Сравните виды административных и уголовных наказаний

Сравните виды административных и уголовных наказаний

Дата размещения статьи: 28.05.2015

Уголовная и административная ответственность являются видами юридической ответственности и представляют собой негативную реакцию государства на противоправное поведение лица, выраженную в применении к нарушителю санкции, установленной соответствующими правовыми нормами. Уголовная ответственность является наиболее жестким видом юридической ответственности, в т.ч. и по отношению к административной ответственности. Вместе с тем оба названных вида юридической ответственности предусматривают возможность применения к нарушителю наказания в виде обязательных работ. В представленной статье мы рассмотрим некоторые аспекты, касающиеся применения этого вида наказания, его сравнительно-правовой анализ с точки зрения административного и уголовного права.
Если для действующего законодательства об административных правонарушениях такой вид наказания, как обязательные работы, представляет собой определенное новшество и применяется только лишь с 1 января 2013 г. , то возможность назначения уголовного наказания в виде обязательных работ существует уже с 10 января 2005 г. .
———————————
Федеральный закон от 8 июня 2012 г. N 65-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" // СЗ РФ. 2012. N 24. Ст. 3082.
Согласно Федеральному закону от 28.12.2004 N 177-ФЗ "О введении в действие положений Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации о наказании в виде обязательных работ" (СЗ РФ. 2005. N 1 (ч. 1). Ст. 3), назначение и исполнение наказания в виде обязательных работ введено в действие с 10 января 2005 г.

Уголовный кодекс Российской Федерации (далее — УК РФ) определил тринадцать видов наказаний, одним из которых являются обязательные работы (п. "г" ст. 44). При этом уголовная ответственность в виде обязательных работ установлена по 160 составам преступлений. Среди девяти видов административных наказаний, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ), также присутствуют обязательные работы (пп. 10 п. 1 ст. 3.2). В настоящее время по 11 составам административных правонарушений законодатель предусмотрел также и административную ответственность в виде обязательных работ.
———————————
СЗ РФ. 1996. N 25. Ст. 2954.
СЗ РФ. 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 1.

Представляется, что по своей правовой природе сущность наказания в виде обязательных работ, назначаемых как за совершение административных правонарушений, так и за совершение уголовных преступлений, является в основном схожей. Эта схожесть выражается, например, в законодательном определении характера работ, времени отбывания наказания, что следует из ч. 1 ст. 3.12 КоАП РФ и ч. 1 ст. 49 УК РФ. Так, оба Федеральных закона установили, что обязательные работы являются бесплатными общественно полезными работами, а временем отбывания наказания определено свободное от основной работы (службы) или учебы время. Срок обязательных работ исчисляется в часах, а время обязательных работ не может быть более четырех часов в выходные дни и более двух часов, по общему правилу, в рабочие дни, а также время обязательных работ в течение недели, как правило, не может быть менее двенадцати часов (ч. 9, 10 ст. 32.13 КоАП РФ и ч. 1, 2 ст. 27 УИК РФ). Только при наличии уважительных причин законодатель допускает возможность отработать в течение недели меньшее количество часов.
Останавливаясь на различиях административного и уголовного наказания в виде обязательных работ, можно отметить следующее.
Во-первых, обязательные работы относятся к разным видам мер государственного принуждения, а именно к административно-правовому и уголовно-правовому. Если административное наказание назначается лицу, виновному в совершении административного правонарушения, по постановлению судьи, то уголовное наказание назначается по приговору суда лицу, признанному виновным в совершении преступления.
Во-вторых, данный вид наказания различается по юридическим, фактическим и процессуальным основаниям ответственности. Так, юридическое основание административной ответственности в виде обязательных работ закреплено в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, а юридическое основание уголовной ответственности в виде тех же обязательных работ закреплено в Уголовном кодексе Российской Федерации. Фактическое основание применения административной ответственности возникает при наличии в деянии (действии, бездействии) лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, всех признаков состава административного правонарушения, тогда как фактическим основанием уголовной ответственности будет выступать наличие в действиях лица состава уголовного преступления. Процессуальным основанием наступления административной ответственности в виде обязательных работ является вступившее в законную силу постановление судьи по делу об административном правонарушении, а приговор суда, также вступивший в законную силу, следует отнести к процессуальным основаниям наступления уголовной ответственности.
В-третьих, можно также выделить процессуальный порядок применения административного и уголовного наказания в виде обязательных работ: в порядке производства по делам об административных правонарушениях и в порядке уголовного судопроизводства соответственно.
В-четвертых, различается и порядок исполнения рассматриваемого вида наказания. Например, исполнение административного наказания в виде обязательных работ регулируется Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее — Закон об исполнительном производстве), а исполняют наказание судебные приставы-исполнители (ч. 1 ст. 32.13 КоАП РФ). Исполнение уголовного наказания в виде обязательных работ регламентировано Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации (далее — УИК РФ), а органом, исполняющим наказание, являются уголовно-исполнительные инспекции (ч. 4 ст. 16 УИК РФ).
———————————
СЗ РФ. 2007. N 41. Ст. 4849.
СЗ РФ. 1997. N 2. Ст. 198.

Читайте также:  Зачем нужно свидетельство об установлении отцовства

В-пятых, юридическим последствием применения уголовного наказания в виде обязательных работ является наличие судимости, которую можно рассматривать не только в рамках уголовно-правовых категорий, но также и выходящих за рамки уголовной сферы ее общеправовых последствий, несмотря на то что в соответствии с ч. 6 ст. 86 УК РФ погашение или снятие судимости аннулирует все правовые последствия, связанные с судимостью, например в части запрещения приема на службу в органы внутренних дел граждан, имеющих либо имевших судимость . При всем том привлечение лица к административной ответственности в виде обязательных работ правовых последствий в виде наличия судимости за собой не влечет.
———————————
См.: Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 6 июня 1995 г. N 7-П "По делу о проверке конституционности абзаца 2 части седьмой статьи 19 Закона РСФСР от 18 апреля 1991 года "О милиции" в связи с жалобой гражданина В.М. Минакова" // СЗ РФ. 1995. N 24. Ст. 2342.

При сравнении регулирующих норм законодательства об административных правонарушениях с нормами уголовного и уголовно-исполнительного законодательства можно обратить внимание на следующее.
В части 1 ст. 25 УИК РФ прямо установлено, что наказание в виде обязательных работ исполняют уголовно-исполнительные инспекции по месту жительства осужденных. В отличие от вышеприведенной нормы закона, ч. 1 ст. 32.13 КоАП РФ носит бланкетный характер, прямо не определяет место исполнения наказания, указывает лишь, что постановление судьи о назначении обязательных работ исполняется судебным приставом-исполнителем в порядке, установленном федеральным законодательством. Как следует из ч. 2 ст. 109.2 Закона об исполнительном производстве, исполнение исполнительного документа об отбывании обязательных работ производится судебным приставом-исполнителем по месту жительства должника. Таким образом, несмотря на неурегулированность нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, место исполнения административного наказания в виде обязательных работ является таким же, как и в Уголовно-исполнительном законе. Вместе с тем полагаем, что место исполнения данного вида административного наказания должно быть определено непосредственно в законодательстве об административных правонарушениях, предусматривающем порядок исполнения отдельных видов наказаний (глава 32 КоАП РФ), тем более что в силу ч. 5 ст. 32.13 КоАП РФ лица, которым назначено административное наказание в виде обязательных работ, обязаны ставить в известность судебного пристава-исполнителя об изменении места жительства. В этой связи предлагаем изложить ч. 1 ст. 32.13 КоАП РФ в следующей редакции: "1. Постановление судьи о назначении обязательных работ исполняется судебным приставом-исполнителем по месту жительства лица, привлеченного к административной ответственности, в порядке, установленном федеральным законодательством".
Рассматривая такой аспект, как ответственность за уклонение от отбывания обязательных работ, следует сделать вывод, что законодатель по-разному определил порядок привлечения к ней, предусмотрев в случае злостного уклонения от отбывания уголовного наказания возможность замены отбывания обязательных работ принудительными работами либо лишением свободы (ч. 3 ст. 49 УК РФ), тогда как в случае уклонения от отбывания обязательных работ судебный пристав-исполнитель составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 20.25 КоАП РФ (ч. 12 ст. 32.13 КоАП РФ). Таким образом, исполнение уголовного наказания в виде обязательных работ фактически прекращается, т.к. заменяется другим видом наказания, что не относится к административному наказанию, поскольку в силу ч. 4 ст. 4.1 КоАП РФ назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено. Следовательно, административное наказание в виде обязательных работ лицо, привлеченное к административной ответственности, должно отбыть вне зависимости от того, что оно было привлечено к административной ответственности по ч. 4 ст. 20.25 КоАП РФ. Кроме того, обязательные работы по уголовному законодательству возможно заменить другим видом наказания только единожды, а вот привлечь лицо к административной ответственности за уклонение от отбывания обязательных работ можно неоднократно в течение всего срока отбывания такого наказания при наличии к тому оснований, что следует из анализа ч. 12 ст. 32.13 и ч. 4 ст. 20.25 КоАП РФ. Вряд ли такое различие в подходах к применению ответственности за уклонение от отбывания обязательных работ способствует ее эффективности.
Таким образом, институт обязательных работ следует рассматривать во взаимосвязи административного и уголовного законодательства, что будет способствовать дальнейшему совершенствованию как самого законодательства, так и практики его применения.

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях // СЗ РФ. 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 1.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации // СЗ РФ. 1996. N 25. Ст. 2954.
3. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации // СЗ РФ. 1997. N 2. Ст. 198.
4. Федеральный закон от 8 июня 2012 г. N 65-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" // СЗ РФ. 2012. N 24. Ст. 3082.
5. Федеральный закон от 28.12.2004 N 177-ФЗ "О введении в действие положений Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации о наказании в виде обязательных работ" // СЗ РФ. 2005. N 1 (ч. 1). Ст. 3.
6. Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" // СЗ РФ. 2007. N 41. Ст. 4849.
7. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 6 июня 1995 г. N 7-П "По делу о проверке конституционности абзаца 2 части седьмой статьи 19 Закона РСФСР от 18 апреля 1991 года "О милиции" в связи с жалобой гражданина В.М. Минакова" // СЗ РФ. 1995. N 24. Ст. 2342.

Читайте также:  Больничный с открытой датой после стационара

Мне кажется, что различия между административной и уголовной ответственностью знать не просто необходимо, а очень даже важно. Любое правонарушение предусматривает наказание, а вот в чем оно будет заключаться, будет зависеть от степени опасности совершенного человеком деяния.

Лучше не совершать противоправных поступков, но если это случилось, то и защиту адвокату лучше строить с учетом типа ответственности. Все виды деяний можно разделить на две группы – преступления и правонарушения. А вот как определяется наказание для каждого из указанных действий, будет рассказано мною в данной статье.

Как вопрос регулируется на законодательном уровне?

Все действия, нарушающие законодательные положения, предусматривают соответствующее наказание. В кодексах и федеральных законопроектах описано четкое разделение деяний на две крупных группы:

  1. Административные – правонарушения, описанные в административном кодексе. Обычно здесь речь идет о мелких проступках, которые законом запрещены, но опасных последствий для общества не имеют. В качестве наказания предусматривается штраф или другой вариант.
  2. Уголовные – здесь речь уже идет о преступных деяниях, которые имеют тяжкие последствия, вплоть до летального исхода. Виновное лицо привлекается к уголовной ответственности, а наказание может заключаться в виде исправительных работ или заключения на конкретный период.

Основным отличием, которое закон установил между этим двумя видами правовой ответственности, является тяжесть последствий и степень опасности для общества. При высокой степени опасности деяние квалифицируется по УК РФ, а в случае с низкой опасностью речь идет об административном правонарушении.

Общие и различные стороны преступления и правонарушения

Чтобы понять, чем различаются уголовная и административная ответственность, необходимо ответить на вопрос, в чем состоит отличие преступления от правонарушения. Конечно, есть различные правовые тонкости, которые стоит принимать во внимание, но знают о таких моментах, как правило, юристы, а вот для обычных граждан достаточно иметь представление о ключевой разнице и об общих характеристиках. К общим признакам можно отнести следующие:

  • небрежное отношение к действующему законодательству;
  • причинение другим людям морального вреда или материального ущерба в средних или минимальных размерах;
  • частичное или полное игнорирование правовых запретов;
  • каждый проступок считается опасным для общества;
  • за совершенные деяния виновное лицо несет определенную ответственность.

Если говорить о различиях, то здесь стоит упомянуть два момента. Во-первых, за преступления наказания намного серьезнее и строже, а во-вторых, мера опасности совершенного преступления для общества намного значительнее. Именно на эти критерии ориентируются ответственные сотрудники при квалифицировании деяния.

Какие меры ответственности предусмотрены законом за каждый вид преступного действия?

Я уже отметила, что преступления являются действиями, предусматривающими для виновного лица строгое наказание. Здесь важно правильно квалифицировать совершенное деяние и определить, к какой группе оно относится. С учетом того, о каком незаконном проступке идет речь, мера ответственности может быть следующей:

Правонарушения (административная ответственность) Преступления (уголовная ответственность)
С учетом того, что тяжесть последствий и мера опасности для общества минимальна, в качестве наказания может быть избрана такая мера, как:
  • штраф;
  • исправительные работы;
  • кратковременный арест.

Постановление с выбранным вариантом наказания выносит судебный орган.

При таких обстоятельствах пострадавшему лицу может быть нанесен серьезный ущерб (материальный или физический вред), вплоть до летального исхода. Кроме того, совершенное злодеяние может иметь очень неприятные последствия для общества. По этой причине наказание, может быть следующим:

  • заключение на определенный срок;
  • штрафы;
  • исправительные или принудительные работы.

Решение принимает суд, но приведенные варианты могут использоваться в совокупности.

Описанная характеристика позволяет сделать выводы, что уголовная ответственность является более серьезным наказанием для виновного лица.

Какие последствия могут иметь наказания, выбранные в качестве мер административной или уголовной ответственности?

Помимо основных характеристик преступления и правонарушения, предусматривающих разные виды ответственности, стоит принять во внимание еще и другой момент. Дело в том, что при назначении административного наказания виновному лицу достаточно будет выплатить установленную сумму либо дождаться, пока завершится срок действия наказания (например, в случае с лишением прав). После закрытия штрафа дело тоже будет закрыто и с нарушителя сняты все проступки.

Совсем иначе обстоит вопрос с уголовной ответственность. Сразу после вынесения приговора у человека появляется судимость, которая остается даже после того, как он отбыл назначенный срок в заключении. В дальнейшем с таким послужным листом устроиться на работу будет крайне сложно, а на некоторые должности попасть просто не получится. Кроме того, гражданину будет «закрыты» и другие возможности, к примеру, усыновление ребенка или оформление загранпаспорта.

Заключение

В конце заметки стоит сделать несколько коротких выводов по теме статьи:

  1. Ответственность уголовного и административного характера являются разными понятиями, и наказания в рамках каждого действуют разные.
  2. Уголовная ответственность действует при совершении преступления, а административная – за правонарушение.
  3. В результате привлечения к уголовной ответственности у гражданина появляется судимость, которую снять крайне сложно, а в случае с «административкой» таких последствий нет.
Читайте также:  Является ли материальная помощь доходом работника

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕСТВЕННОСТЬ. АДМИНИСТРАТИВНОЕ НАКАЗАНИЕ.

ПРЕСТУПЛЕНИЕ. УГОЛОВНОЕ НАКАЗАНИЕ.

План ответа по темам: «Административная ответственность.

Административное наказание».

1.Признаки административного правонарушения:

– виновность (в форме умысла или неосторожности);

– установления административной ответственности КоАП или законом субъекта РФ.

2. Характеристика административной ответственности как вида юридической ответственности.

3. Основания, освобождающие от административной ответственности.

3.1. Для физических лиц:

– возраст до 16 лет;

3.2. Для юридических лиц (отсутствие возможности для соблюдения правил и норм).

3.3. Общие основания для юридических и физических лиц (малозначительность).

4. Административное наказание.

4.1. Определение понятия «административное наказание».

4.2.Цель административного наказания.

4.3. Назначение административных наказаний за совершение нескольких административных правонарушений

4.4. Виды административного наказания:

– административное выдворении за пределы РФ иностранных граждан или лиц без гражданства;

–административное приостановление деятельности;

– административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения;

– лишение физического лица, совершившего административное правонарушение, ранее предоставленного ему специального права;

4.5. Классификация видов административного наказания: основные и дополнительные.

5. Назначение административного наказания.

5.1. Принципы назначения административного наказания:

– равенство перед законом;

5.2. Обстоятельства, смягчающие административную ответственность:

5.3. Обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

6. Давность привлечения к административной ответственности.

7. Срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию.

8. Субъекты, уполномоченные назначать административное наказание

Сравнение видов административного и уголовного наказания, мер уголовно-правового характера

Читайте также:

  1. I.3. Классификация видов корпоративной культуры
  2. SELF В СИСТЕМЕ И ПРОБЛЕМЫ ХАРАКТЕРА
  3. VI. Особенности перевозки отдельных видов грузов
  4. Административного правонарушения
  5. Административного штрафа
  6. Акцентуация характера
  7. Анализ себестоимости отдельных видов продукции
Виды административного наказания Виды уголовного наказания
Административный штраф является денежным взысканием, выражается в рублях. Штраф— денежное взыскание, назначаемое в пределах, предусмотренных УК РФ.
Административный арест — содержание нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до пятнадцати суток, о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах до тридцати суток. Административный арест назначается судьей. Арест заключается в содержании осужденного в условиях строгой изоляции от общества и устанавливается на срок от одного до шести месяцев. В случае замены обязательных работ или исправительных работ арестом он может быть назначен на срок менее одного месяца.
Дисквалификация— лишении физического лица права замещать должности федеральной государственной гражданской службы, ….осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, осуществлять управление юридическим лицом ….осуществлять медицинскую деятельность или фармацевтическую деятельность. Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей. Дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью состоит в запрещении занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью.
Конфискация орудиясовершения или предмета административного правонарушения – принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации не изъятых из оборота вещей. Конфискация назначается судьей.Конфискация охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не может применяться к лицам, для которых охота или рыболовство является основным законным источником средств к существованию. Не является конфискацией изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или предмета административного правонарушения: подлежащих в соответствии с федеральным законом возвращению их законному собственнику; изъятых из оборота либо находившихся в противоправном владении лица, совершившего административное правонарушение, по иным причинам и на этом основании подлежащих обращению в собственность государства или уничтожению. Конфискация имущества – мера уголовно-правового характера, принудительное безвозмездное изъятие и обращение в собственность государства на основании обвинительного приговора следующего имущества: денег, ценностей и иного имущества, полученных в результате совершения преступлений; являющихся предметом незаконного перемещения через таможенную границу, и любых доходов от этого имущества, за исключением имущества и доходов от него, подлежащих возвращению законному владельцу; денег, ценностей и иного имущества, используемых или предназначенных для финансирования терроризма, экстремистской деятельности, организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества; орудий, оборудования или иных средств совершения преступления, принадлежащих обвиняемому.Если имущество, полученное в результате совершения преступления, и (или) доходы от этого имущества были приобщены к имуществу, приобретенному законным путем, конфискации подлежит та часть этого имущества, которая соответствует стоимости приобщенных имущества и доходов от него.
Обязательные работы — выполнении физическим лицом, совершившим административное правонарушение, в свободное от основной работы, службы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Обязательные работы назначаются судьей. Обязательные работы устанавливаются на срок от двадцати до двухсот часов и отбываются не более четырех часов в день. Обязательные работы — выполнение осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ.

Дата добавления: 2015-07-11 ; просмотров: 2143 | Нарушение авторских прав

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector