Стадии административно процедурного процесса

Стадии административно процедурного процесса

Итак, мы установили, что административный процесс носит преимущественно позитивный характер и связан с реализацией основной функцией административного права — организацией государственного управления в части нормативно-правового регулирования.

Органы государственного управления в своей деятельности гораздо чаще, чем применение мер административного принуждения и разрешение споров, прибегают к регламентированным нормами административного права процедурам, направленным на реализацию прав граждан, выполнение конкретных управленческих задач, реализацию положений действующего административного законодательства. Такого рода процедуры регламентируются процессуальными нормами административного права и объективированы в таких нормативно-правовых актах, как положения, порядки, правила.

В совокупности нормы, устанавливающие порядок реализации регулятивных материальных норм административного права, составляют институт административно-процедурного процесса.

Сам административно-процедурный процесс может быть определен как деятельность уполномоченных органов государственного управления по реализации регулятивных норм административного права, урегулированная административно-процессуальными нормами.

В отличие от администативно-юрисдикционного процесса, о котором речь пойдет ниже, административно-процедурный процесс связан с осуществлением деятельности по разрешению индивидуальных административных дел, не носящих спорного характера. Процедура в административном праве — это не только и не столько юрисдикция (т.е. разрешение споров), сколько осуществление определенных действий в рамках реализации созидательных полномочий органов государственного управления.

Административно-процедурный процесс не связан с применением мер административного принуждения, в том числе с привлечением к административной ответственности. Его задача в чем-то противоположна задаче административно-юрисдикционного производства, поскольку в рамках последнего органы государственного управления зачастую по собственной инициативе (в силу обязанности, предусмотренной законом) применяют властные полномочия, в результате чего для одного из участников спора или нарушителя нормативных предписаний наступают неблагоприятные последствия. Административно-процедурное производство характеризуется тем, что его инициатором чаще всего является гражданин или организация, целью которых является выполнение по итогам соответствующей процедуры органами государственного управления определенной обязанности в отношении заявителя.

Следует также иметь в виду, что административно-правовые нормы в области административно-процедурного процесса рассредоточены в большом количестве нормативно-правовых актов, среди которых встречаются и кодексы, и федеральные (региональные) законы, и подзаконные акты органов государственного управления различных уровней. В соответствии с Конституцией РФ административно-процессуальное законодательство (также как и административное законодательство) отнесено к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Вследствие этого обстоятельства значительный объем процессуальных норм принимается именно в субъектах Российской Федерации.

Структура административно-процедурного процесса, который, как и административно-юрисдикционный, состоит из множества разнообразных производств, не четко установлена в теории административного права. Различные специалисты предлагают собственное видение входящих в указанный процесс элементов.

Так, С.Н. Махина включает в административно-процедурный процесс следующие виды производств:

основные — производство по изданию правовых актов управления и административно-договорное производство;

специальные — лицензионное производство, регистрационное производство, разрешительное производство, кадровое (служебное, производство по делам о поощрениях и др.);

особое производство — производство по обращениям граждан *(238).

И.В. Панова выделяет такие разновидности административно-процедурного процесса с составляющими их производствами:

административно-нормотворческий процесс — производства: по принятию постановлений и распоряжений Правительства РФ; по изданию приказов, постановлений, инструкций и иных актов министерств и других центральных органов специальной компетенции; по принятию нормотворческих актов органами субъектов Российской Федерации, правительствами субъектов Федерации; по изданию локальных актов, которые принимаются огромным количеством субъектов вплоть до руководителей государственных учреждений;

административно-правонаделительный процесс — производства: по обращениям граждан, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций о реализации принадлежащих им прав в сфере управления; разрешительное, регистрационное, учредительное, кадровое, административно-договорное, приватизационное и др. *(239)

В.Д. Сорокин, в целом не признающий деление административного процесса на виды, выделяет в структуре единого процесса, наряду с производством по административно-правовым жалобам и спорам, производством по делам об административных правонарушениях, производством по дисциплинарным делам, исполнительным производством, также и такие производства, как:

производство по принятию нормативных актов государственного управления;

производство по предложениям и заявлениям граждан и обращениям организаций в сфере государственного управления;

производство по делам о поощрениях;

В целом автор делит производства на три вида, два первых из которых имеют непосредственное отношение к административно-процедурному процессу: правотворческие производства, правонаделительные производства и правоохранительные производства *(240).

Таким образом, из совокупности приведенных сведений видно, что в структуре административно-процедурного процесса четко выделяются производства правотворческие, т.е. предназначенные для реализации нормотворческих полномочий органов государственного управления, а также правоприменительные, т.е. направленные на предоставление, реализацию прав граждан и организаций. Если первые достаточно немногочисленны, поскольку основаны на общих принципах, то последние характеризуются большим численным составом и наличием существенных различий в деталях процедур. К правоприменительным производствам в рамках административно-процедурного процесса относятся не только традиционные поощрительное производство, производства по обращениям и заявлениям граждан, но также относительно новые для российской правовой системы производства регистрационное (в его различных разновидностях), разрешительное, лицензионное, аттестационное, аккредитационное, сертификационное. Кроме того, процедурный характер имеют многочисленные контрольно-надзорные производства.

Дата добавления: 2015-05-08 ; просмотров: 319 | Нарушение авторских прав

Понятие и виды административно-процедурного процесса

Итак, мы установили, что административный процесс носит преимущественно позитивный характер и связан с реализацией основной функцией административного права — организацией государственного управления в части нормативно-правового регулирования.

Читайте также:  Какие дела рассматривает краевой суд

Органы государственного управления в своей деятельности гораздо чаще, чем применение мер административного принуждения и разрешение споров, прибегают к регламентированным нормами административного права процедурам, направленным на реализацию прав граждан, выполнение конкретных управленческих задач, реализацию положений действующего административного законодательства. Такого рода процедуры регламентируются процессуальными нормами административного права и объективированы в таких нормативно-правовых актах, как положения, порядки, правила.

В совокупности нормы, устанавливающие порядок реализации регулятивных материальных норм административного права, составляют институт административно-процедурного процесса.

Сам административно-процедурный процесс может быть определен как деятельность уполномоченных органов государственного управления по реализации регулятивных норм административного права, урегулированная административно-процессуальными нормами.

В отличие от администативно-юрисдикционного процесса, о котором речь пойдет ниже, административно-процедурный процесс связан с осуществлением деятельности по разрешению индивидуальных административных дел, не носящих спорного характера. Процедура в административном праве — это не только и не столько юрисдикция (т.е. разрешение споров), сколько осуществление определенных действий в рамках реализации созидательных полномочий органов государственного управления.

Административно-процедурный процесс не связан с применением мер административного принуждения, в том числе с привлечением к административной ответственности. Его задача в чем-то противоположна задаче административно-юрисдикционного производства, поскольку в рамках последнего органы государственного управления зачастую по собственной инициативе (в силу обязанности, предусмотренной законом) применяют властные полномочия, в результате чего для одного из участников спора или нарушителя нормативных предписаний наступают неблагоприятные последствия. Административно-процедурное производство характеризуется тем, что его инициатором чаще всего является гражданин или организация, целью которых является выполнение по итогам соответствующей процедуры органами государственного управления определенной обязанности в отношении заявителя.

Следует также иметь в виду, что административно-правовые нормы в области административно-процедурного процесса рассредоточены в большом количестве нормативно-правовых актов, среди которых встречаются и кодексы, и федеральные (региональные) законы, и подзаконные акты органов государственного управления различных уровней. В соответствии с Конституцией РФ административно-процессуальное законодательство (также как и административное законодательство) отнесено к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Вследствие этого обстоятельства значительный объем процессуальных норм принимается именно в субъектах Российской Федерации.

Структура административно-процедурного процесса, который, как и административно-юрисдикционный, состоит из множества разнообразных производств, не четко установлена в теории административного права. Различные специалисты предлагают собственное видение входящих в указанный процесс элементов.

Так, С.Н. Махина включает в административно-процедурный процесс следующие виды производств:

  • основные — производство по изданию правовых актов управления и административно-договорное производство;
  • специальные — лицензионное производство, регистрационное производство, разрешительное производство, кадровое (служебное, производство по делам о поощрениях и др.);
  • особое производство — производство по обращениям граждан.

И.В. Панова выделяет такие разновидности административно-процедурного процесса с составляющими их производствами:

административно-нормотворческий процесс — производства: по принятию постановлений и распоряжений Правительства РФ; по изданию приказов, постановлений, инструкций и иных актов министерств и других центральных органов специальной компетенции; по принятию нормотворческих актов органами субъектов Российской Федерации, правительствами субъектов Федерации; по изданию локальных актов, которые принимаются огромным количеством субъектов вплоть до руководителей государственных учреждений;

административно-правонаделительный процесс — производства: по обращениям граждан, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций о реализации принадлежащих им прав в сфере управления; разрешительное, регистрационное, учредительное, кадровое, административно-договорное, приватизационное и др.

В.Д. Сорокин, в целом не признающий деление административного процесса на виды, выделяет в структуре единого процесса, наряду с производством по административно-правовым жалобам и спорам, производством по делам об административных правонарушениях, производством по дисциплинарным делам, исполнительным производством, также и такие производства, как:

  • производство по принятию нормативных актов государственного управления;
  • производство по предложениям и заявлениям граждан и обращениям организаций в сфере государственного управления;
  • производство по делам о поощрениях;
  • регистрационное производство;
  • лицензионное производство.

В целом автор делит производства на три вида, два первых из которых имеют непосредственное отношение к административно-процедурному процессу: правотворческие производства, правонаделительные производства и правоохранительные производства.

Таким образом, из совокупности приведенных сведений видно, что в структуре административно-процедурного процесса четко выделяются производства правотворческие, т.е. предназначенные для реализации нормотворческих полномочий органов государственного управления, а также правоприменительные, т.е. направленные на предоставление, реализацию прав граждан и организаций. Если первые достаточно немногочисленны, поскольку основаны на общих принципах, то последние характеризуются большим численным составом и наличием существенных различий в деталях процедур. К правоприменительным производствам в рамках административно-процедурного процесса относятся не только традиционные поощрительное производство, производства по обращениям и заявлениям граждан, но также относительно новые для российской правовой системы производства регистрационное (в его различных разновидностях), разрешительное, лицензионное, аттестационное, аккредитационное, сертификационное. Кроме того, процедурный характер имеют многочисленные контрольно-надзорные производства.

Отдельные виды процедурных производств

Итак, мы установили, что административно-процедурный процесс проявляет себя в виде некоторой совокупности процедурных производств, среди которых выделяются правотворческие и правоприменительные производства.

Производство по принятию нормативно-правовых актов государственного управления — уникальное производство в системе процедур, урегулированных правом. Дело в том, что это единственное производство, связанное с правотворчеством в процессе государственного управления. В связи с этим производство по принятию нормативно-правовых актов имеет сходные черты с таким уникальным процессом в действующей правовой системе, как законотворческий процесс, являющийся предметом исследования отрасли конституционного права.

Читайте также:  Спб варшавская ул дом 118 отключить радио

Об указанном производстве мы подробно говорили в параграфе, посвященном актам государственного управления. Здесь мы лишь уточним, что принадлежность данной процедуры к числу процессуальных производств подтверждается в немалой степени тем обстоятельством, что принятие нормативно-правовых актов управления характеризуется стадийностью, как каждый классический процесс, в правовом понимании этого термина.

Так, в административном законодательстве находят закрепление следующие стадии указанной процедуры:

  • подготовка проекта нормативно-правового акта;
  • рассмотрение (в том числе согласование) проекта нормативно-правового акта;
  • принятие нормативно-правового акта;
  • государственная регистрация нормативно-правового акта;
  • опубликование и вступление в силу нормативно-правового акта.

Каждая стадия имеет собственных субъектов, характеризуется собственной совокупностью прав и обязанностей участников стадии, принципами и четко закрепленными правилами деятельности.

Правоприменительные производства гораздо более многочисленны и разнообразны. Прежде всего, выделяются те из них, которые логически и методологически связаны с существующими юрисдикционными производствами, но не подходят под определение административно-юрисдикционного процесса. Так, выделяются производство по предложениям и заявлениям граждан, связанное с производством по жалобам населения, а также так называемое поощрительное производство, ассоциирующееся с дисциплинарным производством (связанным с применением мер дисциплинарного воздействия).

В отношении первого из упомянутых производств следует отметить, что оно не только связано с производством по жалобам, но зачастую и неотличимо от последнего, прежде всего, вследствие наличия общей нормативно-правовой базы. Действительно, оба производства урегулированы Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации". Однако несомненно, что предложения и заявления граждан носят несколько иной характер, нежели жалобы, имеющие в своей основе базу для административно-правового спора. Административно-правовая наука определяет предложение как обращение гражданина (группы граждан), адресованное субъекту государственного управления и содержащее позитивную информацию об улучшении деятельности соответствующего органа управления, выполнения определенных управленческих задач, модернизации производства, оптимизации определенных положительных социальных процессов, путях достижения конкретных результатов в сфере деятельности соответствующего субъекта управления. Заявление, в свою очередь, понимается как обращение, содержащее информацию о намерении гражданина реализовать принадлежащее ему субъективное право.

Следует отметить, что в аппаратах и Президента РФ, и Правительства РФ, а также в структуре большинства федеральных органов исполнительной власти существуют специальные отделы по работе с обращениями граждан, предназначенные для обработки и реагирования на поступающие предложения и заявления.

Поощрительное производство в Российской Федерации — это совокупность различного рода процедур, имеющих своей целью реализацию мер административного поощрения, как одного из методов государственного управления. Поощрительное производство подразделяется на несколько разновидностей, среди которых:

  • производство по награждению государственными наградами Российской Федерации;
  • производство по присвоению почетных званий;
  • производство по награждению государственными премиями Российской Федерации;
  • различные служебные производства (по объявлению благодарности, награждению премией, ценным подарком, почетной грамотой, занесению в Книгу почета, награждению знаками отличия и т.п.).

Помимо указанных традиционных для государственного управления в целом производств последние реформы в сфере управления государством, связанные с изменением политического строя нашей страны, спровоцировали формирование относительно обособленных групп норм административного права, имеющих ярко выраженный процессуальный характер. К таковым можно отнести нормы, регулирующие производства в рамках так называемой разрешительной системы, которую составляют регистрационное, лицензионное, аккредитационное, аттестационное, сертификационное и т.п. производства. Каждое из них состоит из ряда самостоятельных процедур, формирование которых связано с особенностями регулируемых режимами общественных отношений.

В силу особой значимости указанных производств в свете существующей организации государственного управления в различных областях жизнедеятельности общества рассмотрение новых разрешительных производств административно-процедурного процесса буду рассмотрены нами в особенной части настоящего курса.

Административный процесс — это такая деятельность, в ходе осуществления которой складываются, изменяются и прекращаются отношения, регулируемые административно-процессуальным правом как самостоятельной процессуальной отраслью российского права.

Подобно другим разновидностям юридического процесса, административный процесс представляет собой определенную процедуру, складывающуюся из предусмотренных законом и осуществляемых в логической последовательности действий участников процесса. Исходя из этого, общая теория права, в том числе наука административного права, различает в названной процедуре определенные этапы (стадии), в пределах которых участники административного процесса обязаны или правомочны совершать предусмотренные законом действия. Стадию можно определить как часть процесса, в пределах которой участники данного административного производства выполняют обязательные или возможные действия, предусмотренные для этой стадии, оформляемые соответствующими юридическими документами. Выполнение действий в рамках предыдущей стадии является необходимым условием реализации последующих стадии данного производства. К ним относятся:

  • а) возбуждение производства по административному делу;
  • б) рассмотрение административного дела;
  • в) принятие решения по административному делу;
  • г) исполнение решения по административному делу;
  • д) пересмотр решения по административному делу.

Рассмотрим кратко основные особенности стадий административного процесса.

1. Возбуждение производства по административному делу (и проведение административного расследовании — ст. 28.7 КоАП РФ). Для возбуждения того или иного производства в административном процессе требуется составление предусмотренных социальных документов.

Так, для того чтобы было начато производство по рассмотрению заявления гражданина, необходимо, чтобы такое заявление было официально подано в письменной форме в соответствующий орган исполнительной власти, предприятие, учреждение, организацию и т.д. При этом действующее законодательство не исключает рассмотрения заявлений и в устной форме. Но в этом случае устное заявление должно быть официально зарегистрировано.

Читайте также:  Договор съема квартиры между физическими лицами

Для возбуждения, например, производства по делам о поощрениях необходимо официальное ходатайство управомоченных субъектов, направленное соответствующему органу или должностному лицу.

За небольшим исключением, предусмотренным ст. 28.4, ч. 1 ст. 28.6 КоАП РФ, возбуждение производства по делу об административном правонарушении оформляется официальным документом — протоколом, составленным по правилам ст. 28.2 КоАП РФ.

А решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принимается должностным лицом, уполномоченным в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении, в виде определения, а прокурором в виде постановления немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения (ч. 2 ст. 28.7 КоАП РФ).

На этой стадии совершаются и иные процессуальные действия, которые в совокупности имеют своей задачей надлежащую юридическую и организационную подготовку дальнейшего развития данной процедуры. Так, например, определяется круг процессуальных участников, причастных к предстоящему рассмотрению административного дела, в частности привлечение специалистов, экспертов, переводчика и т.д.

2. Рассмотрение административного дела — вторая, наиболее важная стадия административной процедуры. Именно для нее характерно наиболее широкое участие лиц, причастных к данному производству. В пределах данной стадии исследуются и оцениваются все обстоятельства дела, необходимые для последующего обоснованного юридического решения, принимаемого полномочным органом или должностным лицом.

На этой стадии действуют процессуальные правила, регулирующие порядок рассмотрения дела коллегиальными и единоначальными органами исполнительной власти, а также судьями, прежде всего мировыми. Так, если административное дело рассматривается коллегиальным органом исполнительной власти, то обязательно ведется протокол заседания этого органа. Естественно, необходимым условием правомерности коллегиального рассмотрения (и последующего решения) должно быть наличие кворума. Так, например. Правительство РФ проекты своих постановлений, т.е. нормативных актов, рассматривает на заседании, которое является правомочным, если на нем присутствует не менее половины членов Правительства РФ.

3. Принятие решения по административному делу — процессуальная стадия, характерная тем, что она непосредственно связана с принятием юридического решения, подготовленного процессуальными действиями участников административного производства на его предыдущих стадиях.

Применительно к тем или иным административным производствам существуют процессуальные правила, регулирующие принятие юридического решения как такового. Эти правила устанавливают порядок принятия решения коллегиальным органом исполнительной власти, а также органом единоначальным, в том числе правомочным должностным лицом. Ряд процессуальных правил содержат требования, касающиеся реквизитов принимаемого юридического решения, — соблюдение установленной формы акта, его целесообразная структура, безукоризненный стиль изложения, ясность, четкость и лаконичность текста; отсутствие слов и терминов, допускающих двусмысленное толкование или понимание юридического акта; наличие необходимых подписей, регистрационного номера, даты принятия и др.

4. Исполнение ‘решения по административному делу. Это четвертая обязательная стадия, которая в принципе завершает процедуру того или иного административного производства, входящего в административный процесс.

В зависимости от характера административного дела и, следовательно, адекватного административного производства индивидуальные юридические решения могут:

  • а) юридически оформлять для данного лица его правомочие, предусмотренное соответствующим законом, например положительное решение по заявлению гражданина;
  • б) юридически обеспечивать реализацию конкретным органом или должностным лицом определенной обязанности, например принять решение о лицензировании определенного вида деятельности, совершить действия по восстановлению нарушенного права гражданина и т.д.;
  • в) признав лицо виновным в совершении административного правонарушения или дисциплинарного проступка, установить для него меру административного наказания или дисциплинарного взыскания.

Действующее законодательство при помощи административно-процессуальных норм определяет и регулирует основные стороны процедуры исполнения юридических решений, принимаемых посредством правонаделительных и правоохранительных производств, входящих в административный процесс.

5. Пересмотр решения по административному делу. Отличие данной стадии административного процесса от предыдущих стадий заключается в том, что она является факультативной и в таком качестве предусмотрена законодательством.

Эта стадия административного процесса становится реальной в тех случаях, когда у субъектов, которым непосредственно адресовано решение по административному делу, возникает необходимость обжалования этого решения по основаниям материального или процессуального характера. Вместе с тем действующее законодательство знает и исключения из общего правила. Так, например, в соответствии с п. 2 ст. 25.2 КоАП РФ обжаловать постановление по делу об административном правонарушении вправе также потерпевший.

Административное решение, принятое в результате осуществления административного производства, может быть пересмотрено по протест)’ прокурора, что предусмотрено ст. 23 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации".

Следует также иметь в виду, что Гражданский процессуальный кодекс РФ в гл. 24 закрепил "производство по делам о признании недействующими нормативных правовых актов полностью или в части", тем самым предусмотрев возможность пересмотра нормативных актов государственного управления по заявлению гражданина, организации, а также прокурора в пределах его компетенции.

Аналогично Арбитражный процессуальный кодекс РФ предусматривает производство по делам об оспаривании нормативных правовых актов (гл. 23).

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector