсом является и возможность участия в совместных конкурсах крупнейших поставщиков, которым невыгодны одиночные предложения заказчиков. Это позволяет минимизировать появление фактов коррупции, поскольку организатор торгов делает все необходимое для справедливого определения победителя, а интерес одного заказчика никак не может повлиять на итог торгов.

При подготовке документации каждый заказчик по-своему обосновывает цену и описывает объект торгов. Организатору необходимо подвести все описания к общему знаменателю, что усложняет процесс подготовки документации к торгам.

Другим минусом может считаться ситуация, при которой победитель торгов уклоняется от оформления контракта с кем-либо из заказчиков. В такой ситуации ему не возвращают обеспечения заявки в полном размере. При этом все контракты, с которыми не возникло проблем, будут являться действительными. Участники совместных закупок могут быть включены в Реестр недобросовестных поставщиков.

Организатор совместных торгов

В первую очередь заказчики должны выбрать организатора закупок.

В функции организатора входят:

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72 .
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57 .
  • Регионы: 8 (800) 600-36-07 .
  • разработка торговой документации на основании сведений, представленных всеми заказчиками;
  • публикация информации о ходе торгов в ЕИС;
  • внесение изменений в документацию (если требуется);
  • ответы на запросы участникам торгов;
  • оформление и публикация протоколов;
  • публикация проекта контракта.
Читайте также:  Какие документы нужны для оформления трудовой книжки

До утверждения документации о совместных закупках стороны обязаны оформить соглашение, которое позволяет передать права на осуществление всех вышеперечисленных действий от заказчиков к организатору.

Что должно содержать в себе соглашение?

Соглашение помогает сторонам определиться, как именно они будут проводить процедуру закупок и оформить их взаимные обязательства.

Соглашение должно содержать:

  • сведения о сторонах, в том числе полный список функций организатора;
  • идентификационный код закупки;
  • сведения о предмете торгов и его объемах, а также условиях и времени поставки продукции по каждому заказчику;
  • порядок и период формирования комиссии по торгам, условия ее работы;
  • время проведения торгов и период разработки соответствующей документации;
  • порядок оплаты общих расходов на организацию;
  • порядок рассмотрения споров;
  • права, обязанности и ответственность сторон.

После подписания требуется внести правки в график и план закупок. Необходимо указать, что закупка была совместной.

Итоговое заключение контракта

Во время итогового заключения контракта заказчики, которые участвовали в совместной закупке, «разделяются». Подписание контрактов компанией-победителем с каждым заказчиком происходит в индивидуальном порядке. Единственное, что может сделать организатор на данном этапе – опубликовать проект контракта.

При этом все остальные подписанные контракты будут считаться действительными.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Статьи по теме

44-ФЗ допускает совместные торги. Как понятно из названия, в них заказчики действуют совместно. То есть закупка проводится не для одного учреждения, а для нескольких. Какое постановление регулирует совместные торги по 44-ФЗ и какие существуют нюансы их проведения, читайте в статье.

Что такое совместные торги по 44-ФЗ

Совместные торги по 44-ФЗ — это определение поставщика для удовлетворения нужд нескольких заказчиков. Совместные торги по 44-ФЗ возможны в двух формах: аукцион и конкурс. Заказчики объединяются главным образом для того чтобы сэкономить на приобретении товара.

Дело в том, что в совместных торгах зачастую участвуют оптовые компании, которые готовы поставить большие объемы продукции по сниженной цене. О совместных закупках говорится в постановлении Правительства РФ от 28.11.2013 № 1088.

Работаете по 44-ФЗ?
Для Вас готова подборка специальных материалов »

Закупаете по 223-ФЗ?
Мы знаем, что Вам будет полезно посмотреть »

Как организовать совместную закупку по 44-ФЗ

О том, как провести совместные торги по 44-ФЗ, говорится в ст. 25 Закона о контрактной системе. В ней установлен порядок их проведения. Одно из основных правил: условия взаимодействия заказчики определяют в соглашении. Организатором торгов может быть один из них или уполномоченный орган. Первый вариант используется нечасто, так как в этом случае вся ответственность ложится на конкретного заказчика.

Что касается уполномоченного органа, им может быть госорган, муниципальный орган, казенное предприятие, созданные специально для определения поставщиков, а также те, на которых такие полномочия были возложены вышестоящим органом. Организатор совместного конкурса или аукциона:

  • утверждает состав комиссии по закупке;
  • готовит и размещает в единой информационной системе извещение и документацию о закупке, направляет приглашение участвовать в закрытом конкурсе или аукционе;
  • предоставляет документацию заинтересованным лицам;
  • дает разъяснения положений документации;
  • вносит изменения в извещение и документацию о закупке, когда нужно;
  • размещает в ЕИС протоколы закупки;
  • направляет копии протоколов каждой стороне соглашения;
  • выполняет другие полномочия, которые принял в соглашении.

Каждый из госзаказчиков заключает контракт с победителем отдельно.

Из статьи вы узнаете:
☆ Что делают заказчики;
☆ Что делает организатор совместной закупки;
☆ Как составить соглашение о совместной закупке;
☆ Кого включить в комиссию по совместным закупкам;
☆ Как рассчитать НМЦК совместной закупки;
☆ Как определить цену контракта для каждого заказчика.

Соглашение о совместных торгах по 44-ФЗ

Один из важных документов при проведении совместных закупок по 44-ФЗ — соглашение между заказчиками. В нем стороны определяют, как будут проводить процедуру, а также указывают взаимные обязательства. Оно может быть двух- и многосторонним. Соглашение включает:

  • данные сторон — заказчиков, организатора закупки;
  • объект и объем закупки;
  • место, условия, сроки, периоды поставок по каждому контракту;
  • код закупки;
  • НМЦК по каждому контракту и обоснование цен;
  • полномочия организатора торгов;
  • порядок создания и работы закупочной комиссии;
  • период проведения торгов;
  • примерный срок госзакупки;
  • схема оплаты общих расходов;
  • срок действия соглашения;
  • порядок разрешения споров.
Читайте также:  Экспертиза расписки на срок давности

В планах и планах-графиках заказчики обязательно должны отразить, что закупка проводится совместно. Когда соглашение подписано, а изменения в документы внесены, можно приступать к утверждению комиссии по закупкам. Этим занимается организатор.

В комиссию включают представителей обоих заказчиков. Существует такое требование: места в комиссии распределяются пропорционально объему закупок для каждого заказчика. Траты на процедуру делятся между госзаказчиками. Каждый берет на себя ту часть расходов, которая соответствует доле НМЦК в общей сумме закупки. Но закон разрешает сторонам совместных торгов устанавливать в соглашении собственный порядок, в котором формируют комиссию (ч. 3 ст. 25 Закона № 44-ФЗ).

Смотрите также по теме:

Совместные торги по 44-ФЗ: плюсы и минусы

Начнем с преимуществ совместных закупок по 44-ФЗ. Главный плюс при привлечении уполномоченного органа — экономия трудовых ресурсов и времени. Заказчик мог бы сам провести процедуру от начала и до конца, но поручил это третьему лицу. Еще один плюс — более низкая цена на продукцию при сохранении ее качества.

Но существуют и минусы совместных закупок по 44-ФЗ. Во-первых, сторонам закупки не всегда удается договориться между собой о порядке проведения процедуры, согласовать все условия. Во-вторых, мало кто соглашается взять на себя роль организатора из-за слишком большой ответственности.

Что касается участников, для них в совместных закупках также есть плюсы и минусы. Преимущество в том, что сразу можно заключить несколько контрактов на крупную партию товара. Но не для всех это хорошо. Такие процедуры могут отпугнуть поставщиков, которые готовы исполнить контракт по низкой цене, но не могут похвастаться большими объемами продукции. Также могут возникнуть споры с одним из заказчиков. В этом случае контракт будет заключен только со вторым, а значит уклонившийся участник получит свое обеспечение не полностью и рискует угодить в реестр недобросовестных поставщиков.

Обоснование НМЦК

Начальные максимальные цены определяются для каждого из контрактов. Напоминаем, что по итогам совместной закупки не может быть заключен только один контракт. НМЦК заказчик определяет и обосновывает сам. Обе цены должны быть указаны в соглашении сторон. Итоговая НМЦК, которую участники видят в извещении и приглашении принять участие, указывается как сумма НМЦК каждого заказчика.

Контракт с едпоставщиком по итогам совместных торгов

Что делать, если совместная закупка не состоялась? Например, был только один участник. Как сказано в постановлении Правительства РФ от 28.11.2013 № 1088, в таком случае каждый из заказчиков сам решает насчет дальнейший действий, руководствуясь нормами 44-ФЗ. Среди них может быть контракт с единственным поставщиком.

Вопросы и ответы по совместным торгам

Кто обосновывает НМЦК при проведении совместного конкурса или аукциона?

Начальные (максимальные) цены контрактов каждого заказчика и обоснование таких цен соответствующим заказчиком должны содержаться в соглашении сторон, участвующих в проведении совместного конкурса или аукциона (ч. 2 ст. 25 44-ФЗ).

НМЦК, указываемая в извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в закрытом конкурсе или аукционе и документации по каждому лоту, определяется как сумма НМЦК каждого заказчика, при этом обоснование такой цены содержит обоснование начальных (максимальных) цен контрактов каждого заказчика (п. 6 Правил № 1088).

Можно ли провести совместный аукцион для субъектов малого предпринимательства, если общая цена лота превышает 20 млн руб., но цена каждого из контрактов не превышает 20 млн руб.?

Ввиду того, что в ч. 1 ст. 30 Закона о контрактной системе речь идет о начальной (максимальной) цене контракта, а в подп. «б» п. 6 Правил № 1088 — о начальной (максимальной) цене лота, то советуем до появления правоприменительной практики не осуществлять закупки товаров, работ, услуг путем проведения совместного конкурса или аукциона у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

В случае, если заказчик все же примет решение осуществить закупку путем проведения совместного конкурса или аукциона у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, то рекомендуем устанавливать начальную (максимальную) цену лота в размере, не превышающем 20 млн руб.

Можно ли заключить контракт с единственным поставщиком, если совместный конкурс или аукцион признаны несостоявшимися?

В соответствии с п. 9 Правил № 1088 при признании совместного конкурса или аукциона несостоявшимся в случаях, установленных Законом о КС, принятие решения о заключении контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и согласование такого решения осуществляется заказчиками самостоятельно в соответствии с 44-ФЗ.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector