Условия перераспределения земельных участков

Условия перераспределения земельных участков

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа, разработана совместно с ЗАО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Письмо Министерства экономического развития РФ от 24 августа 2018 г. № Д23и-4640 “О перераспределении земель и нескольких земельных участков”

Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее — Департамент недвижимости) рассмотрел обращение по вопросу перераспределения земель и нескольких земельных участков и в части своей компетенции сообщает.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — ЗК РФ) при перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких исходных смежных земельных участков прекращается.

При перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок.

Таким образом, положения абзаца второго пункта 1 статьи 11.7 ЗК РФ прямо указывают на то, что с землями может перераспределяться только один земельный участок.

При этом, по мнению Департамента недвижимости, расхождение в позициях относительно количества земельных участков, которые могут одновременно перераспределяться с землями, возникает в том числе в связи с использованием в статьях 39.28 и 39.29 ЗК РФ формулировки «перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности», из которой можно сделать вывод о допустимости перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, одновременно с землями и земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности,.

Вместе с тем, Департамент недвижимости отмечает, что согласно пункту 3 статьи 11.7 ЗК РФ главой V.4 ЗК РФ устанавливаются только случаи, при которых допускается осуществлять образование земельных участков путем перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, и порядок действий, обеспечивающих образование земельных участков таким способом.

При этом указанной главой не устанавливаются правила образования земельных участков путем перераспределения, в том числе: какие земельные участки могут быть исходными земельными участками (несколько смежных земельных участков либо земли и земельный участок) и какие последствия наступают (образуются несколько других смежных земельных участков, а существование исходных смежных земельных участков прекращается, либо существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок).

Таким образом, при перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель или земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, должны соблюдаться правила, установленные пунктом 1 статьи 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации.

С учетом изложенного, перераспределение земель и нескольких земельных участков, в том числе при соблюдении условий, указанных в пункте 1 статьи 39.27 и пункте 1 статьи 39.28 ЗК РФ, не допускается.

Кроме того, следует отметить, что перераспределение земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, и предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности либо образуемых из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регулируется разными главами ЗК РФ.

Такое разделение было введено не только в связи с разным порядком осуществления указанных процедур, но и в связи с тем, что перераспределение земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, не должно приводить к значительному увеличению площади земельного участка, находящегося в частной собственности, а призвано помочь устранить недостатки в землепользовании. В этом случае увеличение площади земельного участка является лишь побочным следствием, а не целью перераспределения.

Иное толкование положений ЗК РФ о перераспределении земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, обесценивает требования ЗК РФ о предоставлении земельных участков на торгах.

Если рассматривать другой способ образования земельных участков, предполагающий увеличение площади исходного земельного участка, а именно объединение земельных участков (статья 11.6 ЗК РФ), то следует отметить, что ЗК РФ запрещается объединение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности. Это также свидетельствует о необходимости установления барьера для увеличения площадей земельных участков, находящихся в частной собственности, в обход конкурсного порядка предоставления земельных участков.

Дополнительно Департамент недвижимости обращает внимание, что в соответствии со статьей 10 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. При этом органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2017 г. № 24-П практикообразующее значение имеют, по сути, только акты Президиума и Пленума Верховного Суда Российской Федерации, к ним не могут быть отнесены даже определения судебных коллегий Верховного Суда Российской Федерации по конкретным делам.

С учетом изложенного судебные акты, вынесенные по определенному делу, на основании определенных доказательств, не являются нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе не составляют правовой основы регулирования земельных отношений, установленной статьей 2 Земельного кодекса Российской Федерации.

С учетом приведенного дополнительного обоснования Департамент недвижимости подтверждает изложенную в письме Минэкономразвития России от 10 октября 2017 г. № Д23и-5855 позицию относительно невозможности перераспределения нескольких земельных участков и земель.

Читайте также:  Документы регламентирующие деятельность розничного торгового предприятия ип
Врио директора
Департамента недвижимости
М.В. Бочаров

Обзор документа

Согласно ЗК РФ при перераспределении нескольких смежных земельных участков образуется несколько других смежных участков, а существование исходных объектов прекращается. При перераспределении земель и земельного участка существование исходного участка прекращается и образуется новый участок. Таким образом, с землями может перераспределяться только один участок.

ЗК РФ регулирует:

— как перераспределять государственные земли и земельные участки и частные земельные участки;

— как предоставлять участки, которые находятся в госсобственности либо образуются из государственных земель или земельных участков.

Перераспределение государственных земель или земельных участков и частных земельных участков не должно приводить к значительному увеличению площадей последних.

Нельзя объединять государственные и частные земельные участки и позволять увеличивать площади последних в обход конкурса.

Порядок перераспределения земельных участков является довольно длительным и сложным юридическим процессом с большими временными затратами и использованием большого количества документации. Для того чтобы перераспределить земельные участки между несколькими собственниками, необходимо воспользоваться положениями Земельного Кодекса, который регулирует этот вопрос.

Изменение порядка перераспределение земли

Эта процедура включает в себя возможности как увеличения территории общей площади земельного участка, так и уменьшение, путем корректировки. Во втором случае, процедура может быть как с передачей площади другим собственникам, так и с принятием дополнительных участков в свою собственность. Однако при необходимости подобного процесса нужно учитывать, что нормативные акты и сопутствующие этому факторы изменились 01.01.2018 г.

Изменения в порядке перераспределения земельных участков с 1 января 2018 года.

Действие изменений в Федеральном законе Российской Федерации от 03 июля 2016 года № 334 началось в 2018 году. Они касались органов, которые уполномочены в выдаче разрешений и определения возможности перераспределения. Следует отметить, что подобные нововведения касаются участков, на которые не распространяется государственная ответственность. Они заключаются в следующем: если необходимо скорректировать границы участка с использованием земель с/х поселений, то первоочередное действие — это подача заявления в администрацию того района, куда территориально относится этот участок; если территория относится к сельским поселениям, то все вопросы должны быть решены исключительно на уровне органов местного самоуправления.

После проведения всех перераспределений, на владельца накладываются все полномочия по использованию этих участков. Земельный кодекс потерпел еще несколько поправок в начале 2018 года, которые, в основном, касались положений о перераспределении земель. Большинство обращений заключается в том, чтобы прибавить к своему участку еще и часть муниципальной земли. Подобные территории, которые отходят кому-то во владение, называются «прирезками». Стоит отметить, что эта процедура увеличения участка полностью соответствует требованиям закона. Можно сказать, что состоялся процесс узаконения самовольных захватов некоторыми владельцами смежных территорий. Однако, это не единственная причина, почему может появиться подобная необходимость.

Порядок процедуры перераспределения земельных участков с 1 января 2018 года.
При попадании участков в категории, при которых перераспределение невозможно, собственники обязаны осуществить следующие шаги:

  • В первую очередь, достигается первичная устная договоренность между собственниками земель;
  • Подача заявления в государственный муниципальный орган, чтобы оформить выдачу разрешения. Специалист кадастрового отдела обязан прийти и провести процесс перенесения границ. Без него ничего не состоится;
  • После перенесения границ, необходимо оформить письменное соглашение и подать его на утверждение в орган местного самоуправления;
  • Если просьба о перенесении границ была утверждена, стороны обязаны получить документальное подтверждение внесенных корректировок;
  • Участок с новыми территориальными границами должен быть поставлен на учет в Кадастровой палате;
  • После посещения Кадастровой палаты, владелец получает новый кадастровый паспорт, в котором зафиксированы новые утвержденные границы.

Кадастровые работы

Чтобы кадастровые работы состоялись, владелец земли должен обратиться либо к частному кадастровому инженеру, либо обратиться в специальную геодезическую фирму. Однако любая из организаций должна иметь документальное разрешение на проведение работ. В случае геодезической фирмы — это наличие лицензии на проведение межевых работ. Если же это кадастровый инженер, то он должен состоять в федеральном списке кадастровых работников на сайте Росреестра.

Если у каждого вновь образованного участка отсутствуют нарушения требований публичного и частного сервитутов, то Земельный департамент подтверждает проведенные изменения, которые были зафиксированы в Кадастровом плане. Не стоит исключать и того пункта правил, что требования к минимальным и максимальным размерам земельных участков должны быть соблюдены. Предъявление вещного права является обязательным пунктом при регистрации права собственности. Именно оно выступает в этом случае правоустанавливающим документом.

Условия перераспределения земельных участков

Для выполнения этой процедуры, выполните следующие условия:

  • в первую очередь, прийдите к устной договоренности между субъектами о перераспределении земельных участков;
  • главное условие проведения подобной процедуры — участки являются соседними и соприкасаются хотя бы с одной стороны;
  • если один из участков находится под арестом или санкциями — проведение процедуры невозможно;
  • для проведения этих работ необходимо присутствие кадастрового инженера; подготовленные документы вместе с заявлением подается в местное отделение Росреестра.

Классификация перераспределения земель

Нынешнее законодательство выделяет три основных типа возможных изменений границ, которые зависят от их собственников:

  1. Существует тип перераспределений, которые связаны только с муниципальной землей. Проведение процедуры возможно только в том случае, если участок одного ведомства переходит во владение другого учреждения (организации, министерства);
  2. Второй тип относится к перераспределению участков между физическими либо юридическими лицами. Для подтверждения перераспределения необходимо подписать соглашение между сторонами. Провести это можно только с разрешения государственных органов;
  3. Третий тип является объединением первого и второго, то есть перераспределение земель между частной собственностью и государственным владением. Возможности межевания определяются особым регламентом. Важную роль также играет целевое использование участка собственником и назначение муниципальных территорий.
Читайте также:  Приказ об отчуждении транспортного средства организации

Документы для перераспределения земельных участков

Для успешной подачи заявления, подготовьте следующий пакет документов: оформленное юридическим или физическим лицом заявление:

  • если не было регистрации в Едином государственном реестре недвижимости, предоставьте документальное подтверждение того, что присутствует право на территорию;
    если отсутствует проект межевания территории, нужно подготовить карту расположения собственности, так как на основании именно этого документа происходит перераспределение земли;
  • документальное подтверждение права представителя от заявителя, особенно важно, если заявление подает не сам заявитель;
  • Если же в процессе участвует иностранное юридическое лицо, то нужен нотариально заверенный перевод документов о государственной регистрации на русский язык. Заявление о перераспределении земельных участков Относительно пункта 2 статьи 39.29 Земельного Кодекса Российской Федерации, при оформлении заявления об увеличении площади участка, необходимо включать следующие данные: реквизиты проекта межевания территории; основную информацию о заявлении (паспортные данные, ФИО, реквизиты и адрес); кадастровый номер участка, к которому относится прирезок; кадастровый номер участка, подлежащего увеличению.

Если это дачные или садовые объединения, проект межевания территорий должен находиться у органов исполнительной власти или в правлении товарищества, которые предоставили земли данным объединениям. Соглашение о перераспределении земельных участков. Исключительно в письменной форме необходимо составлять соглашение между субъектами договора. Договор подписывается между заинтересованным лицом и земельным ведомством.

На основе межевания проводится перераспределение земельных участков частного или же муниципального землеведения. Однако практика показывает, что субъектами может выступать одно и то же лицо, то есть собственником и заинтересованным лицом. В подобных ситуациях, за решение отвечает ответственный орган. Соглашение должно включать в себя следующее:

  • данные о праве собственности сторон на заявленные земли;
  • данные о землевладельцах;
  • технические характеристики земельных территорий.

Запрет на перераспределение земельных участков с 1 января 2018 годаПосле принятия нового закона, состоялись изменения, при которых возможен отказ в проведении перераспределения. Это может случиться при следующих вариантах:

  • если не проводилась процедура межевания к заявленным землям для изменения границ за счет друг друга (чтобы исправить эту ситуацию, необходимо предварительно внести в пункт плана предварительное обозначение границ участка);
  • если государственный участок, который находится под рассмотрением, был предварительно выставлен на аукцион;
  • произойдет отказ, если земли принадлежат двум разным территориальным образованиям;
    земельные участки не являются смежными, то есть ни одна из сторон земель не соприкасается;
    если земли, которые подлежат перераспределению, имеют разные категории разрешенного использования (к примеру, одна под ИЖС, а вторая исключительно под сельское хозяйство). Для изменения этой ситуации необходимо собрать соответствующие документы и подать заявление на изменение назначения особым распоряжением государственных органов.

Стоимость перераспределения земельных участков

Плата за увеличение площади земельных участков, которые находились в частной собственности, за счет перераспределения их с другими земельными участками, которые были во владении муниципальной собственности либо государства, должна определяться, основываясь на следующих принципах:

  • Относительно порядка, который установлен Правительством Российской Федерации, что относится к земельным участкам из федеральной собственности;
  • Орган местного самоуправления выносит порядок в отношении земельных участков, которые находятся исключительно в муниципальной собственности;
  • В отношении земельных участков был установлен порядок органом государственной власти субъекта Российской Федерации, который относится к земельным участкам, что находятся в собственности субъекта Российской Федерации, земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.

Вывод

Стоимость прирезаемого участка основывается исключительно на его кадастровой стоимости. Это может быть 15% от кадастровой стоимости, если площадь не превышает норму. Второй вариант — полная кадастровая стоимость, если площадь превышает норму более чем на 10%.

Главная > Земельное право > Порядок перераспределения земельных участков в 2019 году

01.08.2018 1 072 просмотров

Несмотря на то, что с 2014 года, законодатель утвердил порядок перераспределения земельных участков, до сих пор нередки случаи самовольного расширения площади собственного надела за счет чужих владений. Самозахват государственной и муниципальной земли является административным правонарушением, и соответственно карается штрафными санкциями.

Что это такое

Чтобы легально присоединить дополнительную территорию к своему участку, следует обратиться к ст. 11.7 ЗК РФ. Исходя из смысла данного нормативно-правового акта, граждане вправе изменить границы и конфигурацию своего участка, за счет земли, находящийся в собственности государства или муниципалитета. Фактически процедура перераспределения земли подразумевает под собой совокупность кадастровых работ, позволяющих скорректировать границы смежных участков.

При этом в силу ст. 11.7 ЗК РФ, образуются новые наделы, а исходные перестают существовать. Если территория принадлежала частному землевладельцу, то после прохождения процедуры перераспределения, соответствующие правомочия возникают согласно соглашениям, достигнутым между собственниками.

С помощью данной процедуры землю можно не только увеличить, но и уменьшить, отдав участок или его часть другому лицу.

Чаще всего необходимость перераспределения участка возникает, если нужно провести коммуникации, например водопровод, а также в соответствии с судебным решением или при разделе территории между несколькими гражданами. Кроме того, перераспределение целесообразно, если отступ от жилого дома составляет менее трех метров, следовательно, с помощью данной процедуры, границы участка можно передвинуть за счет смежной земли.

Читайте также:  Какие здания должны быть в городе

В силу ст. 39.28 ЗК РФ, перераспределение земли, которая принадлежит государству или муниципальному округу, допускается в пределах застроенных территорий, если было принято решение об их развитии и заключен соответствующий договор.

Требования, которым должны соответствовать участки

Перераспределены могут быть не все земли, так как законодатель установил ряд ограничений. В частности, процедурой можно воспользоваться если:

  • Были проведены геодезические работы по межеванию земли. После установления четких границ, земельные наделы, согласно отечественному законодательству поставлены на кадастровый учет;
  • Присоединяемая площадь является государственной или муниципальной собственностью;
  • Территория земли, находящаяся в собственности у частного землепользователя в результате перераспределения должна быть не больше предельно возможного размера;
  • Земля должна иметь одно целевое назначение;
  • Допускается передел только смежных участков;
  • Земли, участвующие в процедуре, должны относиться к одной административной территории, во избежание изменения границ муниципалитета;

Следует учитывать, что в процессе перераспределения могут участвовать только граждане РФ, являющиеся собственниками земельных наделов. При этом участок должен быть предназначен для ИЖЗ, ЛПХ, садоводства или огородничества.

Чтобы осуществить перераспределение земли, владелец участка должен обратиться в компетентные органы.

Процедура и порядок перераспределения

Процедура перераспределения земли неизменно начинается с посещения уполномоченной организации, например городской администрации, которая вправе принимать заявления о перераспределении земли. В заявлении, согласно ст. 32.29 ЗК РФ, указываются следующие сведения:

  • Паспортные данные заявителя и координаты для связи;
  • Наименование, местонахождение юридического лица, его регистрационные данные, если оно является участником перераспределения;
  • Кадастровая информация смежных земельных наделов;
  • Реквизиты проекта межевания земли.

Перечень прилагаемой документации

К заявлению прикладываются документы необходимые для перераспределения, в частности:

  • Доверенность представителя, уполномоченного блюсти интересы заявителя;
  • Схема местоположения земли, если нет проекта межевания;
  • Копия документа, подтверждающего право собственности;
  • Копии материалов удостоверяющих право на надел, в том случае, если у лица право собственности не зарегистрировано в ЕГРН;
  • Заверенный нотариусом перевод всей необходимой документации, свидетельствующей о государственной регистрации, на русский язык, если участником является иностранная организация.

Обратите внимание! Если проект межевания отсутствует, то заявить должен будет самостоятельно составить смеху расположения надела на кадастровом плане территории.

По факту рассмотрения заявления, в течение 30 дней после его получения, и проверки всех предоставленных заявителем документов, компетентный орган может дать согласие на перераспределение территорий, согласно проекту межевания, так и направить мотивированный отказ в заключение соглашения.

В том случае, если заявитель получил от уполномоченной организации согласие на перераспределение земель, то он за счет своих денежных средств организует проведение кадастровых работ, для того, чтобы поставить новообразованный участок на кадастровый учет. Кадастровый паспорт понадобится для последующего заключения соглашения.

Напоминаем, что даже если Вы досконально изучите все данные, находящиеся в открытом доступе, это не заменит Вам опыта профессиональных юристов!
Чтобы получить подробную бесплатную консультацию и максимально надежно решить Ваш вопрос — Вы можете обратиться к специалистам через онлайн-форму .

Соглашение

В соответствии отечественным земельным законодательством, перераспределение земель происходит путем заключения добровольного соглашения между двумя собственниками, которыми являются государство или орган местного самоуправления, уполномоченный предоставлять участки и частный землевладелец. Документ, составленный в простой письменной форме, должен обязательно содержать следующую информацию:

  • Дату и место заключения соглашения;
  • Персональные данные о землевладельцах;
  • Обоснование проведения процедуры;
  • Идентификация земли, которая будет перераспределена;
  • Подписи сторон.

После подписания договора, за прирезаемый участок заявитель должен заплатить определенную денежную сумму. Размер выкупа устанавливается компетентным органом, и зависит от кадастровой стоимости надела. Если земля является федеральной собственностью, то выкуп будет составлять 15 % от кадастровой цены.

Здесь вы можете скачать образец соглашения о перераспределении земельных участков.

Составленное по всем правилам и подписанное сторонами соглашение о перераспределении земли является основанием для оформления заявителем права собственности. Для этого нужно будет подготовить необходимую документацию и обратиться непосредственно в Росреестр или в МФЦ.

Причины отказа в соглашении

Основания отказа в перераспределении надела с муниципальной землей, а также с находящейся в государственной и частной собственности, перечислены в ст. 39.29 ЗК РФ, в частности они, сводятся к следующему:

  • Участок относится к категории земель, в отношении которых запрещено перераспределение;
  • Наделы различаются по своему целевому назначению;
  • Земельные наделы не являются смежными;
  • Не получено письменного согласия, если участки обременены правами третьих лиц;
  • На земельном наделе, который будет образован в результате проведения перераспределения, будут находиться объекты недвижимости, относящиеся к государственной, муниципальной или собственности граждан;
  • В проект межевания входит земля, которая была изъята из гражданского оборота или ограничена в нем;
  • Земельные владения относятся к различным муниципальным образованиям;
  • Земля была ранее зарезервирована для государственных нужд или муниципальных;
  • Участок является предметом аукциона, о проведении которого было надлежащем образом извещено;
  • Если после проведения перераспределения новый участок будет превосходить максимально допустимую величину;
  • Необходимо уточнение границ надела, принадлежащего частному землевладельцу;
  • Схема надела не соответствует планировке территории, землеустроительным документам.

Имейте в виду! Полученный отказ о перераспределении земельной территории должен быть обоснованным, с указанием причины запрета проведения данной процедуры.

Таким образом, территорию можно перераспределить между соседями, для изменения кадастрового плана, если у них существуют разногласия по поводу границ смежных участков, а также законным способом увеличить владения за счет государственной или муниципальной земли. Существенным плюсом таких прирезок является их стоимость, представляющая небольшой процент от кадастровой цены земли.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector