Сроки проведения публичных слушаний

Сроки проведения публичных слушаний

Что слушают на слушаниях?

Само понятие «публичные слушания» появилось в Федеральном законе от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Из ст. 28 этого закона можно вывести общее определение: публичные слушанияэто процесс обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования по вопросам местного значения, а также экономических, социальных, экологических и прочих последствий планируемых решений.

Публичные слушания, как правило, проводятся в форме собраний. Это самый удобный формат, позволяющий обсудить тот или иной проект или нормативный документ и дать возможность всем участникам поочередно высказать свои точки зрения. Но важно понимать, что участие населения в принятии решений на местном уровне может осуществляться не только путём собраний.

Публичные слушания по некоторым вопросам (например, рассмотрение проекта планировки территории) иногда проводятся путём участия представителей общественности и хозяйствующих субъектов непосредственно при рассмотрении этих вопросов органами местного самоуправления.

Другая возможная форма публичных слушаний — это участие граждан в заседании представительного органа местного самоуправления, в рамках которого происходит голосование по утверждению проекта планировки территории. Таким образом, в нормативном акте местного самоуправления могут предусматриваться разные формы проведения публичных слушаний в зависимости от содержания вопроса.

Порядок организации и проведения слушаний

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» содержит лишь общие требования к порядку организации и проведения публичных слушаний (п.4 ст. 28), детально же сама процедура прописывается в уставе конкретного муниципального образования и нормативных актах органов местного самоуправления (обычно в муниципалитетах принимают специальные Положения о публичных слушаниях). В этой связи порядок организации и проведения слушаний, учета мнения населения и порядок доступа к материалам, собранным по итогам слушаний в разных регионах и муниципалитетах, может существенно разниться.

Поэтому прежде всего найдите и изучите документ, регламентирующий проведение слушаний конкретно в вашем муниципалитете. Такой документ должен находиться в отрытом доступе и легко искаться через поисковые системы в Интернете. Однако если он нигде не опубликован, напишите запрос в администрацию (заодно и потребуйте опубликовать интересующий вас документ на сайте администрации).

Чаще всего местные власти игнорируют второй пункт: они предпочитают информировать о намечаемой деятельности или вынесенных на обсуждения проектах нормативных документах уже на самих слушаниях, когда люди (которые, чаще всего, вовсе не являются специалистами по обсуждаемому вопросу) просто не имеют возможности досконально вникнуть в суть обсуждаемого.

Это может служить основанием для обжалования всей процедуры слушаний — смело обращайтесь в прокуратуру, ссылайтесь на пункт 4 ст. 28 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», которые требует «заблаговременного ознакомления» с документами, вынесенными на обсуждение.

Информация о теме, дате и месте проведения слушаний должна публиковаться в муниципальной газете, однако местные органы власти могут пойти на хитрость и напечатать материалы о проведении слушаний, которых на самом деле не было, но существенным моментом здесь является публикация не результатов слушаний, а данных о времени и месте их проведения. Именно с момента публикации информационного сообщения о времени и месте проведения слушаний участники считаются оповещенными.

Существуют разные возможности для злоупотреблений и в части физического допуска граждан на слушания. Например, могут пускать по неким «спискам жителей» только граждан, проживающих, например, в отдельно взятом микрорайоне (это полностью противозаконно – любой житель муниципалитета, вне зависимости от того, где он зарегистрирован, имеет право участвовать в любых формах осуществления местного самоуправления).

В некоторых случаях требуется заблаговременная регистрация и получение статуса участника слушаний, для чего может потребоваться запись в специальный журнал или подача письменного заявления (в этом нарушения нет, просто загодя досконально изучите порядок проведения слушаний в вашем городе или районе!).

Читайте также:  Как заказать реестр собственников мкд в росреестре

Могут быть также нюансы с порядком выступлений. Бывает, что правом на выступление для аргументации своих предложений (кроме представителей местных властей и представителей застройщика) наделяются только те граждане, которые внесли в комиссию по проведению слушаний в письменной форме письменную заявку не позднее пяти дней до даты их проведения. В таком случае всем, кто не успел подать заявку, в выступлении с трибуны могут отказать (однако это не отменяет права задавать любые вопросы, выступать с места с репликами, подавать устные и письменные замечания и предложения).

следит председатель комиссии по проведению слушаний (на слушаниях по вопросам градостроительства эту функцию часто выполняют главные архитекторы или их замы). Председатель определяет регламент мероприятия: продолжительность выступлений докладчиков, время, отведенное на вопросы, ответы и реплики из зала.

Заинтересованные лица (например, застройщики или представители проектных бюро) выступают на публичных слушаниях как основные докладчики (доклады обычно проходят в форме визуальных презентаций – с демонстрацией карт, фотографий местности, фрагментов документов терпланирования, эскизов будущих объектов и т.п.), и на такие выступления обычно отводится больше времени, чем на «ответные».

1. Собрать информацию о предмете, времени и месте проведения публичных слушаний:
— найти официальные документы о назначении публичных слушаний на сайте исполнительного органа местного самоуправления (администрации);
— можно узнать необходимую информацию через приёмную главы администрации;
— узнать адреса мест, где вывешена документация проекта, вынесенного на публичные слушания.

2. Подготовить независимую экспертизу или привлечь экспертов по вопросам, вынесенным на публичные слушания.

3. Подготовить свои обоснованные предложения/изменения в проект (желательно, письменные). Поскольку слушания имеют рекомендательный характер (то есть они не определяют окончательно «строить – не строить», «рубить – не рубить»), то целесообразней обсуждать и записать в итоговом документе следующее:
— какое влияние окажет реализация проекта на социальную ситуацию в населённом пункте;
— какое влияние намечаемая деятельность окажет на экологическую ситуацию;
— какое влияние намечаемая деятельность окажет на экономическую ситуацию;
— замечания, рекомендации и пожелания инициатору намечаемой хозяйственной деятельности.

Слушания считаются завершенными, когда членами комиссии и председательствующим подписан протокол. Комиссия на основании полученных предложений и замечаний, отраженных в протоколе, готовит итоговый документ – заключение о результатах публичных слушаний.

Что требуется от общественности?

Для того, чтобы правильно зафиксировать вашу позицию и требования, начинать активные действия по участию в слушаниях надо задолго до самих слушаний.

1. Соберите всю доступную информацию о предмете слушаний.
Если речь идет о проекте изменений в документы территориального планирования, найдите действующие Генплан или ПЗЗ, сравните их с тем, что предлагается. Если не можете самостоятельно разобраться в документах – ищите компетентного единомышленника или стороннего эксперта. Можно попробовать обратиться за помощью в экологические и градозащитные общественные организации;

2. Готовьте и, не дожидаясь слушаний, несите в администрацию обоснованные письменные предложения/возражения.
Поскольку слушания, как было сказано выше, имеют рекомендательный характер (то есть, они не определяют окончательно «строить – не строить», «рубить – не рубить»), то целесообразнее изложить в письме следующее:
— какое негативное воздействие намечаемая деятельность окажет на экологическую и санитарно-гигиеническую ситуацию в вашем муниципалитете (уменьшится количество зеленых насаждений, возрастет нагрузка на транспортную сеть и т.п.);
— какое влияние окажет реализация проекта на социальную сферу;
— будет ли достигнут заявленный инициаторами проекта экономический эффект;
— замечания, рекомендации и пожелания инициатору намечаемой хозяйственной деятельности и в адрес органов местного самоуправления.

3. Сохраните скриншоты интернет-страниц и газеты с объявлениями о назначении публичных слушаний, найдите и сохраните копию постановления главы, на основании которого проводится данное мероприятие – это может понадобиться на случай оспаривания легитимности слушаний или законности их организации,

Читайте также:  Работа с сокращенным рабочим днем

4. Изучите местные нормативные акты, регламентирующие порядок организации и проведения публичных слушаний, не упустите сроки регистрации для участия в них (см. выше).

5. После того, как пройдут сами слушания, пишите и несите в комиссию (администрацию) заявление об ознакомлении с протоколом слушаний и прилагающимися к нему документами – часто именно на этом этапе удается вывести на чистую воду нечистых на руку чиновников и застройщиков, которые попросту могут сфальсифицировать протокол, убрав оттуда слова «неудобных» участников или исказив их до потери изначального смысла.

1. Срок проведения публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности составляет:

1) по проекту Правил, внесению изменений в Правила – 60 дней;

2) по проекту Правил, подготовленному применительно к части территории поселения – 25 дней;

3) по внесению изменений в Правила в части изменений в градостроительный регламент, установленный для конкретной территориальной зоны, — 20 дней;

4) по проекту генерального плана поселения, внесению изменений в генеральный план поселения – 30 дней;

5) по проекту планировки территории поселения и (или) проекту межевания территории поселения – 30 дней;

6) по вопросам предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, предоставления разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства – 25 дней;

7) по иным вопросам градостроительной деятельности, если законодательством не установлен иной срок, — 20 дней.

2. Срок проведения публичных слушаний исчисляется со дня оповещения жителей поселения о времени и месте их проведения в соответствии с частью 2 статьи 14 Правил до дня опубликования заключения о результатах публичных слушаний, за исключением случая, предусмотренного частью 3 настоящей статьи Правил.

3. Срок проведения публичных слушаний по вопросам, указанным в пунктах 1-3 части 1 настоящей статьи исчисляется со дня опубликования соответствующего проекта Правил, проекта по внесению изменений в Правила.

4. Срок проведения публичных слушаний, указанный в пункте 1 настоящей статьи, может быть увеличен на срок не более 5 дней с учетом срока, необходимого для официального опубликования заключения о результатах публичных слушаний.

5. Выходные и праздничные дни включаются в общий срок проведения публичных слушаний.

6. Срок подачи жителями поселения и иными заинтересованными лицами замечаний и предложений по вопросам публичных слушаний исчисляется со дня начала проведения публичных слушаний и прекращается за семь дней до окончания срока проведения публичных слушаний.

Статья 16. Заключение о результатах публичных слушаний

1. Заключение о результатах публичных слушаний подготавливается на основе протокола публичных слушаний уполномоченным на проведение публичных слушаний органом не позднее чем за день до окончания срока публичных слушаний.

2. Заключение о результатах публичных слушаний должно содержать следующие сведения:

1) общее число жителей поселения и иных заинтересованных лиц, принявших участие в публичных слушаниях;

2) срок проведения публичных слушаний;

3) вопросы, вынесенные для обсуждения на публичных слушаниях;

4) описание проведенных мероприятий по информированию населения по вопросам публичных слушаний;

5) обобщенные сведения, полученные при учете мнений, выраженных жителями поселения и иными заинтересованными лицами по вопросам, вынесенным на публичные слушания;

6) общее количество замечаний и предложений, внесенных жителями поселения и иными заинтересованными лицами;

7) замечания и предложения, внесенные жителями поселения и иными заинтересованными лицами, которые рекомендуется:

отразить в проекте муниципального правового акта, являющегося предметом публичных слушаний, либо учесть иным образом,

учесть при решении иных вопросов, являющихся предметом публичных слушаний;

8) краткое обоснование отклонения непринятых замечаний и предложений жителей поселения по вопросам публичных слушаний.

3. В случае если при проведении публичных слушаний осуществлялось ведение нескольких протоколов публичных слушаний, заключение о результатах публичных слушаний подготавливается на основании данных, содержащихся во всех протоколах, с соблюдением требований, установленных Правилами.

Читайте также:  Как рассчитать компенсацию за невыплату заработной платы

4. Заключение о результатах публичных слушаний подписывается руководителем органа, уполномоченного на проведение публичных слушаний, и направляется вместе с протоколом публичных слушаний Главе поселения.

Вопрос-ответ по теме

Вопрос

Срок проведения публичных слушаний с момента оповещения жителей муниципального образования о времени и месте их проведения до дня опубликования заключения о результатах публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и не может быть более одного месяца. Исходя из этого положения не ясно, какой минимальный срок после опубликования, если в уставе не прописано.

Ответ

Минимальный срок для общих случаев законом не установлен. Это означает, что минимальный срок определяется фактическими обстоятельствами, связанными с проведением публичных слушаний. Нормативных ограничений для минимального срока нет.

В тоже время, например, для публичных слушаний в рамках ст. 28 ГрК РФ минимальный срок установлен равным 1 месяцу.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

Градостроительный кодекс РФ

«Статья 28. Публичные слушания по проектам генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов

1. В целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по проектам генеральных планов, в том числе по внесению в них изменений (далее — публичные слушания), с участием жителей поселений, городских округов проводятся в обязательном порядке.

2. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи.

3. Публичные слушания проводятся в каждом населенном пункте муниципального образования. В случае внесения изменений в генеральный план в отношении части территории поселения или городского округа публичные слушания проводятся с участием правообладателей земельных участков и (или) объектов капитального строительства, находящихся в границах территории поселения или городского округа, в отношении которой осуществлялась подготовка указанных изменений.

4. При проведении публичных слушаний в целях обеспечения всем заинтересованным лицам равных возможностей для участия в публичных слушаниях территория населенного пункта может быть разделена на части. Предельная численность лиц, проживающих или зарегистрированных на такой части территории, устанавливается законами субъектов Российской Федерации исходя из требования обеспечения всем заинтересованным лицам равных возможностей для выражения своего мнения.

5. В целях доведения до населения информации о содержании проекта генерального плана уполномоченные на проведение публичных слушаний орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа в обязательном порядке организуют выставки, экспозиции демонстрационных материалов проекта генерального плана, выступления представителей органов местного самоуправления, разработчиков проекта генерального плана на собраниях жителей, в печатных средствах массовой информации, по радио и телевидению.

6. Участники публичных слушаний вправе представить в уполномоченные на проведение публичных слушаний орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа свои предложения и замечания, касающиеся проекта генерального плана, для включения их в протокол публичных слушаний.

7. Заключение о результатах публичных слушаний подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения), официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее — сеть "Интернет").

й принимает решение:

1) о согласии с проектом генерального плана и направлении его в представительный орган муниципального образования;

2) об отклонении проекта генерального плана и о направлении его на доработку.»

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector