Сп проезды и подъезды к зданиям

Сп проезды и подъезды к зданиям

При возникновении пожара важно не только оперативно среагировать на опасность, а и иметь возможность ее беспрепятственно ликвидировать.

Часто случается так, что прибывшие быстро к объекту возгорания пожарники не могут подъехать к нему для начала тушения.

В большинстве случаев это случается по причине загромождения, перекрывания или отсутствия свободного подъезда к горящему зданию.

Неотъемлемым требованием нормативной документации пожарной безопасности многоквартирных домов, частных коттеджей, производственных объектов, офисных учреждений является обеспечение беспрепятственного подъезда к ним спасательной техники.

Осуществляется перемещение спецтехники через пожарные проезды к зданию, сооружение которых планируется на этапе проектирования зданий.

Эти пути должны обеспечивать свободное перемещение и маневренность спецтехнике, быть безопасными.

Функциональное назначение пожарного проезда

Пожарные проезды относятся к необходимым элементам строений разных типов (жилые, промышленные, офисные, учебные и пр.), от наличия и правильной конструкции которых зависит возможность быстрого тушения пожара и препятствия его распространения на большие площади.

Их наличие должно обеспечивать сквозное перемещение спецтехники с улицы и дороги на внутреннюю территорию здания.

Заезды должны обеспечивать:

  1. беспрепятственный въезд, разворот, выезд, подъезд к горящим зданиям;
  2. возможность безопасной и устойчивой установки спасательной техники для тушения огня и эвакуации людей;
  3. беспрепятственную установку пожарной машины на гидрант для бесперебойной подачи воды для тушения огня.

Требования к пожарному подъезду

Среди ключевых требований к пожарным проездам нужно отметить их габаритные размеры, которые должны гарантировать беспрепятственное перемещение спасательных машин и прочей спецтехники.

Требования к размерам пожарных въездов и их обустройства включены в свод правил СП4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям».

Согласно этим правилам, подъезд спецтехники обеспечивается с 2-х продольных сторон для многоквартирных жилых домов высотой более 28-ми метров – это 10-ти этажные и более высокие здания.

Подъезд с одной стороны, может быть:

  1. для домов меньшей высоты, нежели 28 м;
  2. к зданиям с двусторонней ориентацией квартир;
  3. в случае наличия открытых лестниц, которые связывают лоджии/балконы смежных этажей;
  4. в случае наличия лестниц третьего типа для домов с коридорной планировкой.

Ширина

Ширина пожарного проезда выбирается в зависимости от высоты строения.

Она должна быть не меньше:

  • 3,5 м – для домов высотой до 13 м включительно;
  • 4,2 м – для строений и строений высотой в пределах 13…46 м включительно;
  • 6 м – для объектов высотой более 46 м.

В общую ширину противопожарного въезда может включаться тротуарная дорожка, примыкающая к нему. Величина расстояния, отмеряемого от внутреннего края противопожарного проезда до стены здания, составляет в пределах 5…8 м, для строений высотой до 28-ми метров и в пределах 8…10 м – для объектов, высота которых составляет больше 28-ми метров.

Высота

Высота пожарного проезда должна обеспечивать беспрепятственное сквозное перемещение разной противопожарной спецтехники. Стандартная пожарная машина имеет высоту около 4,25 м.

Учитывая эти параметры, размеры подъездных арок в высоту должны быть не меньше 4,5 м, чтобы исключить случаи, когда техника цепляется лестницей о верхнюю плоскость. Это не только обеспечит ее быстрое беспрепятственное перемещение, а и исключит повреждения конструкционных элементов.

Разновидности оформления

Пожарные проезды к дому, ведущие во внутренний двор полузакрытого или закрытого типа, оформляются в виде арок. Высота их свода должна составлять не менее 3,5 м.

В случае сквозного двора арочные конструкции располагаются на расстоянии 300 м друг от друга, а минимальная высота арки должна быть не меньше 4,25 м. Это позволит крупногабаритной технике с лестницей и автовышкой подъехать к дому для последующей эвакуации людей.

Читайте также:  Код больничного по беременности и родам

В случае обустройства тупиковых проездов они заканчиваются площадками, используемыми для разворота спецтехники. Их размер должен быть не менее 15х15 м.

Предельно допускаемая величина расстояния до пожарного проезда от дальней точки тупика должна составлять не больше 150 м. В противном случае следует предусмотреть обустройству двух площадок для разворота спецавтомобилей.

Дорожное покрытие подъездов должно иметь специальную разметку. На установленных возле домов бордюрах наносится светоотражающая краска красных оттенков.

Место, выделенное под разворотную площадку, по краям периметра обрабатывается антисептиком, чтобы исключить ее зарастание травой. По контуру площадки обустраиваются сливные водоприемники дренажной системы, в которые будет стекать вода при тушении пожара.

Требования к содержанию

Требования содержания пожарных проездов регламентируются Правилами противопожарного режима. Они предусматривают поддержку дорог, ведущих к проездам и самих проездов в надлежащем состоянии, как и пожарных гидрантов, расположенных возле зданий.

Кроме этого, запрещается стоянка любых транспортных средств в местах расположения гидрантов и колодцев. Следует исключить размещение транспорта жильцов на площадках, предназначенных для разворота спасательной спецтехники.

Территорию перед противопожарными въездами запрещается засаживать кустами и деревьями. Возле них не должны близко располагаться линии электропередач.

Допускаемые исключения правил

Очень часто случается так, что размер пожарного проезда не получается сделать согласно требованиям нормативной документации.

Это касается исторических застроек, которые защищаются, как архитектурное наследие людей, и не подлежит изменению конструкционных элементов.

В таких случаях допускается отступление от общепринятых правил.

Нарушение действующих норм допускается в следующих случаях:

  1. если соседние дома относятся к 1-му или 2-му классу огнестойкости – в этом случае размеры могут уменьшаться на 20%;
  2. в случае застроек в сейсмически активной зоне ширину противопожарных въездов/выездов следует увеличивать на 20%;
  3. если соседние строения имеют внешнюю отделку из горящих материалов, расстояние между ними рекомендуется увеличивать на 20%.

Заключение

Противопожарные подъезды являются обязательным элементом средств противопожарной безопасности жилых, производственных строений и объектов общего использования.

Правильно спроектированные и реализованные в соответствии с действующим законодательством проезды позволят быстро попасть к очагам начинающегося пожара и оперативно потушить их. Это исключит большой материальный ущерб, защитит здоровье и жизнь людей.

Видео: Пожарный проезд

Правильно организованный подъезд пожарной техники к объекту не просто требование, изложенное в нормативных документах. Нередко удобный доступ пожарной техники и бригады к горящему зданию позволяет избежать человеческих жертв и быстрее побороть огонь.

Перечень соответствующих документов

Правила организации подъездных путей к объекту устанавливаются двумя нормативными актами.

  1. Обеспечение здания или сооружения подъездными путями для пожарной техники и пожарными проездами регламентируется ст. 90 Федерального закона № 123-Ф3 «Технический регламент и требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008г. Причем вышеуказанные дороги могут быть как специально выполненными для прибытия пожарной бригады, так и совпадать с постоянно используемыми проездами и путями.
  2. Также при оснащении здания или сооружения пожарными подъездами необходимо руководствоваться требованиями СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям».

Основные требования по организации пожарных проездов

П. 8 СП 4.13130.2013 «Проходы, проезды и подъезды к зданиям и сооружениям» устанавливает следующие правила и требования:

  • пожарные машины должны иметь свободный подъезд к объекту с двух продольных сторон (если он имеет класс пожарной функциональной опасности Ф 1.3 и высоту более 28 м или класс Ф 1.2, Ф 2.1, Ф 2.2, Ф 3, Ф 4.2 — Ф 4.4 и высоту 18 и более метров);
  • к производственному объекту пожарный проезд должен быть обеспечен или с одной стороны (если ширина объекта составляет не больше 18 м) или с двух сторон (если ширина – более 18 м или имеет место замкнутый/полузамкнутый двор);
  • только с одной стороны подъезд к зданию может быть организован, если объект имеет меньшую высоту, чем было рассмотрено в первом пункте, помещения имеют двустороннюю ориентацию или имеются наружные лестницы, соединяющие лоджии и балконы соседних этажей;
  • сквозные проезды в зданиях должны иметь ширину не меньше 3,5 м и высоту – не менее 4,5 и могут быть размещены не реже, чем через каждые 300 м;
  • в конце каждого тупикового проезда должны быть организованы участки для разворота пожарной техники размером минимум 15×15 м;
  • для жилого здания в несколько этажей (не более трех) подъезд пожарных машин должен быть обеспечен на расстояние не дальше 50 м.
Читайте также:  Можно ли прописать в квартиру чужого человека

Необходимость кругового подъезда к зданию

Со всех сторон пожарная техника должна иметь возможность подъехать, если:

  • здание имеет класс функциональной пожарной опасности Ф 1.1 или Ф 4.1;
  • площадь застройки составляет более 1000 м2 или имеет ширину 100 м и больше.

Регламентируемые параметры подъездных путей

Согласно п. 8 СП 4.13130.2013 ширина проезда для пожарных машин зависит от высоты здания и может составлять:

  • 3,5 м, если объект имеет высоту до 13 м;
  • 4,2 м при высоте от 13 до 46 м;
  • 6,0 м, если здание имеет высоту более 46 м.

Ширина пожарного пути, совмещенного с главным подъездом к объекту, может включать в себя тротуар, граничащий с проездом.

Расстояние от внутреннего края подъездной дороги до стены здания должно быть таким:

  • 5 – 8 м для зданий высотой менее 28 м;
  • 8 – 10 м, если объект имеет высоту более 28 м.

Если будут обеспечены тупиковые дороги к зданию с участками для разворота пожарных машин и пожарными гидрантами, то расстояние от границы проезжей части дороги до ближайшей стены производственного здания можно увеличивать до 60 м. При этом протяженность от самого объекта до разворотной площадки должна быть от 5 до 15 м, а между тупиковыми путями – не больше 100 м.

Максимальная длина тупикового проезда может составлять 150 м.

Разъясните требования пунктов 8.1, 8.10 СП 4.13130.2013 в части их применения к проектируемому трёхэтажному зданию детского сада (класс Ф 1.1) сложной конфигурации в виде буквы "Ш", а именно:

1. Является ли незастроенные площади внутри периметра застройки, ограниченные внешними сторонами наружных стен здания, размерами 8,00 метров (ширина) х 16 метров (глубина) каждая полузамкнутыми дворами и требуется ли устройство в них проездов для пожарной техники согласно п. 8.10 СП 4.13130.2013?

2. Определяют ли требования п. 8.1 СП 4.13130.2013 необходимость устройства подъезда для пожарных автомобилей со всех двенадцати сторон указанного выше здания, либо является достаточным наличие кругового подъезда?

3. Определяет ли п. 8.1 СП 4.13130.2013 необходимость устройства подъездов пожарной техники к теневым навесам, расположенным на территории детского сада?

1. В соответствии с примечанием № 1 к пункту 5.21 свода правил СП 18.13330.2011 «СНиП II-89-80* Актуализированная редакция. Генеральные планы промышленных предприятий»:

«Полузамкнутым считается двор, застроенный с трех сторон примыкающими друг к другу зданиями и имеющими в плане отношение глубины к ширине более единицы».

С учётом данного определения «незастроенные площади внутри периметра застройки, ограниченные внутренними сторонами наружных стен здания», обозначенные в вопросе соответствуют определению «полузамкнутого двора».

Читайте также:  Реестр должностей административных государственных служащих

2. Для ответа на вопрос № 2 необходимо обратиться к разъяснению ВНИИПО МЧС России от 10.02.2016 № 634эп-13-4-4, содержащему разъяснения терминов «проезд для пожарной техники» и подъезд для пожарных автомобилей («противопожарный проезд»):

  • проезд для пожарной техники — это участок территории или сооружения (моста, эстакады и др.) по которому возможно передвижение пожарных автомобилей с соблюдением нормативных требований по безопасности движения транспортных средств;
  • подъезд для пожарных автомобилей («противопожарный проезд») — это участок территории или сооружения (моста, эстакады и др.) по которому возможно передвижение пожарных автомобилей с соблюдением нормативных требований по безопасности движения транспортных средств, а так же стоянка пожарного автомобиля с возможностью приведения в рабочее состояние всех механизмов, устройств, выполнения действий по тушению пожара и других действий предусмотренных ст. 22 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".

Согласно пункта 8.1 свода правил СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты» к зданиям и сооружениям классов функциональной пожарной опасности Ф1.1 (в том числе дошкольным образовательным учреждениям) подъезд пожарных автомобилей должен быть организован со всех сторон здания для обеспечения доступа пожарных с автолестниц и автоподъёмников «в любую квартиру или помещение, имеющее оконные проёмы, в том числе в зданиях и сооружениях со встроено- пристроенными и пристроенными помещениями.» (см. пункт 5 разъяснения ВНИИПО МЧС России от 10.02.2016 № 634эп-13-4-4). Это требование является определяющим в ответе на заданный вопрос.

Пунктами 8.6 и 8.8 СП 4.13130.2013 регламентирована ширина проездов (подъездов) для пожарной техники в зависимости от высоты зданий или сооружений и расстояние от внутреннего края проезда до стены здания или сооружения.

В рассматриваемом случае требуемое минимально возможное суммарное расстояние по ширине для тушения пожара даже одной внутренней стороны наружной стены здания при его высоте до 13 м не выдерживается, при этом в случае одновременного пожара в двух соседних блоках осуществить тушение противоположной стороны второй пожарной машиной не представляется возможным (данный вопрос требует дополнительного обсуждения с местным пожарным подразделением МЧС).

Кроме того, противопожарный проезд во внутренний двор блоков здания является тупиковым и, согласно пункта 8.13 СП 4.13130.2013 должен заканчиваться площадкой для разворота пожарной техники размером не менее чем 15 м *15 м., что в данном случае также неосуществимо.

Учитывая изложенное, в рассматриваемом случае необходимо устройство подъезда пожарных автомобилей со всех двенадцати сторон проектируемого здания.

Ответ на вопрос № 3

Теневые навесы, как элемент обустройства детской игровой площадки, не являются объектом капитального строительства (зданием и сооружением), их изготовление и эксплуатация осуществляется согласно ГОСТ Р 52169-2012 «Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний. Общие требования» и ГОСТ Р 52301-2013 «Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации. Общие требования», а противопожарные мероприятия обеспечиваются в рамках выполнения требований Правила противопожарного режима в Российской Федерации, поэтому требования пункта 8.1 СП 4.13130.2013 на эти конструкции не распространяются.

Исключение составляют прогулочные веранды, пристроенные к основному зданию. Пункт 7.2.5 свода правил СП 252.1325800.2016 «Здания дошкольных образовательных организаций. Правила проектирования» гласит:

«7.2.5 Пристроенные прогулочные веранды дошкольных образовательных организаций следует проектировать той же степени огнестойкости и того же класса конструктивной пожарной опасности, что и основные здания, согласно СП 2.13130.2012 «Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты».

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector