Средства на охрану труда на предприятии

Средства на охрану труда на предприятии

Дата размещения статьи: 16.09.2014

Согласно ст. 209 ТК РФ охрана труда — система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. В этой статье рассмотрим основные виды расходов, производимые учреждениями для охраны жизни и здоровья работников учреждений физической культуры и спорта.

Виды расходов на охрану труда

Статьей 212 ТК РФ определен круг обязанностей работодателя по обеспечению безопасных условий и охране труда, выполнение которых требует определенных затрат. К основным из них можно отнести расходы на осуществление мероприятий по охране труда и расходы компенсационного характера.
Следует отметить, что особое место в расходах по охране труда занимают затраты на:
— проведение специальной оценки труда в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее — Федеральный закон N 426-ФЗ);
— проведение предварительных и периодических медицинских осмотров;
— обеспечение работников средствами индивидуальной защиты;
— выдачу молока и лечебно-профилактического питания;
— санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание;
— обучение по охране труда.
К расходам компенсационного характера относятся затраты, обусловленные работой в неблагоприятных условиях труда, связанные с возмещением вреда пострадавшим в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями.
Ознакомимся с порядком проведения отдельных мероприятий по охране труда.

Специальная оценка труда

Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона N 426-ФЗ обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.
Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (ст. 3 Федерального закона N 426-ФЗ).

К сведению. В силу п. 1 ст. 10 Федерального закона N 426-ФЗ идентификация вредных и (или) опасных производственных факторов — это сопоставление и установление совпадения имеющихся на рабочих местах факторов производственной среды и трудового процесса с факторами производственной среды и трудового процесса, предусмотренными Классификатором вредных и (или) опасных производственных факторов, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Условия труда по степени вредности и (или) опасности делятся на четыре класса — оптимальные, допустимые, вредные и опасные условия труда, которые устанавливаются по результатам проведения специальной оценки условий труда.
Исходя из положений ст. ст. 8, 17 Федерального закона N 426-ФЗ оценка условий труда должна проводиться не реже чем один раз в пять лет, если нет оснований для проведения внеплановой оценки.

Прохождение медицинских осмотров

В учреждениях физической культуры и спорта обязательному предварительному медицинскому осмотру при заключении трудового договора подлежат:
— работники, не достигшие возраста 18 лет (ст. 266 ТК РФ);
— работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (ст. 213 ТК РФ);
— работники, связанные с движением транспорта (ст. 213 ТК РФ);
— работники структурных подразделений, связанных с общественным питанием и торговлей;
— работники детских учреждений (ст. 213 ТК РФ);
— спортсмены (ст. 348.3 ТК РФ);
— педагогические работники (пп. 9 п. 1 ст. 48 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации") и другие категории работников.
Указанные категории работников обязаны проходить также периодические медицинские осмотры.
Периодические осмотры проводятся на основании поименных списков, разработанных на основании контингентов работников, подлежащих периодическим и (или) предварительным осмотрам, с указанием вредных (опасных) производственных факторов и вида работы.
Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядок их проведения утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н.
При необходимости по решению органов местного самоуправления у отдельных работодателей могут вводиться дополнительные условия и показания к проведению обязательных медицинских осмотров (обследований) (ст. 213 ТК РФ).
Предварительные и периодические медицинские осмотры проводятся за счет средств работодателя (ст. 213 ТК РФ).
Кроме предварительных и периодических осмотров спортсменов специалистами по лечебной физкультуре и спортивной медицине должны осуществляться текущее медицинское наблюдение, а также углубленные медицинские обследования.
Текущие медицинские наблюдения за спортсменами должны проводиться постоянно для оперативного контроля состояния их здоровья и динамики адаптации организма к тренировочным нагрузкам (п. 51 Приказа Минздравсоцразвития России от 09.08.2010 N 613н "Об утверждении порядка оказания медицинской помощи при проведении физкультурных и спортивных мероприятий").
Углубленное медицинское обследование спортсмена проводится в целях получения наиболее полной и всесторонней информации о физическом развитии, состоянии здоровья, функциональном состоянии организма спортсмена и показателях его физической работоспособности, для чего составляется программа обследования спортсмена (п. 23 данного Приказа).

Средства индивидуальной защиты

Работодатель за счет своих средств обязан в соответствии с установленными нормами бесплатно и своевременно выдавать прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальную одежду, специальную обувь и другие средства индивидуальной защиты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ (ст. 221 ТК РФ).

К сведению. Согласно ст. 209 ТК РФ средства индивидуальной защиты работников — технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения: специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты (изолирующие костюмы, средства защиты органов дыхания, рук, головы, лица, органа слуха, глаз, предохранительные приспособления).

Типовые нормы бесплатной выдачи сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех отраслей экономики, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 01.10.2008 N 541н.
Кроме того, учреждения вправе с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников и своего финансово-экономического положения устанавливать нормы бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, улучшающие по сравнению с типовыми нормами защиту работников от имеющихся на рабочих местах вредных и (или) опасных факторов, а также особых температурных условий или загрязнения (ст. 221 ТК РФ).

Санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание

В силу ст. 223 ТК РФ обязанность по организации санитарно-бытового обслуживания и медицинского обеспечения работников в соответствии с требованиями охраны труда возлагается на работодателя. Согласно установленным нормам им должны быть оборудованы санитарно-бытовые помещения, помещения для приема пищи, помещения для оказания медицинской помощи, комнаты для отдыха и психологической разгрузки, организованы посты для оказания первой помощи, укомплектованные аптечками для оказания первой помощи, и др.
Перевозка в медицинские организации или к месту жительства работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по иным медицинским показаниям должна производиться транспортными средствами работодателя либо за его счет.

Обучение по охране труда

Исходя из п. 1.5 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденного Постановлением Минтруда России N 1, Минобразования России N 29 от 13.01.2003, обучению по охране труда и проверке знаний требований охраны подлежат все работники учреждения, в том числе его руководитель.
Инструктаж на рабочем месте (повторный, внеплановый и целевой) должен проводить непосредственный руководитель работ, прошедший в установленном порядке обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда.
Следовательно, за счет средств учреждений должно проводиться обучение по охране труда руководителей (в том числе руководителей структурных подразделений), руководителей и специалистов служб охраны труда.
Для проведения инструктажа учреждением могут приобретаться стенды, наглядные материалы, научно-техническая литература для проведения инструктажей по охране труда, обучению безопасным приемам и методам выполнения работ, изданию инструкций по охране труда и т.д.
На спортсменов также возлагаются обязанности по соблюдению требований безопасности во время участия в физкультурных, спортивных и тренировочных мероприятиях и при нахождении на объектах спорта (п. 2 ст. 24 Федерального закона от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации").

Читайте также:  Материнский капитал после погашения ипотеки

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда

Согласно ст. 226 ТК РФ финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда должно производиться за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, внебюджетных источников в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Кроме того, финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда может осуществляться также за счет добровольных взносов организаций и физических лиц.
Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателями (за исключением федеральных учреждений) должно производиться в размере не менее 0,2% суммы затрат на производство продукции (работ, услуг). Типовой перечень ежегодно реализуемых работодателем за счет указанных средств мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 01.03.2012 N 181н. Их конкретный перечень определяется работодателем исходя из специфики его деятельности.
Кроме того, финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, может осуществляться учреждением за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежащих перечислению в установленном порядке в ФСС в текущем финансовом году (п. 2 Правил N 580н ).
———————————
Правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утв. Приказом Минтруда России от 10.12.2012 N 580н.

При этом объем средств, направляемых учреждением на финансовое обеспечение предупредительных мер, не может превышать 20% сумм страховых взносов, начисленных им за предшествующий календарный год, за вычетом расходов на выплату обеспечения по указанному виду страхования, произведенных в предшествующем календарном году.
За разрешением на использование этих средств на финансирование предупредительных мер учреждение должно обратиться с заявлением в исполнительный орган ФСС по месту своей регистрации в срок до 1 августа текущего календарного года.
При положительном решении ФСС учреждению следует вести в установленном порядке учет средств, направленных на финансирование предупредительных мер в счет уплаты страховых взносов, и ежеквартально представлять в исполнительный орган ФСС отчет об их использовании по утвержденной фондом форме. В настоящее время в Письме ФСС РФ от 04.04.2012 N 15-03-18/07-3726 представлена рекомендуемая форма отчета.
По завершении запланированных мероприятий учреждение должно представить соответствующие документы, подтверждающие произведенные расходы.

Обратите внимание! Расходы, осуществленные учреждением с нарушением требований Правил N 580н, а также не подтвержденные документами о целевом использовании средств, не засчитываются в счет уплаты страховых взносов (п. 14 Правил N 580н).

Бухгалтерский учет расходов на охрану труда

В бухгалтерском учете расходы, связанные с охраной труда, следует относить на статьи и подстатьи в соответствии с совершаемой операцией.
Например, согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н, расходы учреждения по охране труда, произведенные за счет средств учреждения, нужно относить на следующие статьи расходов КОСГУ:
а) на статью 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" относятся расходы на обеспечение средствами индивидуальной защиты;
б) на подстатью 226 "Прочие работы, услуги" — расходы:
— на оказание услуг по проведению медицинских осмотров;
— на проведение специальной оценки труда;
— на обучение по охране труда.
В бухгалтерском учете операции, связанные с осуществлением расходов по охране труда, отражаются следующей корреспонденцией счетов:

Инструкция N 162н

Инструкция N 174н

Инструкция N 183н

Отражены расходы на оказанные услуги по охране труда

Основные обязанности работодателя по охране труда перечислены в ст. 212 Трудового кодекса. К ним, в частности, относятся обеспечение безопасности работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, приобретение и выдача за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, организация контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, проведение специальной оценки условий труда и т. д. Вместе с тем предприниматели все чаще обращаются к порталу ГАРАНТ.РУ за информацией по вопросам применения отдельных положений ТК РФ, в том числе связанных с охраной труда. В связи с этим мы решили напомнить, какие меры в области охраны труда должна обязательно предпринять организация.

Специалист или служба в области охраны труда?

Действующим законодательством не установлены случаи, когда работодатель обязан создавать службу в области охраны труда, а когда в организации достаточно предусмотреть должность соответствующего специалиста. У каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, должна быть создана служба охраны труда или введена должность специалиста по охране труда (ч. 1 ст. 217 ТК РФ). Однако оптимальное количество работников на предприятии, осуществляющих функции в сфере охраны труда, по общему правилу, определяется с учетом характера условий труда, тяжести и опасности производственного процесса, численности работников организации в соответствии с Межотраслевыми нормативами численности работников службы охраны труда в организациях (далее – Нормативы численности работников). Так, в организациях, в которых насчитывается менее 700 работников, функции в сфере охраны труда могут выполнять отдельные специалисты по охране труда. В организациях с большей численностью работников эти функции могут выполнять бюро охраны труда (штат: 3-5 единиц, включая должность начальника) или отдел охраны труда (от 6 единиц и более) (п. 3.1.1 Нормативов численности работников, Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 28 сентября 2017 г. N 15-2/ООГ-2693).

При этом, если численность работников не превышает 50 человек, функции специалиста по охране труда может осуществлять сам руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник, или организация либо специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору (ч. 3 ст. 217 ТК РФ).

Специалист по охране труда: особенности приема на работу

Рассмотрим частый случай, когда в организации учреждается должность специалиста по охране труда. В первую очередь, для этого работодателю необходимо ввести в штат новую должность, издав приказ о внесении изменений в штатное расписание. После чего ему следует разработать должностную инструкцию и заключить со специалистом трудовой договор. При этом следует учесть, что специалист в области охраны труда в структуре штатного расписания должен быть в прямом подчинении у руководителя организации, ведь обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя (ч. 1 ст. 212 ТК РФ).

Кроме того, при введении новой штатной единицы необходимо руководствоваться требованиями раздела "Квалификационные характеристики должностей специалистов, осуществляющих работы в области охраны труда" Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, в частности нужно обратить внимание на наименование должности – специалист по охране труда. Только такое наименование должно указываться в трудовом договоре, штатном расписании и трудовых книжках, то есть в строгом соответствии со справочником. При этом, если ГИТ в ходе проверки выявит несоответствие наименования должности требованиям, указанным в квалификационном справочнике – то есть будут нарушены требования абз. 3 ч. 2 ст. 57 ТК РФ, к работодателю могут быть применены меры инспекторского реагирования.

Напомним, что нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц и ИП в размере до 5 тыс. руб., на юридических лиц – до 80 тыс. руб. (ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ).

Что же касается должностной инструкции специалиста, то ее разработать несложно. Фактически все требования, которые содержатся в соответствующем профессиональном стандарте, необходимо включить в этот документ (приказ Минтруда России от 4 августа 2014 г. № 524н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист в области охраны труда"). Так, например, трудовыми функциями для специалиста по охране труда являются нормативное обеспечение системы управления охраной труда, контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, распределение полномочий, ответственности, обязанностей по вопросам охраны труда и обоснование ресурсного обеспечения и т. д. При этом ответы на многие вопросы о применении профстандартов можно найти в письме Минтруда России от 4 апреля 2016 г. № 14-0/10/В-2253 и информации Минтруда России от 10 февраля 2016 г. "О применении профессиональных стандартов в сфере труда".

Читайте также:  Разрешение на работу для украинцев в 2018

Служба охраны труда: пошаговая инструкция

На практике службы охраны труда в организациях с численностью менее 700 работников создаются в основном на вредных производствах, в условиях тяжелых или опасных условий труда. Для тех организаций, на кого распространяются положения о создание службы охраны труда (ч. 4 ст. 217 ТК РФ), предлагаем пошаговую инструкцию:

Ввести в структуру организации самостоятельное подразделение, состоящее из штата специалистов по охране труда во главе с руководителем (начальником) службы, издав приказ о внесении изменений в штатное расписание.

Установить численности штатных сотрудников и организационной структуры службы.

Определить круг задач, которые будет решать служба, разработав на каждого сотрудника должностную инструкцию.

Подготовить нормативную и методическую базы для обеспечения работы службы.

Предусмотреть организацию кабинета по охране труда, оснащенного необходимой нормативной правовой и справочной литературой по охране труда (для проведение обучения, инструктажа, семинаров, лекций, выставок).

Деятельность службы охраны труда строго регламентирована действующим законодательством (Рекомендации по организации работы службы охраны труда в организации, далее – Рекомендации). Например, в разделах 3-4 Рекомендаций закреплены основные функции службы охраны труда и права работников службы.

Напомним, что в качестве альтернативы руководитель организации может возложить обязанности по охране труда на штатного работника, который после соответствующего обучения и проверки знаний наряду с основной работой будет выполнять должностные обязанности специалиста по охране труда.

Кроме того, руководитель вправе заключить договор со специалистами или с аккредитованными организациями, оказывающими услуги в области охраны труда (ч. 3 ст. 217 ТК РФ).

Какие локальные нормативные акты в сфере охраны труда должны быть обязательно разработаны в организации?

Трудовое законодательство требует от работодателя обеспечить разработку и утверждение правил и инструкций по охране труда для работников с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа, а также подготовить комплект нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности (абз. 23 ч. 2 ст. 212 ТК РФ). Таким образом, работодатель в порядке исполнения обязанностей в области охраны труда разрабатывает и утверждает ряд документов. Назовем их:

  • Приказ о создании службы охраны труда (или введении в штатное расписание должности специалиста по охране труда);
  • Положение о службе охраны труда (абз. 2 преамбулы Рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации). В нем прописываются основные задачи, функции службы, права и обязанности работников, порядок взаимодействия с другими подразделениями организации, ответственность за невыполнение должностных обязанностей;
  • Должностные инструкции сотрудников службы охраны труда. Этот документ утверждается руководителем организации, а работник должен лично ознакомиться с документом и оставить отметку об этом (ч. 3 ст. 68 ТК РФ);
  • Инструкции по охране труда работника и перечень инструкций по охране труда, действующих в данной организации. Процедура разработки и утверждения инструкций начинается с издания руководителем организации приказа, в котором определяются перечень инструкций, сотрудники, ответственные за разработку и сроки исполнения. Постановлением Минтруда России от 17 декабря 2002 г. № 80 утверждены Методические рекомендации по разработке государственных нормативных требований охраны труда (далее – Методические рекомендации), которые регламентируют порядок разработки инструкций по охране труда, порядок их утверждения и требования к их содержанию. Инструкции разрабатывается на основе межотраслевой или отраслевой типовой инструкции или правил по охране труда (п. 5.2 Методических рекомендаций). Например, Минтрансом России 11 марта 1993 г. утверждена типовая инструкция по охране труда водителя грузового автомобиля, постановлением Минтруда России от 24 мая 2002 г. № 36 – типовая инструкция по охране труда для повара.
  • Положения о системе управления охраной труда (приказ Минтруда России от 19 августа 2016 г. № 438н "Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда");
  • Приказ о порядке проведения обучения и проверки знаний по вопросам охраны труда, журналы регистрации инструктажа (вводного, первичного, повторного, при необходимости внепланового, целевого) (ч. 2 ст. 225 ТК РФ, абз. 5 ч. 3 ст. 229.2 ТК РФ). Напомним, что конкретный порядок, условия, сроки и периодичность проведения всех видов инструктажей по охране труда работников отдельных отраслей и организаций регулируются соответствующими отраслевыми и межотраслевыми нормативными правовыми актами по безопасности и охране труда (п. 2.1.2, п. 2.1.8 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций);
  • Личные карточки учета выдачи сертифицированных средств индивидуальной защиты (абз. 3 п. 13 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты);
  • Приказ о перечне профессий и работ, при поступлении на которые работник должен пройти предварительный медицинский осмотр, график периодических медицинских осмотров в отношении работников, для которых такие осмотры являются обязательными (приказ Минздрава России от 12 апреля 2011 г. № 302н).
  • Журнал регистрации несчастных случаев на производстве (ч. 1 ст. 230.1 ТК РФ).
  • Добавим, что перечень документов может варьироваться в зависимости от специфики деятельности организации и ИП. Однако по каждому отдельному мероприятию в организации в сфере охраны труда руководитель своим приказом должен утвердить отдельный документ.

При этом работники должны быть ознакомлены с действующими у работодателя локальными актами по охране труда, непосредственно связанными с обусловленной трудовым договором трудовой функцией (ч. 3 ст. 68 ТК РФ). Факт ознакомления подтверждается подписью сотрудника.

Специальная оценка условий труда

Работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с действующим законодательством (абз. 11 ч. 2 ст. 212 ТК РФ). В то же время специальная оценка условий труда не проводится в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями – физлицами, не являющимися ИП (ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее – Закон № 426-ФЗ). При этом отметим, что дистанционный работник – это не сотрудник филиала в регионе, а тот, с кем заключен договор о дистанционной работе (ч. 2 ст. 312.1 ТК РФ). Однако в отношении других категорий работников специальная оценка условий труда проводится в обязательном порядке в соответствии с требованиями Закона № 426-ФЗ с учетом особенностей осуществления отдельных видов деятельности.

Обязанность организовать и профинансировать проведение спецоценки труда возлагается непосредственно на работодателя. Проведение самой спецоценки осуществляется совместно работодателем и организацией или организациями, допущенными к деятельности по проведению спецоценки, привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора. Методика проведения спецоценки условий труда утверждена приказом Минтруда России от 24 января 2014 г.№ 33н. По результатам ее проведения устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах ( ч. 2 ст. 3 , ч. 1-2 ст. 8 Закона № 426-ФЗ). Так, согласно ч. 4 ст. 8 Закона № 426-ФЗ спецоценка на рабочем месте проводится не реже чем один раз в 5 лет, если иное не установлено законодательством. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении оценки.

Кроме того, работодатель обязан в срок не позднее чем 30 календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда организовать ознакомление работников с результатами отчета на их рабочих местах, в течение трех рабочих дней уведомить об утверждении отчета организацию, проводившую оценку, и в срок не позднее чем в течение 30 календарных дней организовать размещение результатов проведения специальной оценки условий труда на своем сайте в Интернете (ч. 5-6 ст. 15 Закона № 426-ФЗ).

Какие условия труда должен обеспечить на предприятии работодатель?

Одна из основных обязанностей работодателя – обеспечение безопасности и условий труда (абз. 2 ч. 2 ст. 212 ТК РФ). Рассмотрим, какие конкретные обязанности в сфере охраны труда возлагаются законом на работодателя.

Так, работодатель обязан приобретать за собственный счет и выдавать работникам сертифицированную спецодежду, индивидуальную защиту, смывающие и обеззараживающие средства в соответствии с установленными нормами. Порядок обеспечения средствами индивидуальной защиты установлен Межотраслевыми правилами обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты.

Также согласно ст. 213 ТК РФ работники, занятые на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры (обследования) для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. Перечень вредных или опасных производственных факторов, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 16 августа 2004 г. № 83.

Читайте также:  Статья 124 125 упк рф что означает

Добавим, что в России действует ряд специальных правил, которые содержат основные требования, касающиеся санитарно-эпидемиологического благополучия населения (СанПиН). Каждому предпринимателю при организации труда работников надлежит руководствоваться теми правилами, которые непосредственно касаются сферы его деятельности.

В частности, обязательными являются требования к условиям работы с оргтехникой. Чтобы избежать штрафов, работодатель должен соблюсти ряд условий при обустройстве рабочих мест. Например, площадь рабочего места сотрудников не может быть менее 4,5 кв. м (если установлен плоский монитор) или менее 6 кв. м (если рабочее место оборудовано монитором старого типа, с кинескопом). А после каждого часа работы помещение следует проветривать (СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 "Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы"). Более подробно о том, какие еще санитарные нормы и правила действуют для офисных работников, а также об ответственности работодателя за их несоблюдение, узнайте из нашей инфографики.

Какая ответственность предусмотрена за нарушение требований по охране труда?

Несоблюдение требований трудового законодательства в сфере охраны труда может повлечь за собой ответственность для работодателя в виде штрафов, дисквалификации, административного приостановления деятельности, а также череду проверок со стороны различных надзорных органов.

Согласно ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1 тыс. до 5 тыс. руб., а на юридических лиц от 30 тыс. до 50 тыс. руб. Кроме того, повторное нарушение может привести к дисквалификации на срок до 3 лет или административному приостановлению деятельности на срок до 90 суток (ч. 5 ст. 5.27.1 ТК РФ).

При этом предусмотрена ответственность за совершение ряда отдельных правонарушений. В частности, допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров влечет наложение на работодателя административного штрафа до 130 тыс. руб. Еще больше сумма штрафа за необеспечение работников средствами индивидуальной защиты – до 150 тыс. руб (ч. 3-4 ст. 5.27.1 КоАП РФ).

Статьей 15.34 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за сокрытие работодателем наступления страхового случая при обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Совершение этого правонарушения влечет наложение административного штрафа до 10 тыс. руб. Приведенная статья предусматривает ответственность за нарушение нормы статьи 228 ТК РФ, согласно которой работодатель обязан немедленно сообщить страховщику о несчастном случае, происшедшем на производстве.

А за нарушение требований СанПиН и невыполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, в том числе обязательной вакцинации работников, к организации могут быть применены меры ответственности в виде предупреждения, наложение административного штрафа или административное приостановление деятельности (ст. 6.3 КоАП РФ).

Документы по теме:

Читайте также:

Главная > Документ

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

ПРИМЕРНАЯ НОМЕНКЛАТУРА ЗАТРАТ НА ОХРАНУ ТРУДА В ОРГАНИЗАЦИИ

Разработана в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (часть 2 ст.264 п.п.6 и 7), статьей 226 Трудового кодекса Российской Федерации, Типовым перечнем ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков (утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 1 марта 2012 года № 181н).

Финансирование указанных мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях независимо от организационно-правовых форм осуществляется в размере не менее 0,2 процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг).

Расчёт затрат осуществляется по окончании года Комиссией (комитетом) по охране труда на основании сведений бухгалтерского учёта по соответствующим позициям и учитывается в статистической отчётности (форма 7-травматизм по строке «Израсходовано средств на мероприятия по охране труда»).

Состав затрат (примерный)

Содержание службы охраны труда

Затраты на содержание службы охраны труда, специалиста по охране труда (заработная плата и прочие отчисления) или средства, перечисленные аккредитованной организации или физическому лицу по Договору оказания услуг по осуществлению функций специалиста по охране труда.

в сфере охраны труда и безопасности

Расходы на подготовку и переподготовку кадров, состоящих в штате налогоплательщика, на договорной основе по соответствующим направлениям безопасности труда (охрана труда, промышленная безопасность, пожарно-технический минимум, безопасность дорожного движения безопасные методы и приемы выполнения работ, оказание первой помощи пострадавшим и т.п.), в том числе затраты на содержание собственных учебных классов, полигонов, учебной базы и проведение внутрикорпоративного обучения.

по охране труда и технике безопасности,

Расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, на обеспечение пожарной безопасности налого-плательщика в соответствии с законодательством,

К нормальным условиям труда (ст.163 ТК РФ) относятся:

— исправное состояние помещений, сооружений, машин, технологической оснастки и оборудования;

— своевременное обеспечение необходимой документацией;

— надлежащее качество материалов, инструментов, иных средств и предметов, необходимых для выполнения работы, их своевременное предоставление работнику.

по улучшению условий и охраны труда

Состав мероприятий определяется по результатам всех форм управления условиями труда, Коллективным Договором, Соглашением по охране труда, предписаниями органов государственного надзора, планами по улучшению и оздоровлению условий труда и др. в соответствии с «Типовым перечнем ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков».

Средства индивидуальной защиты

Приобретение сертифицированных средств индивидуальной защиты — специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты (в соответствии с установленными в организации корпоративными нормами).

Приобретение смывающих и обезвреживающих средств (мыло, кремы, пасты) в соответствии с установленными нормами.

Ремонт, чистка, стирка, сушка, испытания специальной одежды и других средств индивидуальной защиты.

Аренда специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты (при выборе данной формы обеспечения работников СИЗ).

Расходы по обеспечению санитарно-гигиенических

и бытовых условий

Приобретение молока, равноценных пищевых продуктов или замена его соответствующей денежной компенсацией, лечебно-профилактическое питание работникам, занятым на рабочих местах с вредными условиями труда.

Создание в помещениях, на рабочих местах благоприятных эргономических и санитарно-гигиенических условий труда.

Расходы на оснащение и содержание столовых, помещений для приема пищи, комнат психологической разгрузки, санитарно-бытовых помещений, мест для курения и т.п.

Санитарно-профилактические мероприятия (дезинфекция, дератизация, дезинсекция и др. предусмотренные санитарными правилами и нормами), в части обеспечения условий труда.

Расходы на осуществление инструментального производственного контроля условий труда аттестованной лабораторией (собственной или внешней).

Аттестация рабочих мест по условиям труда, сертификация организации работ по охране труда, аудит охраны труда аккредитованной организацией, расходы на внутренний контроль.

Экспертиза промышленной безопасности, техническое освидетельствование зданий и сооружений, технических устройств на опасных производственных объектах; присвоение категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны помещений по Правилам устройства электроустановок.

Проведение предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований), внеочередных медицинских осмотров (обследований) работников по их просьбам в соответствии с медицинским заключением, других видом медицинских обследований, необходимых для обеспечения охраны труда.

Профилактические мероприятия, направленные на сохранение здоровья работников в процессе трудовой деятельности (флюорография, прививки, диспансеризация).

Расходы на лечение профессиональных заболеваний работников, занятых на работах с вредными или тяжелыми условиями труда, санаторно-курортное лечение по медицинским показаниям.

Расходы, связанные с содержанием помещений и инвентаря здравпунктов, находящихся непосред-ственно на территории организации.

Укомплектование рабочих мест медицинскими аптечками и средствами оказания первой помощи.

Взносы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, производимые в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с законодательством.

Пропаганда, знаки безопасности и плакаты, уголки охраны труда; приобретение наглядных пособий, демонстрационной аппаратуры; проведение выставок и смотров-конкурсов по охране труда.

Наличие комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой деятельности, актуализация электронных информационных баз, внедрение стандартов и инструкций по охране труда.

мер по предотвра-щению и ликвидации

Установка систем противоаварийной защиты, сигнализаторов опасности, ограждений опасных зон и другие технические меры; расходы на ликвидацию аварийных ситуаций, расходы на доставку пострадавших от несчастных случаев в медицинское учреждение.

Расходы на монтаж и обслуживание пожарной сигнализации и автоматики, по профилактике и тушению пожаров; расходы на приобретение, содержание и износ противопожарного инвентаря, оборудования и спецодежды.

за вредные и (или) опасные

Затраты на предоставление дополнительных отпусков, сокращенной продолжительности рабочей недели, оплату труда в повышенном размере в соответствии законодательством или локальным нормативным актом.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector