Участковый полицейский обязанности и права

Участковый полицейский обязанности и права

Приказ МВД РФ от 31 декабря 2012 г. N 1166
"Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции"

С изменениями и дополнениями от:

8 сентября 2016 г.

В целях совершенствования организации деятельности участковых уполномоченных полиции по профилактике преступлений и иных правонарушений, повышения их роли в защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан, охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности — приказываю:

1. Утвердить прилагаемое Наставление по организации деятельности участковых уполномоченных полиции*(1).

Информация об изменениях:

Приказом МВД РФ от 8 сентября 2016 г. N 526 пункт 2 изложен в новой редакции

2. Участковый уполномоченный (старший участковый уполномоченный) полиции может привлекаться к выполнению служебных обязанностей, не предусмотренных должностным регламентом (должностной инструкцией), в порядке, установленном частью 8 статьи 31 и статьей 35 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".*(7) При этом возложение на участкового уполномоченного (старшего участкового уполномоченного) полиции обязанностей, не связанных с обслуживанием административного участка, допускается только на основании письменного поручения начальника территориального органа МВД России на районном уровне либо лица, его замещающего.

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

5. Начальникам территориальных органов МВД России на региональном уровне:

5.1. Осуществить организационно-практические меры по изготовлению бланков служебной документации и визитных карточек, предусмотренных Наставлением.

5.2. Обеспечить в первоочередном порядке: участковых уполномоченных полиции — автомототранспортом, средствами связи и другими материально-техническими ресурсами в соответствии с утвержденными нормами положенности, служебной документацией и визитными карточками в пределах выделенных бюджетных ассигнований; участковые пункты полиции — мебелью, оргтехникой, информационными стендами, нормативными правовыми актами, бытовыми принадлежностями (согласно требованиям санитарных норм и правил, а также норм положенности).

5.3. Обеспечить в системе профессиональной служебной и физической подготовки изучение и выполнение личным составом подразделений органов внутренних дел Российской Федерации*(2) настоящего приказа и Наставления.

5.4. Исключить привлечение участковых уполномоченных (старших участковых уполномоченных) полиции к выполнению функций, связанных с осуществлением проверок по заявлениям и сообщениям о преступлениях либо административных правонарушениях, не относящихся к компетенции полиции.

7. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителей Министра, которые несут ответственность за соответствующие направления деятельности.

*(1) Далее — "Наставление".

*(2) Далее — "органы внутренних дел".

*(3) Зарегистрирован в Минюсте России 20 ноября 2002 г., регистрационный N 3936.

*(4) Зарегистрирован в Минюсте России 15 мая 2003 г., регистрационный N 4538.

*(5) Зарегистрирован в Минюсте России 18 мая 2006 г., регистрационный N 7849.

*(6) Зарегистрирован в Минюсте России 10 мая 2007 г., регистрационный N 9437.

*(7) Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 49, ст. 7020; 2012, N 50, ст. 6954; 2013, N 19, ст. 2329; N 27, ст. 3477; N 48, ст. 6165; 2014, N 13, ст. 1528; N 47, ст. 6633; N 49, ст. 6928; N 52, ст. 7542; 2015, N 7, ст. 1022; N 29, ст. 4356; N 41, ст. 5639; 2016, N 27, ст. ст. 4160, 4233, 4238. Далее — "Федеральный закон "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Зарегистрировано в Минюсте РФ 19 марта 2013 г.

Регистрационный N 27763

Усовершенствована организация деятельности участковых уполномоченных полиции (УУП). Утверждены наставления УУП.

Участковый призван стать ключевой фигурой в полиции, обеспечивающей профилактику правонарушений и преступлений, безопасность массовых мероприятий.

Детализированы и уточнены права и обязанности участковых уполномоченных, а также их руководителей. Как и прежде, участковые работают с заявлениями граждан, проводят рейды, обходы, проверяют неблагополучных жителей, выявляют пьяниц и наркоманов, проверяют чердаки и подвалы.

Новым является то, что участковых нельзя привлечь к выполнению функций, связанных с проверками по заявлениям и сообщениям о преступлениях либо административных правонарушениях, не относящихся к компетенции полиции. Участкового можно привлекать к ряду мероприятий только в тех случаях, когда нет возможности заменить его другими сотрудниками.

Детально прописана работа УУП, которые чаще всего сталкиваются с населением. Закреплено, что должен иметь при себе участковый во время выполнения им служебных обязанностей. Он должен вручить жителям на своем участке визитную карточку, на которой обозначены его контактные данные (приведена ее форма). Визитки изготовят за счет бюджетных ассигнований. Кроме того, участковых обеспечат служебным автомобилем и мобильной связью.

Сокращен оборот служебной документации. Это должно упростить работу УУП, даст возможность больше времени уделять общению с гражданами. Установлено, какая именно документация должна находиться у участкового.

Инструкция по организации деятельности участкового уполномоченного милиции утратила силу.

Внимание

Текст или статус документа будет изменен. — Приказ от 29 марта 2019 г. N 205

Приказ МВД РФ от 31 декабря 2012 г. N 1166 "Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции"

Зарегистрировано в Минюсте РФ 19 марта 2013 г.

Регистрационный N 27763

Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования

Текст приказа опубликован в "Российской газете" от 27 марта 2013 г. N 65

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Приказ МВД России от 8 сентября 2016 г. N 526

Читайте также:  Красноярскэнергосбыт узнать задолженность по лицевому счету

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа

Одной из центральных фигур в системе ОВД в настоящее время считается участковый. Обязанности и полномочия этого служащего достаточно обширны. По результатам работы каждого сотрудника формируется оценка функционирования всей системы внутренних дел в целом. На основании ее, в свою очередь, строится доверие граждан к правоохранительным органам. Рассмотрим далее, какие полномочия у участкового полицейского.

Общая характеристика должности

Участковые уполномоченные считаются ключевым связующим звеном органов правопорядка и населения. Они осуществляют оперативно-служебную деятельность в должности старшего либо среднего начальствующего состава. За каждым сотрудником закрепляется часть муниципальной территории, обслуживаемой местным подразделением МВД. В процессе работы служащие обеспечивают защиту здоровья и жизни населения от преступных посягательств, социальную реабилитацию граждан, нуждающихся в помощи. Участковые проводят работу с подростками и молодежью, условно осужденными, находящимися под наблюдением медучреждений. В целом сотрудники осуществляют разностороннюю деятельность, направленную на формирование благоприятных условий для реализации интересов и свобод населения.

Нормативное регулирование

Полномочия участкового уполномоченного полиции закрепляются в первую очередь в Приказе МВД №1166 от 31.12.2012 г. В документе присутствует порядка 90 пунктов. Приказ предусматривает деятельность почти во всех направлениях работы ОВД. В полномочия участкового уполномоченного полиции входит и участие в качестве дознавателя в уголовном процессе. Однако на практике предварительное расследование проводят соответствующие подразделения. При этом полномочия участкового инспектора полиции реализуются только на этапе возбуждения уголовного производства. Отдельные направления деятельности служащих фиксируются в КоАП.

В этом Федеральном законе определены обязанности участковых. Для успешного исполнения ими своих задач служащие должны:

1. Знать и соблюдать предписания нормативных актов, действующих в РФ, образующих правовую базу их работы.

2. Использовать методы и формы предупреждения преступлений и прочих нарушений, порядок, в соответствии с которым осуществляются и оформляются неотложные следственные действия, ведение дел по административным проступкам.

3. Владеть сведениями о задействованных в охране порядка на вверенной им территории:

  • средствах и силах территориальных подразделений МВД;
  • представителях общественных организаций правоохранительной направленности;
  • сотрудниках предприятий, которые осуществляют негосударственную (частную) охранную деятельность.

4. Обладать информацией о расположении передвижных и стационарных постов ППС, ДПС.

5. Знать вверенную территорию, ее особенности, схему дорог, режим работы и расположение предприятий, учреждений, организаций вне зависимости от их формы собственности, мест хранения культурных и иных ценностей, зон массового отдыха людей, складов, баз, стоянок транспорта и так далее, а также порядок обеспечения их охраны.

6. Обладать сведениями об объектах, в которых находятся взрывчатые материалы, огнестрельное оружие, аптеках и других помещениях, где содержатся наркотические, психотропные соединения либо их аналоги, прочих участках, где присутствуют предметы, изъятые из гражданского оборота или ограничены в распространении в соответствии с законодательством.

7. Принимать участие в инструктаже представителей организаций правоохранительной направленности перед непосредственным их выходом на мероприятия по защите общественного порядка на вверенном участке.

Юридические возможности

В указанном выше ФЗ №3 установлены также права, полномочия участковых. Реализуя их, служащие решают задачи, поставленные перед ними, обеспечивают достижение общей цели ОВД. Необходимо отметить следующие нормы Федерального закона, определяющие полномочия участкового полиции: статья 17 (ч. 1), ст.13 (ч. 1), ст. 14 (ч. 2), ст. 18 (ч. 1), ст. 15 (ч. 3). Юридические возможности служащих также устанавливаются и в иных нормативных актах региональных исполнительных органов, принятых в рамках их компетенции.

Должности

Участковые полиции несут службу в соответствующих отделах ОВД. В этих подразделениях предусматриваются определенные должности. Среди них:

  1. Участковый уполномоченный.
  2. Начальник отдела по обеспечению деятельности служащих.
  3. Помощник участкового.
  4. Замначальника отдела обеспечения работы служащих.
  5. Старший участковый.

Специфика деятельности

Полномочия участкового распространяются на конкретную административную зону. В каждой из них присутствует несколько территорий. За работу сотрудников в каждой административной зоне отвечает старший участковый. Он также координирует деятельность служащих, находящихся в его подчинении, проводит инструктаж и обучение новых штатников. Старший сотрудник также реализует полномочия участкового полицейского при отсутствии его по тем или иным причинам.

Показатели работы

Полномочия участкового полиции весьма разнообразны. В качестве ключевого показателя работы сотрудника выступают конкретные цифры, которые выражают число составленных протоколов, выявленных нарушений и прочие результаты деятельности служащего, зафиксированные в документах. Данная система выполнения планов в комплексе с постоянной отчетностью в ОВД подвергается критике. Главный показатель работы служащего является соотношение ее итогов с результатами предыдущего периода. Это значит, что, если в отчете предоставлена цифра ниже прошлогодней, деятельность будет оценена как неудовлетворительная. Соответственно, показатели выше предыдущих будут поощряться.

В результате полномочия участкового реализуются исключительно для достижения конкретных цифр. Это, в свою очередь, негативно сказывается на качестве и эффективности деятельности по выполнению задач, возложенных на служащих. Вместе с этим зачастую сотрудники опасаются перевыполнения поставленного плана. Это обуславливается тем, что, кроме премии, они получат новые задачи, предполагающие достижение более высоких показателей. В этой связи служащие предпочитают получить плановый результат и остановиться на этом. Наиболее остро стоит проблема на территориях, где проживает относительно небольшое количество жителей. Зачастую полномочия сельского участкового распространяются на несколько деревень. Это значительно затрудняет осуществление им своей деятельности и достижение поставленных показателей.

Читайте также:  Справка об усн из налоговой как получить

Какие полномочия у участкового?

Работа служащих предполагает:

  1. Производство дел по административным нарушениям.
  2. Защиту личности, государства, общества от противоправных действий.
  3. Предотвращение и пресечение административных проступков и уголовных преступлений.
  4. Обеспечение безопасности на дорогах.

В полномочия участкового также входит выявление и раскрытие преступных посягательств, розыск лиц в предусмотренных законом случаях. В частности, речь идет о гражданах, самовольно покинувших семьи, несовершеннолетних, совершивших уголовно наказуемое деяние, а также подозреваемых/обвиняемых в преступлениях. В полномочия участкового включено документирование каждого случая смерти на вверенной ему территории вне медицинского учреждения. Если человек умирает дома, родственники должны вызвать служащего для осмотра тела.

Сложности в работе

В настоящее время имеет место не очень положительная практика поручения участковым выполнения задач, не связанных напрямую с их обязанностями. Однако это позволяет разгрузить другие подразделения ОВД. Участковым часто передаются дела, которые не относятся к предмету их деятельности. Нередко служащих направляют на спортивные и прочие мероприятия, которые проводятся за пределами вверенной им территории. Еще одной проблемой в работе сотрудников является большое число сообщений и заявлений, рассмотрение которых не позволяет им своевременно проводить профилактическую работу с населением. В результате это приводит к существенному росту преступности.

Значение работы

Служба участкового по объему и важности задач, которые поставлены перед ОВД, роли, которую они исполняют в системе охраны порядка, находится на одной из ведущих позиций в структуре. Сотрудники выступают как ключевые представители органов внутренних дел на конкретной территории. Они находятся в непосредственной близости к гражданам, реализуют функции и задачи, которые относятся к компетенции почти всех служб, отделов, аппаратов, подразделений ОВД. Их должностной статус во многом предопределяет универсальность деятельности. Выполнение поставленных задач требуют высокого профессионализма, умений применять в своей деятельности различные методы и средства, психолого-педагогические навыки.

При этом недопустимо превышение полномочий участковым. За использование методов, запрещенных или не предусмотренных в законодательстве, служащему грозит ответственность. Участковые сегодня находятся на передовых, главных рубежах охраны порядка в обществе и борьбы с преступностью. Они формируют одну из наиболее многочисленных служб ОВД. В этой связи им принадлежит важнейшая роль в процессе решения задач, поставленных перед полицией. Это, в свою очередь, предполагает особый порядок комплектования службы. Участковыми должны быть лучшие полицейские, имеющие необходимый опыт работы. Однако данная задача в настоящее время решается плохо в связи с недостатком соответствующих кадров.

Профилактическая деятельность

В полномочия участкового включается индивидуальная работа с определенными категориями лиц. К ним, в частности, относят:

  1. Освобожденных из мест заключения и имеющих неснятую/непогашенную судимость за тяжкое/особо тяжкое деяние, рецидив, умышленное посягательство на несовершеннолетних, в отношении которых судебной инстанцией установлено временное ограничение свобод и ряд обязанностей, определенных в ФЗ.
  2. Больных наркоманией или алкоголизмом, состоящих на учете в медучреждении и представляющих угрозу для общества.
  3. Совершивших правонарушения на бытовой почве.
  4. Входящих в неформальные молодежные организации противоправной направленности, нарушающие общественный порядок и безопасность.
  5. Совершивших административные проступки в ходе проведения массовых социально-политических, спортивных, культурных, религиозных и прочих мероприятий.
  6. Субъектов, имеющих административные санкции за незаконный оборот психотропных, наркотических соединений либо их аналогов и их употребление без назначения врача.

Участковый осуществляет контроль поведения:

  1. Несовершеннолетних, поставленных на учет в ПНД.
  2. Осужденных за преступления, к которым применено наказание, не связанное с заключением в тюрьму, либо условное лишение свободы.

Направления профилактической работы

Служащие ведут учет граждан, которые проживают на вверенной территории. В задачи сотрудников входит ведение профилактической работы при поступлении:

  1. Соответствующих сообщений из исправительных учреждений и постановлений суда для лиц, освобожденных из тюрем, колоний и пр., в отношении которых установлены ограничения, согласно ФЗ.
  2. Документов из медучреждений на субъектов, страдающих наркоманией или алкоголизмом, состоящих на учете в лечебной организации и представляющих для общества опасность.
  3. Рапорта участкового на имя начальника территориального подразделения МВД, согласованного с администрацией ОУУП. В данном документе должны содержаться обоснования необходимости поставить на учет гражданина, подпадающего под одну из характеристик, указанных выше.
  4. Сообщения из УИИ или территориального органа ФСИН, копии приговора для лиц, к которым применено наказание, не связанное с тюремным заключением либо условное осуждение.
  5. Сведений ПНД о необходимости провести профилактическую работу с несовершеннолетними гражданами, находящимися на учете.

Индивидуальная профилактика

Такая деятельность включает в себя:

  1. Проведение бесед с лицами, стоящими на учете.
  2. Наблюдение за поведением субъектов, их образом жизни, окружением.
  3. Опрос родственников граждан, стоящих на учете, соседей и пр.
  4. Применение принудительных административных мер.

Сроки

Профилактический учет длится:

  1. Для освобожденных граждан, в отношении которых установлены ограничения – до истечения их периода.
  2. Для больных наркоманией/алкоголизмом – до окончания срока снятия с учета в лечебном учреждении.
  3. Для допускающих нарушения в области бытовых отношений, административные проступки, посягающие на порядок и безопасность в обществе – в течение года с момента начала контроля.
  4. Для осужденных условно – до окончания срока наказания.
  5. Для несовершеннолетних – до снятия с учета.
Читайте также:  Продажа 1 3 доли в трехкомнатной квартире

Заключение

Как показывают результаты опросов населения, доверие к участковым уполномоченным, а также необходимость в них не уменьшается. Например, в 1998 г. порядка 70 % граждан предпочитали обращаться именно к этим служащим. В 2008 г. опросы показали, что 89 % людей считают необходимым сохранение данной должности при повышении качества и эффективности их деятельности. Только 5 % настаивали на упразднении служащих. 88 % граждан считают необходимым постоянный контакт участкового с населением подведомственного участка, 52 % опрошенных видели бы в этом поддержку и внимание со стороны правоохранительных структур. Такое мнение обуславливается территориальной близостью, а также возможностью оперативного реагирования, быстрого решения вопросов, касающихся обеспечения правопорядка. Между тем 60% опрошенных не знают своих участковых уполномоченных. Чаще всего контактируют со служащими жители Москвы (45 %) и небольших населенных пунктов (59 %).

День участкового – праздник сравнительно молодой, впервые в нашей стране его отметили в 2002 году.

Дата 17 ноября выбрана не случайно, она приурочена к выходу 17 ноября 1923 года нормативного акта под названием «Инструкция участковому надзирателю». С этого дня и началось формирование института участковых.

Во времена СССР должность звучала как «участковый инспектор милиции». С 2000 года — «участковый уполномоченный милиции». А с 2011 года — после вступления в силу федерального закона «О полиции» — «участковый уполномоченный полиции».

Сколько в стране участковых?

Сегодня в рядах органов внутренних дел состоит более 49 тысяч участковых уполномоченных полиции. Проведем нехитрые вычисления. Согласно Всероссийской переписи населения-2010, в нашей стране живет 142 миллионов 857 тысяч россиян. Это значит, что на каждого участкового приходится в среднем около 2900 граждан.

По статистике, участковыми или при их содействии раскрывается каждое пятое преступление в стране.

Чем должен заниматься участковый?

Участковый призван защищать права граждан, которые живут на закрепленным за ним административном участке, а также пострадавших от преступлений на этой территории.

Чаще остальных сотрудников полиции участковый работает с населением, что называется, «на земле». И работа эта — не сахар.

В частности участковый занимается вопросами:

  • нарушения общественного порядка (хулиганство, драка, вандализм, повреждение или хищение частной или муниципальной собственности);
  • нарушения тишины и покоя граждан после 22.00 в доме или на придомовой территории;
  • бытовых конфликтов в семье и с соседями, сопряженных с угрозами или попытками причинения телесных повреждений;
  • проживания посторонних и лиц без определенного места жительства в подъездах, в подвалах и на чердаках;
  • длительного отсутствия соседей, особенно престарелых;
  • продажи на дому спиртного и наркотиков; распития крепких спиртных напитков или пива на детской площадке, в песочнице и на спортплощадке;
  • обнаружения бесхозного автотранспорта, незаконного ограждения мест автопарковки;
  • нелицензированной вырубки зеленых насаждений;
  • нелегальной сдачи квартир, проживания в доме незарегистрированных лиц, в том числе мигрантов;
  • неисполнения родителями своих обязанностей по воспитанию детей, жестокого обращения с детьми.

Кроме того, участковые привлекаются для поддержания общественного порядка при массовом скоплении населения.

Какие полномочия есть у участкового?

Все права и обязанности участкового содержатся в приказе Министра внутренних дел РФ «Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции». В перечень полномочий участкового входит более 90 пунктов, перечислим ключевые из них. Итак, участковый имеет право:

  • проверять документы (если существуют подозрения в совершении преступления);
  • без разрешения войти в квартиру, но только в исключительных случаях: если в помещении готовится или было совершено преступление или там находятся люди, которым требуется неотложная помощь. В этом случае участковому придется подавать рапорт с обоснованием несанкционированного проникновения в квартиру;
  • доставлять в дежурную часть или медпункт людей в состоянии алкогольного опьянения;
  • забирать поддельные документы, а также неразрешенные вещи, предметы или вещества (наркотики, оружие и пр.);
  • воспользоваться сотовым телефоном, а также чужим автомобилем, чтобы добраться до места ЧП, для доставки пострадавших в медучреждения, для преследования преступника, если дело не терпит отлагательств;
  • отстранить от управления автомобилем человека, который находится в алкогольном опьянении.

Кроме того, участковый может остановить автомобиль, если водитель нарушает ПДД, или же есть подозрения, что ТС было украдено. Проверять документы на машину участковый также имеет право — в этом его полномочия схожи с полномочиями инспекторов ГИБДД.

Обязаны ли вы открывать дверь участковому?

Не обязаны. Вы можете открыть дверь или общаться через порог.

Без вашего согласия сотрудник полиции имеет право войти в квартиру лишь в нескольких случаях, а именно: ради спасения жизни граждан или их имущества, обеспечения безопасности граждан или общественной безопасности при стихийных бедствиях, катастрофах и массовых беспорядках. А также для задержания лиц, которые подозреваются в совершении преступления, пресечения преступления; установления обстоятельств несчастного случая. Обо всех таких случаях участковый докладывает руководству ОВД.

Подробнейшим образом об этом говорится в памятке в помощь гражданину, разъясняющей детали федерального закона «О полиции», опубликованной на сайте МВД.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector