Управа района это орган местного самоуправления

Управа района это орган местного самоуправления

Местное самоуправление — система организации и деят-ти граждан, обеспечивающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения, управление муниципальной собственностью, исходя из интересов всех жителей данной территории. Особенности МСУ в Москве заключаются в том, что Москва одновременно субъект федерации и город. На сегодняшний день в Москве: административных округов 10; районов 123; внутригородских муниципальных образований 125.

В Москве существуют четыре уровня территориального управления: город, административный округ, район, территориальная община.

Организация власти в Москвевыглядит следующим образом. На общегородском уровне власть и самоуправление осуществляются Московской городской Думой и Московской городской администрацией. Дума является, с одной стороны, представительным органом городского самоуправления, а, с другой стороны, она представительный и законодательный орган государственной власти. Дума включает в свой состав 35 депутатов, избираемых населением Москвы на 4 года и работающих на профессиональной (постоянной) основе. Исполнит. органом гор. самоупр-я и исполнит. органом гос. власти является Московская администрация или Мэрия. В ее состав входит Правительство Москвы, Управление делами, отраслевые и функциональные органы Мэрии, а также префекты административных округов и иные должностные лица и органы. Возглавляет городскую администрацию Мэр Москвы. Как глава администрации города федерального значения он входит в единую систему исполнительной власти РФ. По вопросам ведения Федерации и по предметам совместного ведения Мэр подотчетен Президенту и Прав-ву России. Как избираемое непосредственно жителями Москвы должностное лицо Мэр возглавляет городское самоупр-е и отвечает перед городским сообществом за исполнение своих полномочий. Наиболее важные вопросы г.Москвы рассм-ся Правительством. В него входят Премьер Правительства, его первые заместители и заместители, руководители департаментов, главных управлений и управлений, префекты админ. округов. Префектявляется должностным лицом гор. адм-ии. Он назначается и освобождается от должности Мэром и осуществляет в пределах своих полномочий координационную и контрольную деятельность на терр-ии соответствующего округа. Всего в Москве образовано 10 административных округов.В районах Москвы городская администрация имеет свои территор. подразделения, именуемые районными Управами. Она одновременно являются органом власти районов. Районная Управа состоит из районного собрания и главы Управы, возглавляющего собрание и администрацию района. Районное собрание избирается сроком на два года и состоит из советников. Глава районной Управы избирается советниками районного собрания по представлению Мэра и может быть освобожден им от должности самостоятельно либо по инициативе префекта административного округа или советников собрания.

Исполнительную власть в Москве осуществляет Правительство Москвы во главе с Мэром, законодательную — Московская городская Дума, состоящая из 35 депутатов, 20 из которых с 2005 года избираются по партийной системе, 15 — по мажоритарной системе. В связи с введением нового порядка избрания глав субъектов федерации Мэр назначается Президентом с согласия местного законодательного собрания. Последние прямые выборы мэра прошли 7 декабря 2003 года.

Управление на местах осуществляется посредством десяти префектур, объединяющих районы Москвы в административные округа по территориальному признаку, и 125 районных управ. Согласно закону «Об организации местного самоуправления в городе Москве», с начала 2003 года исполнительными органами мсу являются муниципалитеты, представительными органами — муниципальные собрания, члены которых избираются в соответствии с Уставом внутригородского муниципального образования.

Принципы функционирования органов законодательной и исполнительной власти Москвы, а также органов МСУ в городе определяются Уставом города Москвы и иными нормативными актами города.

В Москве, как в городе, наделённом Конституцией РФ столичными функциями, находятся законодательные, исполнительные и судебные федеральные органы власти страны, за исключением Конституционного Суда РФ, который с 2008 года располагается в Санкт-Петербурге.

МСУ— это конституционное право граждан участвовать в управлении государством, самостоятельно и под свою ответственность решать вопросы местного значения, непосредственно или через выборные и другие органы местного самоуправления.

МСУ в России — признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций. МСУ имеет действующий на основе законов и иных нормативных актов аппарат, оно может самостоятельно формировать бюджет, устанавливать собирать налоги. Особенности местного самоуправления в Москве заключаются в том, что Москва одновременно субъект федерации и город. В Москве существуют четыре уровня территориального управления: город, административный округ, район, территориальная община.

Читайте также:  Ситилинк проверить статус ремонта

6 ноября 2002 г. был принят Закон города Москвы № 56 «Об организации местного самоуправления в городе Москве».

Дата добавления: 2018-02-18 ; просмотров: 397 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

РАЙОННАЯ УПРАВА В ГОРОДЕ МОСКВЕ

орган власти района, осуществляющий функции органа местного самоуправления по вопросам местного значения, за исключением вопросов, отнесенных к компетенции городского (местного) самоуправления. Правовой статус Р.У. определяется Уставом г. Москвы и Законом г. Москвы от 11 сентября 1996 г. № 28-91 "О районной Управе в городе Москве". В состав Р.У. входят районное Собрание и администрация района, возглавляемые главой Р.У. К компетенции Р.У. относится: формирование, утверждение и исполнение бюджета района; формирование и утверждение программ социально-экономического развития и застройки района; управление собственностью города, переданной району в хозяйственное ведение или оперативное управление; содержание и ремонт жилищного фонда, внутриквартальных дорог, проездов, инженерных сетей и сооружений; уборка и благоустройство территории района; учет граждан, нуждающихся в социальной защите; формирование районных фондов социальной защиты инвалидов и малоимущих; организация питания для малоимущих; организация строительства автостоянок и гаражей, предоставление мест для автостоянок; организация деятельности комиссий, советов и иных общественных органов, образуемых при Р.У.; организация совместно с органами внутренних дел работы по охране правопорядка и безопасности; информирование жителей о деятельности органов власти города и района, отчет перед жителями о деятельности Р.У. и др.

Для своих функций и полномочий глава Р.У. на основании рекомендаций районного Собрания образует следующие комиссии и советы: по делам несовершеннолетних, административную, межведомственную, жилищную, конкурсную по нежилым помещениям, наблюдательную, гаражно-стояночную, по мелкорозничной торговле, по защите прав детей, координационный совет по информированию населения и оказанию содействия средствам массовой информации, попечительский совет. Комиссии Р.У. выполняют распорядительные и иные функции Р.У. в соответствии с положениями о комиссиях, утвержденными районным Собранием. В пределах своей компетенции У. может заключать договоры с государственными органами, предприятиями, учреждениями, общественными объединениями и гражданами, а также с Р.У. других районов для решения вопросов, представляющих совместный интерес. Материально-финансовые ресурсы района, используемые Р.У., составляют: собственность города, переданная Р.У. в оперативное управление; собственность, приобретенная на средства района; средства, переданные из бюджета г. Москвы для расходования в соответствии со сметой; дотации и субвенции из средств бюджета г. Москвы; средства внебюджетного фонда финансовых ресурсов района, других внебюджетных фондов района; заемные средства. В пределах утвержденной сметы доходов и расходов Р.У. самостоятельно распоряжается финансовыми ресурсами района.

Решения районного Собрания и распоряжения главы Р.У., принятые в пределах их полномочий, обязательны для исполнения как должностными лицами Р.У., так и находящимися на территории района предприятиями, учреждениями и организациями, а равно органами территориального общественного самоуправления. Р.У. является юридическим лицом, имеет гербовую печать, штампы, счета в банках.

В 2006 г. упразднено районное в городах МСУ, за исключением внутригородских территорий городов федерального значения Москвы и Петербурга (в 2014 г. восстановлено в городах, имеющих статус городского округа). То есть такие города-миллионники как Самара, Екатеринбург, Новосибирск и др., имеют районное деление, однако органов МСУ там нет. До 2003 г. система городского управления существенно отличалась для различных городов. В крупных городах действовали районные органы МСУ. Главные отличия систем МСУ до и после 2003 г., однако, были связаны с местной администрацией: в одних городах главой местной администрации был глава МО, избираемый всем населением, в других — назначаемый советом менеджер, наконец, были муниципалитеты, где администрации не было вовсе, а ее функции исполняли муниципальные учреждения, создаваемые советом. В настоящее время самой распространенной является следующая схема городского МСУ: избираемый населением совет, председатель которого является главой МО, местная администрация, которой руководит назначаемый советом по контракту глава местной администрации (менеджер).

В городах федерального значения, как указывалось выше, создана своя особая система МСУ.

Рассмотрим, как функционировала и как сегодня функционирует система МСУ в Москве.

До 2001 г. Уставом города Москвы предусматривалось, что система органов МСУ законодательно закрепляется по мере формирования социально-экономических, финансовых и организационных предпосылок. При этом Московская городская Дума и администрация Москвы имели двойной статус, одновременно обладая полномочиями как органов городского (местного) самоуправления, так и полномочиями органов государственной власти субъекта РФ.

Читайте также:  Кассовый аппарат с какого года обязателен

В Москве было образовано 125 районов, которые располагались в границах одного из 10 административных округов, возглавляемых префектами. Органом власти района являлось территориальное отделение городской администрации — районная Управа, в состав которой входили: районное Собрание (представительный орган), состоящее из избираемых населением советников; администрация района.

Изменения произошли в 2001—2003 гг. — в период активной президентской акции по приведению законодательства субъектов РФ в соответствие с федеральным, причем, не без вмешательства судебных инстанций.

Органы МСУ сегодня отделены от органов государственной власти, т.е. Дума и администрация Москвы не обладают полномочиями органов городского МСУ.

Осенью 2003 г. 125 районов Москвы законодательно оформлены как МО, при этом в границах одного административного округа расположено от 5 до 17 МО с численностью населения от 1300 человек (Кур- кино) до 152 500 человек (Ясенево).

Органы МСУ в МО имеют наименования:

  • 1) представительный орган МСУ — муниципальное Собрание внутригородского МО в Москве;
  • 2) глава МО — Руководитель внутригородского МО в Москве;
  • 3) исполнительно-распорядительный орган — муниципалитет внутригородского МО в Москве.

Наличие в структуре органов МСУ МО, муниципалитета и Руководителя МО является обязательным.

К вопросам местного значения относятся следующие:

  • • организация и осуществление опеки и попечительства;
  • • местный бюджет;
  • • организация местных и участие в организации и проведении городских праздников;
  • • охрана имущественных и неимущественных прав и интересов несовершеннолетних;
  • • информирование жителей о деятельности органов МСУ;
  • • согласование градостроительной документации;
  • • внесение в органы исполнительной власти Москвы предложений по строительству социально-значимых объектов; организации и изменению маршрутов, режима работы, остановок наземного городского транспорта.

К полномочиям органов МСУ по решению вопросов местного значения относятся:

  • 1) принятие устава МО и внесение в него изменений и дополнений, издание муниципальных правовых актов;
  • 2) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности;
  • 3) установление официальных символов муниципального образования;
  • 4) создание муниципальных предприятий и учреждений для решения вопросов местного значения, финансирование муниципальных учреждений, назначение и увольнение руководителей муниципальных предприятий и учреждений;
  • 5) формирование и размещение муниципального заказа;
  • 6) организационное, информационное и материально-техническое обеспечение подготовки и проведения муниципальных выборов, местного референдума в соответствии с федеральными законами и законами г. Москвы; проведение работы по повышению правовой культуры избирателей;
  • 7) учреждение печатного СМИ для опубликования муниципальных правовых актов, обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения, доведения до сведения жителей МО официальной информации о социально-экономическом и культурном развитии МО, о развитии его общественной инфраструктуры и иной официальной информации.

У московских органов МСУ контролирующие функции отсутствовали.

Среди переданных государственных полномочий можно выделить лишь «образование и организацию деятельности районных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав».

В соответствии с Уставом города Москвы МО в Москве имеют самостоятельные бюджеты, утверждаемые представительными органами МСУ. И теперь в Москве:

  • • МО Москвы обеспечиваются минимальными местными бюджетами путем закрепления доходных источников для покрытия минимально необходимых расходов местных бюджетов;
  • • минимально необходимые расходы местных бюджетов устанавливаются на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности, определяемых федеральными законами и законами г. Москвы;
  • • при недостаточности доходных источников выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности местного бюджета осуществляется путем предоставления финансовой помощи из бюджета г. Москвы. В этих целях в городском бюджете может формироваться фонд финансовой поддержки МО в порядке, определяемом законом г. Москвы.

В соответствии с Уставом города Москвы в собственности МО могут находиться средства бюджетов МО, имущество, иные объекты гражданских прав, приобретенные по основаниям и в порядке, не противоречащим федеральному законодательству и законодательству г. Москвы.

Порядок и условия передачи городом земель, объектов недвижимости и иного имущества в собственность МО определяются на основании городского закона, который представляет в городскую Думу Мэр Москвы.

Разграничение собственности между городом и МО осуществляется в соответствии с Уставом и городскими законами.

Перечень передаваемых в собственность МО объектов, находящихся в собственности города, определяется городским законом.

Город может передавать часть объектов, находящихся в его собственности, в управление МО в порядке и на условиях, установленных городскими законами.

Читайте также:  Некоммерческие организации могут осуществлять приносящую доход деятельность

После 2003 г. во всех 125 МО Москвы были приняты решения о совмещении даты муниципальных выборов с президентскими. В настоящее время выборы могут проводиться как по одномандатным, так и по многомандатным округам.

В марте 2004 г. в Москве были сформированы 125 органов МСУ.

Изменения в системе МСУ начались при мэре С. Собянине в 2012 г. До этого времени в Москве были 125 внутригородских МО города федерального значения, которые обладали одинаковыми полномочиями. В 2012 г. произошло присоединение к территории г. Москвы 21 МО из Московской области. В столице появилось три типа МО:

  • • муниципальный округ — МО, созданное в границах районов «старой» Москвы. Статус муниципального округа получили все 125 МО, существовавших в Москве до 2012 г.;
  • • городской округ — МО, имевшее статус городского округа в составе Московской области до 1 июля 2012 г. Этот статус получили два МО: городской округ Троицк и городской округ Щербинка;
  • • поселение — МО, имевшее статус «городское поселение» или «сельское поселение» в составе Московской области до 1 июля 2012 г. Статус поселения получили 19 МО.

Таким образом с 1 июля 2012 г. в состав города входят 146 МО.

Органами МСУ в МО Москвы являются:

  • • Совет депутатов МО (совет МО) — представительный орган МСУ (до 1 июля 2012 г. — Муниципальное собрание);
  • • Администрация МО — исполнительно-распорядительный орган (до 1 июля 2012 г. — Муниципалитет);
  • • руководитель МО — глава МО,
  • • другие органы МСУ, образуемые в соответствии с уставом МО.

В мае 2012 г. Мэр Москвы С. Собянин заявил, что полномочия муниципальных образований Москвы должны быть существенно расширены. Мэр заявил: «Ответственность за ситуацию в районе теперь будет делиться между управами и местным самоуправлением 50 на 50» [1] .

В 2012 г. полномочия органов местного самоуправления в муниципальных округов (районов «старой» Москвы) расширены. Депутаты 125 МО «старой» Москвы (и только эти МО) получили право:

  • • ежегодно заслушивать доклады главы управы района, руководителя государственного учреждения г. Москвы инженерной службы района, руководителя многофункционального центра предоставления государственных услуг, руководителя амбулаторно-поликлинического учреждения муниципального округа, руководителя центра социального обслуживания населения муниципального округа;
  • • выражать недоверие главе управы района;
  • • согласовывать ежегодный адресный перечень дворовых территорий для проведения работ по благоустройству, список многоквартирных домов для проведения капитального ремонта, а также контролировать ход выполнения этих работ;
  • • согласовывать выбор земельного участка для размещения гаражей и объектов религиозного назначения;
  • • согласовывать проект градостроительного плана земельного участка для объектов капитального строительства площадью до 1500 кв. м;
  • • согласовывать проект схемы размещения нестационарных торговых объектов, а также сезонных кафе.

Можно утверждать, что депутаты получили реальную возможность контролировать городскую администрацию.

Стала понемногу меняться к лучшему ситуация с муниципальными финансами. Заметим, что в 2016 г. бюджет г. Москвы был равен бюджету Лондона и составил 1,6 трлн руб. (25,3 млрд долл. США по доходам и 27,7 млрд долл. США по расходам) [2] , т.е. практически все местные вопросы решает государственная власть г. Москвы.

Система органов местной власти в Москве состоит из органов МСУ, действующих в 146 МО (в 125 МО «старой» Москвы и в 21 новых МО), а также из Московской городской Думы и исполнительных органов государственной власти: правительства, отраслевых, функциональных и территориальных органов (управ), когда эти органы государственной власти решают вопросы местного значения (вопросы, отнесенные к предметам ведения городского округа Федеральным законом № 131-ФЗ).

Еще в ходе осенней сессии 2009 г. фракция «Справедливая Россия» была намерена внести на рассмотрение Государственной Думы законопроект о МСУ в городах федерального значения — Москве и Санкт- Петербурге, который должен создать в Москве и Санкт-Петербурге действенную систему МСУ, которое «должно быть не только функцией, но и возможностью». Говоря о развитии МСУ в Москве, Миронов отметил, что реально все функции и полномочия находятся у префектур и управ, у МСУ, которое организовано в 125 районах, у них практически никаких ни функций, ни возможностей, ни полномочий нет. На сегодняшний день никаких подобных законопроектов в Госдуму не внесено.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector