Специалист по работе с семьей профессиональный стандарт

Специалист по работе с семьей профессиональный стандарт

Специалист по работе с семьей

03.009

Специалист по работе с семьей

Профессиональный стандарт
Специалист по работе с семьей
(утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 ноября 2013 г. N 683н)

I. Общие сведения

Предоставление социально-психологической помощи семьям и семьям с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, кризисной ситуации, социально опасном положении

(наименование вида профессиональной деятельности)

Основная цель вида профессиональной деятельности:

Оказание помощи разным типам семей и всесторонней поддержки семьям с детьми на основе выявления семейного неблагополучия с помощью различных технологий, разработки программы реабилитации, реинтеграции ребенка и семьи в социум, с привлечением ближайшего окружения для изменения отношений между членами семьи, оздоровления социально-психологической обстановки в семье, повышения ответственности родителей за воспитание детей

Специалисты в сфере социальных проблем

Отнесение к видам экономической деятельности:

Предоставление социальных услуг

(наименование вида экономической деятельности)

II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)

Обобщенные трудовые функции

уровень (подуровень) квалификации

Деятельность по выявлению разных типов семей и семей с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации с целью оказания им помощи

Выявление семейного неблагополучия в разных типах семей и семьях с детьми, оценивание рисков, определение причин социального неблагополучия в семье с детьми, фактов внутрисемейного насилия

Ведение учета разных типов семей, находящихся в трудных жизненных ситуациях, в том числе в замещающих семьях, передача сведений в распределенный банк данных регионального и муниципального уровня системы учета семей

Проведение диагностики отклонений в функционировании выявленных семей, оценивание рисков и последствий, определение возможности активизации потенциала семей и проведения социально-психологической реабилитации

Организация и оказание адресных социально-бытовых, медико-социальных, психолого-педагогических и социально-правовых видов помощи и поддержки разным типам семей и семьям с детьми, оценка их эффективности

Организация и оказание всесторонней поддержки и адресных услуг, определение видов необходимой помощи детям в разных типах семей для разрешения трудной жизненной ситуации, преодоления неблагополучия, осуществление на межведомственной основе оказания различных видов помощи

Активизация потенциала семей и семей с детьми, поддержка их ресурса и реализация услуг по организации вывода из трудной жизненной ситуации

Осуществление и восстановление внутрисемейных связей, организация и проведение подготовки ребенка к возврату в кровную семью или устройству в замещающую семью

Проведение мониторинга социокультурного окружения и условий жизни различных типов семей и семей с детьми, планирование программ оказания разных видов помощи и поддержки с целью преодоления риска социального неравенства

Разработка социальных проектов и внедрение их в работу с разными типами семей и семей с детьми с привлечением специалистов на межведомственной основе

Обеспечение представительства интересов несовершеннолетних в суде, различных учреждениях и организациях в целях защиты их прав

III. Характеристика обобщенных трудовых функций

3.1. Обобщенная трудовая функция:

Деятельность по выявлению разных типов семей и семей с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации с целью оказания помощи

Происхождение обобщенной трудовой функции

Заимствовано из оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

Специалист по работе с семьей

Требования к образованию и обучению

Высшее образование по профилю профессиональной деятельности, рекомендуется обучение по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки

Требования к опыту практической работы

Особые условия допуска к работе

К работе не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации

Специалисты в сфере социальных проблем

3.1.1 Трудовая функция

Выявление семейного неблагополучия в разных типах семей и семьях с детьми, оценивание рисков, определение причин социального неблагополучия в семье с детьми, фактов внутрисемейного насилия

Читайте также:  Копэ 4 комнатная квартира перепланировка санузла

Происхождение трудовой функции

Заимствовано из оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

Подбор методов и способов проведения обследования различных типов семей

Планирование и проведение обследования условий жизни и воспитания детей в разных типах семей (неблагополучных, замещающих)

Изучение особенностей социально-бытовых и психолого-педагогических условий жизни, и воспитания детей в разных типах семей, в том числе в семьях опекунов, попечителей, приемных родителей, патронатных воспитателей (далее замещающих семей)

Выявление причин неблагополучия, определение признаков пренебрежения нуждами ребенка со стороны родителей

Установление контакта с родителями, лицами их замещающих

Диагностика отклонений в функционировании различных типов семей с детьми

Изучение особенностей личностного развития и поведения детей, нуждающихся в помощи государства

Определение направлений работы по улучшению взаимоотношений в различных типах семей и их социального окружения

Оценка рисков, ресурсов и потенциала различных типов семей с детьми, а также членов семей в обществе

Систематизация и анализ семейных проблем с детьми в разных типах семей

Определение возможности проведения социально-психологической реабилитации детей и семей

Подбор методов для изучения особенностей развития ребенка в ситуации семейного неблагополучия или проблем в социуме с учётом национально-культурных особенностей и социального положения ребёнка

Проведение комплексного изучения ребенка в социуме

Привлечение экспертов для оценки уровня личностного развития детей из неблагополучных семей и определения программ их развития

Выявление причин особого развития и поведения ребенка, нуждающегося в помощи государства, подбор технологий оказания помощи и поддержки, привлечение необходимых специалистов

Выявление фактов злоупотребления алкоголем и прочими психоактивными веществами, асоциального поведения членов семей, их учета в полиции, социальной защите

Определение направлений работы по улучшению взаимоотношений с детьми в разных типах семей и институтами социализации

Ведение документации и служебной переписки в соответствии с требованиями к отчетности, качеству ее предоставления

Разработка рекомендаций по сопровождению различных типов семей

Устанавливать контакты с разными типами семей и их социальным окружением

Оценивать риски, ресурсы, потенциал и возможности реабилитации семей с детьми

Проводить разные виды социального консультирования

Обеспечивать эффективное взаимодействие с семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации

Повышать свою профессиональную квалификацию по реализации трудовой функции

Проявлять чуткость, вежливость, доброжелательность, учитывать физическое и психологическое состояние человека

Находить и подбирать эффективные технологии помощи неблагополучным семьям с детьми

Поддерживать социальные контакты с семьей и детьми

Владеть современными технологиями работы с информацией базами данных и иными информационными системами (программы Word, Excel, информационно-поисковые системы и пр.)

Вести документацию и отчетность по характеристикам разных типов семей

Законодательство Российской Федерации, международные документы в сфере семейной политики и прав ребенка

Основные направления государственной демографической и семейной политики в Российской Федерации

Государственные стандарты оказания социальных услуг

Национальные, этнокультурные и конфессиональные особенности семейного воспитания и народных традиций

Психология семьи, консультирования семьи, кризисов семьи

Проблемы социализации, социальной адаптации и дезадаптации, характеристик социальной среды

Типологии семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации

Методы диагностики трудной жизненной ситуации, нарушений социализации

Теория, методология и технологии социальной работы применительно к семьям групп социального риска

Конфликтология, возрастная психология, дефектология для определения проблем взаимоотношений

Социально-психологические, психолого-педагогические основы межличностного взаимодействия

Социальная психология (методы, малые группы, психологию влияния и т.д.)

Социальная психология личности

Социальная педагогика, социология

Основы безопасности жизнедеятельности человека и окружающей среды

Основы документоведения, современные требования к отчетности и качеству предоставления документации

Требования к конфиденциальности личной информации, хранению и оперированию персональными данными

Ответственность, исполнительность, позитивный взгляд на перспективу жизнедеятельности семей с детьми

Готовность постоянно совершенствовать свои умения и навыки, направленные на повышение качества и эффективности работы

Читайте также:  Выкупная цена предмета лизинга это

3.1.2 Трудовая функция

Ведение учета разных типов семей, находящихся в трудных жизненных ситуациях, в том числе в замещающих семьях, передача сведений в распределенный банк данных регионального и муниципального уровня системы учета семей

Улыбнись жизни, и жизнь улыбнется тебе!

номер 35, от 27 августа 2019

Читайте в следующем номере «Учительской газеты»

3 сентября мы дарим нашим читателям литературный спецвыпуск "Учительской газеты". Отрывок из книги Александра Архангельского, эссе Дмитрия Воденникова, рассказ Алисы Ганиевой, отрывки из повести Кристины Гептинг и рассказа Кристен Рупеньян, рассказ Фарида Нагима, эссе Сергея Рязанского и Романа Сенчина, рассказ Булата Ханова и др. Все эти тексты объединяет то, что они – попытка вспомнить и переосмыслить опыт и поступки тех, кого мы можем назвать своими Учителями. Это те, кто учил, как надо и должно, те, у кого получались лишь уроки "от противного", те, кто оставил неизгладимый след в нашей душе. С новым учебным годом вас, дорогие читатели! Легкого старта и бесконечного творчества!

Наши приложения

«УГ Москва», №35 от 27 августа 2013 года

Профессиональный стандарт «Специалист по работе с семьей»

​Основанием для разработки профессиональных стандартов в социальной сфере послужил Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики». Татьяна Шульга

Указ Президента РФ включал поручения Правительству Российской Федерации:
а) подготовить и внести до 1 сентября 2012 г. в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона о внесении в законодательство Российской Федерации изменений, касающихся разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов;
б) утвердить до 1 декабря 2012 г. план разработки профессиональных стандартов;
в) разработать к 2015 году и утвердить не менее 800 профессиональных стандартов.
Для реализации этого указа разрабатывается макет профессионального стандарта «Специалист по работе с семьей». Особую значимость этот стандарт приобретает в связи со сложностями жизнедеятельности многих семей в обществе. Число семей с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, опасной для жизни ситуации, проживающих в кризисной ситуации и неблагополучии, постоянно растет. Такое положение вызывает тревогу у общественности, граждан страны, правительства, так как многие дети оказываются заложниками ситуации в собственной семье. При выявлении детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, как правило, происходит лишение родителей родительских прав и помещение ребенка в государственное учреждение. К сожалению, специалистов-профессионалов, которые могут помочь семье с ребенком, оказавшейся в такой ситуации, у нас в стране не готовят.
Профессиональный стандарт «Специалист по работе с семьей» предполагает основную цель — предоставление помощи разным типам и видам семей на основе выявления семейного неблагополучия с помощью техник раннего вмешательства в семью, разработки плана и программы реабилитации семьи с ребенком, реинтеграции (возврата) ребенка и семьи в социум с привлечением ресурсов семьи и ее ближайшего окружения, а также изменения отношений между членами семьи, оздоровления социально-психологической обстановки в семье, повышения ответственности родителей за воспитание детей.
Эта цель может быть конкретизирована через преодоление разрыва между требованиями, предъявляемыми к профессиональной деятельности специалиста в различных сферах социальной практики, и сложившейся в России системой профессионального образования. Такое положение потребует создания новых направлений и профилей в развитие действующей системы профессионального образования для эффективной подготовки кадров в тех сферах деятельности, где такая подготовка остро востребована или может быть востребована в самое ближайшее время. Именно такой сферой стала социальная сфера, а новой профессией — «специалист по работе с семьей». Введение этой новой профессии позволит преодолеть межведомственный характер как его подготовки, так и профессиональной деятельности. Сама суть введения новой профессии «специалист по работе с семьей» межведомственная, так как он может работать в любой организации социальной сферы.
Профессиональный стандарт применяется для определения требований к образованию и квалификации. Для специалиста по работе с семьей предусматривается 6-7-й уровень квалификации, высшее образование: магистр, специалист, аспирант, дополнительная профессиональная переподготовка по новым программам на базе высшего образования или программы дополнительного образования, регулярное повышение квалификации специалистов и прохождение стажировок. При этом желательно, чтобы специалист имел опыт работы не менее трех лет по специальности, близкой к основной (волонтер, доброволец).
По данным современных экспертов, наиболее проблемными точками существующей системы подготовки специалистов в социальной сфере стали:
отсутствие междисциплинарного подхода в решении задач социальной практики в обучении;
отсутствие специализаций, ориентированных на те области деятельности специалиста в социальной сфере, в которых такой запрос сложился, но система подготовки кадров для них пока отсутствует (работа с разными типами семей с детьми: оказавшимися в трудной жизненной ситуации, опасной ситуации для жизни, проживающих в кризисе, в неблагополучии);
низкая насыщенность образовательного процесса результатами современных, в том числе зарубежных, исследований в силу недостаточного уровня языковой подготовки будущих специалистов по работе с семьей, отсутствия доступа к современным международным базам данных по психологии и др.
Возможные места работы специалиста по работе с семьей: организации системы образования, здравоохранения, социальной защиты, прежде всего школы, интернаты, детские дома, ПМПК, ППМС-центры, образовательные учреждения для детей с особыми образовательными потребностями, социально-реабилитационные центры, приюты, центры помощи семье и детям, социально-психологические службы поддержки семей и детей, органы опеки и попечительства, уполномоченные организации, занимающиеся сопровождением разных типов семей, некоммерческие организации, оказывающие помощь детям-сиротам, занимающиеся работой с семьей и детьми.
Введение профессионального стандарта «Специалист по работе с семьей» будет способствовать решению двух важных задач — профилактики социального сиротства, которая предполагает сокращение детей, помещенных в государственные учреждения, и политики деинституционализации — выводу детей из интернатных учреждений и возвращению их в кровные семьи или помещению в замещающие семьи.

Читайте также:  Компенсация за неиспользованный отпуск декретнице при увольнении

Татьяна ШУЛЬГА,
доктор психологических наук,
ведущий научный сотрудник
лаборатории психолого-социальных
проблем профилактики безнадзорности
и сиротства МГППУ

Комментарии

Сетевое издание. Зарегистрировано Роскомнадзором 6 июля 2012 года

Эл No. ФС77-50440

Перепечатка материалов газеты допускается только c письменного разрешения редакции.

Ссылка на «УГ» обязательна.

Выходит с 1924 года; электронная версия — с 1995 года.

Key title: Ucitel’skaa^ gazeta (Online) || ISSN 1607-2162

Отрасль: Социальное обслуживание

Вид профессиональной деятельности: Предоставление социально-психологической помощи семьям и семьям с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, кризисной ситуации, социально опасном положении

Регистрационный номер: 13

Основная цель вида профессиональной деятельности: Оказание помощи разным типам семей и всесторонней поддержки семьям с детьми на основе выявления семейного неблагополучия с помощью различных технологий, разработки программы реабилитации, реинтеграции ребенка и семьи в социум, с привлечением ближайшего окружения для изменения отношений между членами семьи, оздоровления социально-психологической обстановки в семье, повышения ответственности родителей за воспитание детей

Группа занятий: 2446 — Специалисты в сфере социальных проблем

Отнесение к видам экономической деятельности:

Профстандарт Специалист по работе с семьей

На данной странице вы можете получить информацию по данному профстандарту, а также скачать его в формате pdf. Для вашего удобства в самом низу страницы расположена ссылка на сайт министерства труда, кликнув по ней вы попадете на этот сайт. На данной странице указаны указаны основные цели деятельности Специалист по работе с семьей, а также группы занятий профстандарта.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector