Тбо это коммунальная услуга

Тбо это коммунальная услуга

Что представляет собой вывоз ТБО жилищная услуга или коммунальная услуга? Ранее вывоз ТБО (твёрдых бытовых отходов) не считался частью коммуналки. Её предоставляли жилищные организации самостоятельно и за это брали плату в качестве расходов на текущий и капитальный ремонт дома. Однако с 2016 года данная услуга стала отдельным видом коммуналки. Так, чего нужно ожидать от включения в состав расходов по ЖКХ (жилищно-коммунальное хозяйство) вывоз мусора?

Что такое ТБО и как за него платить?

Теперь при вывозе мусора коммунальные услуги вырастут. Вывоз ТБО не является отдельной услугой или единым действием, предоставляемым одной организацией. В данную услугу включён целый перечень действий, которые могут осуществляться как самой жилищной организацией, так и дополнительно привлекаемыми учреждениями.

Стоит отметить, что с 2016 года жилищная организация вне зависимости от того, предоставляет ли она услугу самостоятельно либо нанимает специализированное учреждение, должна иметь регистрацию у оператора соответствующего региона. Оператор является единственным лицом, осуществляющим учёт ТБО, мест их хранения. А также оператор предоставляет услугу в полной мере и отвечает за неё.

Что касается самой услуги, то в её состав включены следующие действия:

  1. Содержание пунктов сбора по месту проживания людей, которые должны соответствовать экологическим требованиям. Другими словами, за данной услугой стоят действия по организации сбора отходов. В большинстве случаев такие пункты имеют форму контейнера. В исключительных случаях форму отдельного приёмного пункта, к примеру, пункт приёма металлолома или макулатуры.
  2. Логистическая составляющая услуги заключается в вывозе собранных ТБО за пределы населённого пункта и доставка до специализированного места хранения. Данная услуга включает погрузку, а также выгрузку ТБО по месту хранения.
  3. Утилизации подлежат все те ТБО, при сгорании которых не выбрасываются вредные вещества в атмосферу. К ним можно отнести и те отходы, которые подлежат переработке и повторному использованию. К таким отходам можно отнести некрашеное дерево, бумагу и так далее.
  4. Хранение в специализированных для этого местах осуществляется в отношении вредных отходов. Обычно происходит захоронение, однако в редких случаях хранение осуществляется на открытом воздухе.

Вывоз ЖБО (жидких бытовых отходов) к компетенции операторов не отнесён. Выполнение этих функций также остаётся в ведении муниципальных органов.

Таким образом, вывоз ТБО представляет собой целый комплекс услуг, причём не самого дешёвого характера. По этой причине правительство приняло решение выделить данную услугу в отдельный вид коммуналки.

Стоит отметить, что до 2010 года вывоз ТБО не подразумевал различные услуги. Была единая плата за сбор и вывоз до полигона. Однако изменились экологические нормативы хранения отходов, что сделало невозможным хранение ТБО на специализированных полигонах. Однако до сих пор в некоторых регионах нет специализированных хранилищ.

Кто регулирует данную услугу?

Как уже было сказано, основным компетентным звеном в данной сфере является оператор соответствующего региона. Именно он является ответственным за сбор и вывоз ТБО.

Дело в том, что, хотя законодательство предусматривает право жилищной организации заниматься вывозом мусора, процедура получения соответствующих разрешительных документов для этого весьма сложная.

К сожалению, ни одна жилищная организация не может отвечать подобным требованиям. Так что до тех пор, пока не появится определённая частная структура, функцию по вывозу ТБО будет осуществлять оператор.

Временно, пока не определена специальная структура, функцию по надзору за исполнением вывоза по твёрдым видам отходов в правильном порядке осуществляют органы власти соответствующих регионов.

Таким образом, при возникновении споров по стоимости услуги либо ненадлежащем качестве вывоза мусора следует в первую очередь обращаться к самому оператору. Так как счёт выставляется им, то обращение будет осуществляться в претензионном порядке. Если оператор проигнорирует претензию, то далее направляется жалоба в жилищную инспекцию либо на имя главы населённого пункта и региона.

Нарушение порядка вывоза ТБО, необоснованное повышение цен на услугу является нарушением прав потребителей. Так что жалоба в указанную организацию будет вполне осмысленным действием.

Порядок определения оператора

Законодательство устанавливает, что оператор является единственным лицом, которое осуществляет вывоз ТБО, его последующую утилизацию или хранение.

Чтобы организация смогла стать оператором по вывозу ТБО, она должна иметь достаточно ресурсов для выполнения следующих функций:

  • сбор в соответствии с требованиями экологических стандартов;
  • транспортировку с использованием специального транспорта;
  • первичную обработку и сортировку собранных ТБО;
  • утилизацию отходов без вредных выбросов;
  • обеззараживание потенциальных источников техногенной или эпидемиологической катастрофы;
  • оборудование мест захоронения и содержание таких мест.

Таким образом, если организация обладает возможностями осуществления подобных функций, то она может участвовать в конкурсе на роль оператора вывоза ТБО.

Конкурс проводится региональными властями. Право исполнять обязанности оператора даётся на 10 лет с момента утверждения организации по итогам конкурса.

Так, организация может быть выбрана:

  • для всего региона;
  • для отдельного населённого пункта;
  • для отдельной части населённого пункта.

При выборе региональные власти также будут исходить из способности организации охватить как можно большую местность. Если такой организации в регионе не будет, то обязанности допускается разделить между несколькими компаниями.

После этого все взаимоотношения между жильцами и оператором будут регулироваться указанным договором. По этой причине необходимо тщательно изучить его. Но в силу характера услуги условия договора будут монопольными. Цена и порядок индексации стоимости услуги устанавливается местными властями, так что беспокоиться за переплаты не стоит.

Определение тарифов и стоимости услуг

Порядок определения стоимости услуг по вывозу ТБО федеральным законодательством не урегулирован. Данное полномочие передано местным властям. Однако на сегодняшний день местные власти также не устанавливают точных тарифов, так как услуга имеет довольно расходный для оператора характер.

Кроме того, федеральное законодательство не запрещает оператору получать прибыль при предоставлении услуги по вывозу ТБО. Таким образом, конечная стоимость будет рассчитана самим оператором.

Точный порядок расчёта должен быть отражён в договоре, подписываемым между жильцами и оператором. А также он должен быть в открытом доступе на электронном интернет-ресурсе оператора.

Что включается в итоговую стоимость услуги?

Закон определяет, что общая итоговая сумма платежа должна включать в себя следующее:

  • фактически осуществлённые расходы оператора за определённый период, разделённые на каждого жителя подконтрольных ему домов;
  • надбавка в пределах максимальных значений, устанавливаемых местными властями, образующая прибыль организации.

Важные для потребителей моменты

В целом новый закон кажется весьма сомнительным с точки зрения правомерности установленных в нём норм. Однако закон есть закон, и всё что в нём отражается, автоматически становится правовым.

Но это не единственный недостаток нормативно-правового акта. Так, помимо сомнительных норм, в нём имеется достаточно много пробелов.

Нужно отметить следующие пробелы, которые имеют основное значение для потребителей услуг:

  1. Хотя закон устанавливает обязанность оператора по установке и обслуживанию пунктов сбора отходов, но не определяет статус уже имеющихся пунктов. Так, большинство многоквартирных домов на сегодняшний день уже оборудованы такими пунктами и принадлежат они муниципалитету. Теперь же их принадлежность неясна. Во всяком случае в федеральном законе об этом ничего не говорится. Однако, как позывает практика, в некоторых регионах муниципалитеты обязали жильцов и жилищные организации выкупить эти пункты и предоставить их для обслуживания операторам.
  2. Закон не содержит системы оценивания деятельности оператора. Так, в нём содержатся лишь размытые понятия, такие как «безопасность» и «качественность». А конкретные критерии оценивания по указанным качествам не установлены. Таким образом, это также оставляется на усмотрение местной администрации или же подлежит урегулированию согласно договору с операторами. Но в любом случае система оценок хотя бы на уровне частноправовых отношений должна быть обозначена.
  3. Порядок разрешения споров с операторами также не регламентирован в частном порядке. Потребители могут действовать лишь в общих рамках разрешения гражданско-правовых споров и защиты прав потребителей. Пока что о публичной ответственности операторов не указывается ни в одном законодательном акте. А вот за хранение отходов ответственность установлена довольно давно. Но было бы лучше, если публичная ответственность была и в отношении качества оказываемых потребителям услуг.
Читайте также:  Снип выгребные ямы в частном доме

Так что в скором времени стоит ожидать роста стоимости данной услуги, так как частные организации будут предоставлять её не в целях исполнения обязанности перед населением, а в целях получения прибыли.

Жилищные или коммунальные услуги оказываются нанимателям и собственникам помещений в целях улучшения качества проживания. Одной из них является вывоз ТБО. Твердые бытовые отходы представляют собой товары и предметы, которые утратили свои потребительские свойства по причине их эксплуатации или истечения срока пригодности. Такие объекты подлежат сбору, транспортировке, утилизации и обезвреживанию.

Правовые основы

Нормативными актами, которые регулируют вопросы, связанные с вывозом ТБО, являются:

  1. Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
  2. Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
  3. Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
  4. Постановление Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».
  5. Постановление Правительства РФ от 5 сентября 2016 г. № 881 «О проведении уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами».
  6. Постановление Правительства РФ от 10 февраля 1997 года № 155 «Об утверждении Правил предоставления услуг по вывозу жидких бытовых отходов».

Указанные нормативные акты регулируют ряд важных вопросов. Они дают определение ТБО, регламентируют порядок их сбора, транспортировки, утилизации и обезвреживания, а также устанавливают процедуру выбора исполнителя услуги такого характера.

Изменения в законодательстве

В законодательстве произошел ряд изменений, касающихся услуг, связанных с вывозом ТБО. Прежде всего, сбор и вывоз жидких и бытовых отходов был разделен. Подобный сервис оказывается в соответствии с новым порядком, который установлен действующим законодательством. Вывоз жидких отходов регулируется отдельным нормативным актом.

Аббревиатура ТБО была заменена на ТКО – твердые коммунальные отходы. Были введены в действие и правила определения регионального оператора, который занимается вопросами такого характера. Расходы, связанные с вывозом ТКО, отнесены к услугам коммунального характера. Введены электронные аукционы, по результатам которых формируются цены на сбор и транспортировку мусора.

Виды бытовых отходов

Безусловно, что все отходы бытового характера должны быть вывезены. Однако порядок транспортировки определяется их видом. По своему содержанию отходы могут быть твердыми и жидкими.

Жидкие

Жидкие отходы бытового характера образуются в процессе жизнедеятельности людей в домовладениях и зданиях, которые не оборудованы канализационной системой. Если их не вывозят, это создает неблагоприятную санитарную обстановку, способствует появлению паразитирующих организмов и болезнетворных бактерий.

Примерами ЖБО являются не только фекальные массы, но и использованная вода из посудомоечных и стиральных машин.

Жидкие бытовые отходы отнесены законодательством к четвертому классу. То есть они не представляют большой опасности, но являются достаточно токсичными. По этой причине ЖБО подлежат транспортировке, утилизации и обезвреживанию. В связи с этим в местах проживания людей жидкие бытовые отходы должны находиться в ограниченном количестве и непродолжительное время.

Твердые

Твердые бытовые отходы могут состоять из множества материалов. По этой причине они различны по происхождению, времени накопления, а также уровню опасности. Более тридцати процентов от общей массы отходов образует упаковочная тара. Это различные коробки и обертки. Их опасность заключается в гниении и как следствие загрязнении окружающей среды.

ТБО могут образовываться в жилых домах, общественных зданиях, в результате культурно-массовых и спортивных мероприятий, а также в местах проведения аттракционов.

В состав твердых бытовых отходов входит различного рода мусор: бумага, картон, металлы, текстиль, пластик, органика, резина, стекло, кожа дерево. Также сюда относятся предметы, которые содержат опасные для человека материалы: отработанные аккумуляторы, батарейки, лаки, красящие вещества, электрооборудование, косметика, ядовитые химикаты, удобрения, лекарственные препараты, барометры, термометры, ртутные лампы.

Услуга вывоза мусора

Процедура, касающаяся услуг в отношении ТБО, складывается из нескольких этапов. Для начала отходы должны быть собраны в специально оборудованном для таких целей месте. Затем происходит их транспортировка на полигон. Завершается процедура утилизацией мусора. Для оказания услуги необходимо заключить договор. Он подписывается между управляющей компанией и пользователями. Это могут быть арендаторы собственники или наниматели. В соглашении должна быть указана периодичность вывоза ТБО.

Оказывать услуги такого характера может только организация, которой была выдана лицензия. Для её получения необходимо собрать некоторые документы.

  1. Заявление.
  2. Документы, подтверждающие наличие специальных мест, а также оборудования для реализации всей процедуры.
  3. Сертификаты о наличии профессиональной подготовки у обслуживающего персонала.
  4. Заключение уполномоченной инстанции о соответствии компании санитарным требованиям.
  5. Квитанция об оплате государственной пошлины.
  6. Свидетельство о регистрации в качестве юридического лица.

Следует отметить, что деятельность такого рода могут осуществлять и индивидуальные предприниматели. Допускается представление копий. Их необязательно заверять нотариально. Достаточно будет предъявить оригиналы для сверки. Собранная документация передается в официальную уполномоченную инстанцию, которая принимает решение соответствующего характера.

Сбор отходов должен происходить в специально отведенных для этого местах — свалках. В настоящее время практикуется сортировка мусора. То есть мусор собирается в различные контейнеры, в зависимости от вида. Например, бумага, стекло, пластик и металл помещаются в различные контейнеры. Место сбора мусора должно находиться на значительном расстоянии от жилого дома. Оно огораживается. Сами контейнеры должны располагаться на забетонированной площадке, которая исключает возможность попадания вредных веществ на почву. Ограждение устанавливается таким образом, чтобы ветер не мог разносить мусор. Сама площадка по нормативу должна располагаться в месте доступном для подъезда специальной техники.

Транспортировка

В определенную сторонами сделки дату происходит вывоз мусорных отходов. Для этого используется специальная техника, отвечающая всем техническим и санитарным требованиям. Она должна быть оборудована отсеком для мусора, а также устройством для подъема контейнеров. На корпусе должны располагаться специальные предупреждающие знаки. Также устанавливается проблесковый маячок, поскольку отходы представляют некоторую опасность для окружающих.

Утилизация

После того как весь мусор собран, его необходимо вывезти. Для этого оборудуются специальные места. Такие полигоны находятся в достаточном отдалении от населенных пунктов. Свозить отходы можно только при наличии специального разрешения. Выданная лицензия позволяет организации собирать, обрабатывать, транспортировать, размещать, обезвреживать и утилизировать. В процессе утилизации исполнитель использует имеющееся специальное оборудование для обезвреживания отходов, в целях их последующего захоронения.

Операторы по вывозу ТБО

Оператор по вывозу твердых бытовых отходов определяется по результатам проведенного конкурса. Такое правило указано в статье 24.6. Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». При этом каждый из претендентов должен соответствовать ряду требований.

  1. Регистрация в РФ в качестве юридического лица.
  2. Наличие лицензии на право осуществлять деятельность, связанную с отходами.
  3. Отсутствие долгов по оплате налогов.
  4. Не нахождение в стадии ликвидации.
  5. Наличие банковской гарантии сроком не менее двенадцати месяцев.
  6. Назначение на должность руководителя и главного финансового специалиста лиц, которые ранее не привлекались к уголовной ответственности.

Если претендент соответствует указанным требованиям, он вправе представить заявку на участие в конкурсе. Для этого необходимо направить организатору выписку из Единого государственного реестра юридических лиц, приказ о назначении на должность руководителя, копии заверенных учредительных документов.

Конкурс проводит специальная комиссия. Она не может состоять менее чем из пяти человек. Конкурсная комиссия, в рамках своей компетенции, осуществляет вскрытие конвертов с заявками, анализ представленной документации на её соответствие предъявляемым требованиям, определяет победителя из общего числа претендентов, оформляет протокол.

Читайте также:  Краска желтая для газовых труб

В качестве критериев отбора выступают:

  1. Надежность, то есть количество допущенных ранее нарушений в процессе осуществления деятельности, связанной с отходами.
  2. Быстрота. Здесь оценивается скорость реагирования на обращения потребителей.
  3. Доступность. В данном случае значение имеет наличие собственного информационного ресурса у претендента в целях обмена информацией с потребителями, через электронную почту.
  4. Исполнительность. Это касается сроков возмещения ущерба, который был причинен претендентом.

После того как все заявки изучены, конкурсная комиссия принимает решение. О его содержании должны быть проинформированы все претенденты. Уведомления направляются не позднее рабочего дня, который наступает после даты подписания протокола.

Регулирование и расчет тарифов

Регулирование тарифов, касающихся вывоза ТБО, находится в компетенции государственных органов. Последние имеют право передать такие полномочия инстанциям местного самоуправления. В каждом регионе устанавливаются свои тарифы. Их размер определяется исходя из стоимости топлива для специальной техники, загруженности жилого массива отходами, объемом каждого из видов ТБО, климатических условий. При этом для всех операторов региона расценки будут едиными. Изменять самостоятельно их нельзя.

Для расчета цен на следующий календарный год берутся расходы за предыдущий. После этого необходимо провести экономический анализ и сделать расчеты. Составленные документы рассматриваются на заседании при руководителе органа власти. Итоги оформляются решением, которое должно быть доведено до операторов, управляющих компаний и потребителей.

Войти

10 самых актуальных вопросов, связанных с «мусорной реформой»

В чем суть мусорной реформы?

— Управляющие компании или ТСЖ теперь не выбирают кто и за сколько денег будет вывозить мусор,

— Плата за вывоз мусора, это теперь не составляющая платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме (в Красноярском крае с 1 января 2019 года),

— Вывоз мусора, а точнее «Обращение с твердыми коммунальными отходами», это теперь коммунальная услуга, такая же как электричество, вода или канализация (ч. 4 ст. 154 ЖК РФ),

— Осуществлять обращение с твердыми коммунальными отходами теперь будут специальные «Региональные операторы по обращению с ТКО» (ст. 26.4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах потребления»),

— Платить за обращение с твердыми коммунальными отходами будут все кто их производит: и жители многоквартирных домов, и собственники нежилых помещений, и жители частных домовладений и всевозможные садоводческие и дачные товарищества.

Сколько мы будем платить?

Возможны два варианта начисления оплаты за вывоз мусора из жилых домов: по нормативам, исходя из количества проживающих, и второй вариант, когда оплата начисляется также по нормативам, но исходя из площади жилых помещений (абз. 2 п. 148.30 Правил оказания коммунальных услуг). При этом, в случае если в доме организован раздельный сбор сортированных отходов возможен и третий вариант начисления оплаты.

Решение, по какому варианту будет происходить начисление оплаты за мусор, принимают власти вашего региона.

Для города Красноярска официально установлены нормативы накопления равные 17,7 кг. или 0,07 куб. м. в месяц на одного проживающего в многоквартирном доме, и 28,1 кг. или 0,11 куб. м. в месяц на одного проживающего в частном доме (Приказ Министерства Природных ресурсов и экологии Красноярского края от 19.12.2017 № 1/1934-од).

Сами тарифы еще официально не опубликованы, но в разосланном 14 декабря официальном пресс-релизе указанно, что жители левого берега города Красноярска будут платить 79,74 рубля с жителя многоквартирного дома и 125,31 рублей с жителя частного дома. На правом берегу это будет 87,51 рублей с человека для многоквартирных домов и 137,57 рублей с человека для частных домов.

Указанная плата, которая теперь называется «за обращение с твердыми коммунальными отходами», является платой за коммунальную услугу и будет написана отдельной строчкой в соответствующем разделе платежки.

При этом, не позднее чем за 10 дней до начала работы региональных операторов (до 21 декабря 2018 года, если вы живете в Красноярском крае) наши с вами управляющие компании или ТСЖ обязаны проинформировать нас о том, что с того момента, как за вывоз мусора начнет отвечать региональный оператор, у нас будет снижен размер платы за содержание жилого помещения, то есть один из разделов платежки должен «похудеть».

Такое снижение этой платы происходит без проведения общего собрания собственников, а размер того, на сколько снизится эта плата, должен быть экономически обоснован и подтверждаться документально. Документы, подтверждающие экономическую обоснованность такого снижения, должны предоставляться каждому собственнику, затребовавшему их.

Все это написано в статье 23 Федерального закона № 458-ФЗ от 29.12.2014.

Правда ли, что теперь за вывоз мусора платить будут все?

Да, платить будут все, кто так или иначе производит твердые коммунальные отходы: жители многоквартирных домов, собственники нежилых зданий и помещений, жители частных домов, садоводческие товарищества и др.

Исключение предусмотрено лишь для собственников машино-мест в многоквартирных домах.

Если вы прописаны в вашем дачном доме, то вы будете платить за обращения с ТКО как житель жилого дома, исходя из написанных выше нормативов. Если же вы не прописаны на даче, то расчет размера оплаты будет производиться исходы из объема вывезенных контейнером с мусором, определенного в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов (Постановление Правительства РФ от 06.03.2016 № 505)

При этом, собственники индивидуальных жилых домов, жители многоквартирных домов, находящихся на непосредственном управлении, владельцы нежилых помещений в жилых домах, управляющие компании, ТСЖ, СНТ, ДНТ и т. д. обязаны будут заключить договоры с региональными операторами по обращению с ТКО. А если такие договоры не были заключены, то договор автоматически считается заключенным в форме типового договора, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156.

Кому мы будем платить?

Жители многоквартирных домов могут платить за обращение с ТКО как через УК или ТСЖ, так и, в ряде исключений, непосредственно региональному оператору.

Как и в случае с остальными коммунальными услугами для многоквартирных домов исполнителем коммунальной услуги по обращению с ТКО остается управляющая организация (п. 148.7 Правил оказания коммунальных услуг).

Плата за коммунальную услугу в таком случае вносится в УК или ТСЖ однако ЖК РФ и Правила оказания коммунальных услуг предусматривают, что общим собранием собственников может быть принято решение платить непосредственно региональному оператору.

Также, платить в кассу регионального оператора придется в случаях если:

— в доме выбран способ управления — непосредственное управление;

— если не выбран способ управления;

— если по какой-то причине расторгнут договор между управляющей организацией и региональным оператором, например, управляющая организация накопила просуженный долг более чем за 2 месяца;

— владельцам нежилых помещений;

— если это не многоквартирный дом, а частное домовладение.

Что такое твердые коммунальные отходы?

Твердые коммунальные отходы (ТКО) – это отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд.

К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юр.лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами. (абз. 21 ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления").

Читайте также:  Касса ведение кассовых операций

Также определено понятие "крупногабаритные отходы" – это твердые коммунальные отходы (мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещений и др.), размер которых не позволяет осуществить их складирование в контейнерах (п. 2 Правил обращения с ТКО).

Кто теперь отвечает за вывоз мусора, а кто за содержание контейнерных площадок и мусоропроводов?

Региональный оператор по обращению с ТКО отвечает за обращение с отходами с момента их приема путем погрузки таких отходов в мусоровоз в местах накопления твердых коммунальных отходов (п.148.12 Правил оказания коммунальных услуг).

Управляющая организация, будь то УК или ТСЖ несет ответственность за содержание мест накопления отходов, а также за содержание мусоропроводов (Постановление Правительства РФ от 03.04.2013 № 290, п. 26.1 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 № 124).

Кроме того, органы местного самоуправления с 1 января 2019 года несут ответственность за ведение реестра мест накопления твердых коммунальных отходов, обустройство и обслуживание площадок для накопления ТКО, расположенных на муниципальной земле. Также они должны будут согласовывать размещение площадок для сбора ТКО, и они же ответственны за утверждение правил благоустройства площадок для накопления ТКО (п. 4 ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и Постановление Правительства РФ от 31 августа 2018 г. № 1039).

В случае, если контейнерных площадок нет, например в частном секторе, потребитель вправе договорится с региональным оператором о том, чтобы осуществлялся безконтейнерный вывоз мусора. При этом потребитель складывает свои ТКО в предоставленные региональным оператором пакеты (п. 10 Правил обращения с ТКО). Ну а региональный оператор обеспечивает, чтобы в заранее согласованное время к потребителю приезжал мусоровоз и забирал пакеты с ТКО.

А незаконные свалки кто-то уберет?

В случае обнаружения региональным оператором места складирования ТКО, объем которых превышает 1 куб. метр, в месте несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, региональный оператор обязан в течение 5 рабочих дней (п. 16 Правил обращения с ТКО):

а) уведомить собственника земельного участка, орган местного самоуправления и орган, осуществляющий государственный экологический надзор, об обнаружении места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов;

б) уведомить собственника земельного участка, что необходимо ликвидировать место несанкционированного размещения ТКО, а для этого, в течение 30 дней после получения уведомления собственник этого земельного участка должен направить региональному оператору проект договора на оказание услуг по его ликвидации.

Если собственник земельного участка в течение 30 дней со дня получения уведомления регионального оператора не обеспечил ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов самостоятельно и не заключил договор с региональным оператором на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, региональный оператор в течение 30 дней после отправления уведомления собственнику земельного участка ликвидирует место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов. В этом случае региональный оператор вправе обратиться в суд с требованием о взыскании понесенных расходов. (п. 17 Правил обращения с ТКО)

Кто такой региональный оператор по обращению с ТКО?

Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами – это юридические лица, которые несут ответственность за все этапы процесса обращения с мусором (от его сбора до уничтожения незаконных свалок) в границах определенной территориальной зоны, установленной территориальной схемой.

Региональные операторы отбираются путем конкурсного отбора на срок не менее чем 10 лет.

Деятельность регионального оператора регламентируется соглашением, которое заключается с ними по итогам конкурса, и обильным пакетом нормативных правовых актов.

Региональный оператор может быть лишен своего статуса в случае, если:

а) в течение календарного года по вине регионального оператора были допущены многократные (2 раза и более) нарушения Правил обращения с ТКО, и/или условий договоров на оказание услуг по обращению с ТКО, и/или условий соглашения;

б) в течение календарного года региональным оператором были допущены многократные (2 раза и более) нарушения Правил обращения с ТКО и (или) условий соглашения, повлекшие причинение вреда жизни и (или) здоровью граждан;

в) задолженность регионального оператора по оплате услуг оператора по обращению с ТКО превышает двенадцатую часть необходимой валовой выручки регионального оператора.

г) при нарушении схемы потоков твердых коммунальных отходов от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, закрепленной схемой обращения с отходами;

д) при нарушении условий соглашения в отношении предоставления безотзывной банковской гарантии.

Кстати, упоминаемые здесь операторы по обращению с ТКО без приставки «региональные», это инд. предприниматели или юр.лица, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

Фактически, это подрядчики, которых региональный оператор по обращению с ТКО будет отбирать по конкурсу, в случае если его собственных ресурсов недостаточно.

А будет ли раздельный сбор мусора?

Возможность внедрения раздельного сбора мусора заложена и в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и в Правила обращения с ТКО и в Правила оказания коммунальных услуг.

При этом, однако, чтобы перейти на раздельный сбор мусора, должно выполнится несколько условий:

1. Площадка для сбора ТКО должна быть приспособлена к раздельному сбору отходов, для чего потребуется решение общего собрания собственников;

2. Региональной властью должен быть утвержден Порядок накопления твердых коммунальных отходов, предусматривающий, в том числе и раздельное накопление ТКО;

3. Фактически, требуется согласие со стороны Регионального оператора по обращению с ТКО.

Если все вышеперечисленное случится, то кроме возможности более экологично выкидывать мусор, граждане также получат возможность для экономии, так как при раздельном сборе ТКО, расчет оплаты за обращение с ТКО будет производиться исходя из объемов вывезенных контейнеров с мусором, разделенном между квартирами пропорционально количеству проживающих в них граждан, или же пропорционально их площади, в зависимости от того какой порядок начисления платы за обращение с ТКО принят в регионе (п. 148.30 Правил оказания коммунальных услуг).

Как можно будет сэкономить?

Как и в случае с любой другой коммунальной услугой, кроме отопления, если расчет за нее ведется по нормативам, то за период временного отсутствия потребителя (более 5 дней) можно будет потребовать перерасчет и снизить размер платы (п. 148.44 Правил оказания коммунальных услуг).

Также, если коммунальную услугу по обращению с ТКО вам оказывают ненадлежащего качества, например, не каждый день вывозят мусор, вы также вправе в соответствии с Правилами оказания коммунальных услуг составить акт, о том что услуга оказана некачественно, и затем уже на основании этого акта снизить размер платы за обращение с ТКО (п. 148.45 Правил оказания коммунальных услуг).

Также на коммунальную услугу по обращению с ТКО распространяется право на получение субсидии для малоимущих горожан. Она полагается всем, чья ежемесячная плата за услуги ЖКХ превышает 22 процента от общего дохода семьи. Получить такую субсидию можно в органах социальной защиты населения.

Примечания:

Правила оказания коммунальных услуг – Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354.

Правила обращения с ТКО – Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденные постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 г. № 1156.

Оставить комментарии к данному материалу вы можете на наших страницах в социальных сетях ВКонтакте, Facebook и Одноклассники.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector