Уведомление об отказе в возбуждении уголовного дела

Уведомление об отказе в возбуждении уголовного дела

1. При отсутствии основания для возбуждения уголовного дела руководитель следственного органа, следователь, орган дознания или дознаватель выносит постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Отказ в возбуждении уголовного дела по основанию, предусмотренному пунктом 2 части первой статьи 24 настоящего Кодекса, допускается лишь в отношении конкретного лица.

1.1. Решение об отказе в возбуждении уголовного дела в связи с мотивированным постановлением прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного следствия для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства, вынесенное на основании пункта 2 части второй статьи 37 настоящего Кодекса, может быть принято только с согласия руководителя следственного органа.

2. При вынесении постановления об отказе в возбуждении уголовного дела по результатам проверки сообщения о преступлении, связанного с подозрением в его совершении конкретного лица или лиц, руководитель следственного органа, следователь, орган дознания обязаны рассмотреть вопрос о возбуждении уголовного дела за заведомо ложный донос в отношении лица, заявившего или распространившего ложное сообщение о преступлении.

3. Информация об отказе в возбуждении уголовного дела по результатам проверки сообщения о преступлении, распространенного средством массовой информации, подлежит обязательному опубликованию.

4. Копия постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в течение 24 часов с момента его вынесения направляется заявителю и прокурору. При этом заявителю разъясняются его право обжаловать данное постановление и порядок обжалования.

4.1. По уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 198 — 199.4 Уголовного кодекса Российской Федерации, копия постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в течение 24 часов с момента его вынесения направляется в налоговый орган или территориальный орган страховщика, направившие в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и (или) законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний материалы для принятия решения о возбуждении уголовного дела.

5. Отказ в возбуждении уголовного дела может быть обжалован прокурору, руководителю следственного органа или в суд в порядке, установленном статьями 124 и 125 настоящего Кодекса.

6. Признав постановление органа дознания, дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, прокурор отменяет его и направляет соответствующее постановление начальнику органа дознания со своими указаниями, устанавливая срок их исполнения. Признав отказ руководителя следственного органа, следователя в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, прокурор в срок не позднее 5 суток с момента получения материалов проверки сообщения о преступлении отменяет постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, о чем выносит мотивированное постановление с изложением конкретных обстоятельств, подлежащих дополнительной проверке, которое вместе с указанными материалами незамедлительно направляет руководителю следственного органа. Признав отказ руководителя следственного органа, следователя в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, соответствующий руководитель следственного органа отменяет его и возбуждает уголовное дело либо направляет материалы для дополнительной проверки со своими указаниями, устанавливая срок их исполнения.

7. Признав отказ в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, судья выносит соответствующее постановление, направляет его для исполнения руководителю следственного органа или начальнику органа дознания и уведомляет об этом заявителя.

Комментарий к Ст. 148 УПК РФ

1. В части первой комментируемой статьи говорится, что в возбуждении уголовного дела должно быть отказано при отсутствии оснований для этого, а основанием для возбуждения уголовного дела является наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления. Таким образом, по буквальному смыслу данной нормы основанием для отказа в возбуждении уголовного дела может служить только отсутствие достаточных данных, указывающих на признаки преступления. Однако из сопоставления комментируемой статьи с нормами главы 4 «Основания для отказа в возбуждении уголовного дела, прекращения уголовного дела и уголовного преследования» (см. текст статей 24 и 27 УПК, а также комментарий к ним) явствует, что в возбуждении уголовного дела должно быть отказано не только при отсутствии оснований для такого возбуждения, но и при наличии оснований и одновременном наличии обстоятельств, исключающих движение уголовного дела, таких, как истечение сроков давности, смерть подозреваемого, отсутствие заявления потерпевшего, когда такое заявление необходимо по закону, наличие акта амнистии и др. (см. текст статей 24 и 27 УПК, а также комментарий к ним).

2. Не требует процессуального реагирования заявление, содержащее сведения о событии или деянии, которое является криминальным только по мнению самого заявителя, а в действительности же, с точки зрения уголовного закона, полностью безразлично. Так, если отец забрал из квартиры своего ребенка вопреки воле матери, а последняя просит привлечь его к уголовной ответственности за похищение человека, заявление об этом не порождает уголовно-процессуальных правоотношений и не нуждается ни в регистрации как заявление о преступлении, ни в реагировании путем вынесения постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. Заявителю должна быть кратко разъяснена юридическая сущность обстановки. С этой точки зрения, заслуживает критического отношения к себе закрепленное в части первой статьи 148 УПК правило, согласно которому отказ в возбуждении уголовного дела за отсутствием состава преступления допускается лишь в отношении конкретного лица. Установление и тем более розыск лица, заведомо невиновного и не совершившего преступления, лишь затем, чтобы вынести постановление об отказе в возбуждении уголовного дела с упоминанием его фамилии, представляются нелепостью.

3. Если при отказе в возбуждении уголовного дела выяснится, что сообщение о готовящемся или совершенном преступлении носило характер заведомо ложного доноса (статья 306 УК) либо другого уголовно наказуемого деяния, прокурор, следователь, орган дознания обязаны рассмотреть вопрос, дать ему юридическую оценку и решить вопрос о возбуждении дела публичного обвинения на общих основаниях и в обычном порядке.

Читайте также:  Балкон относится к жилой площади

4. Если решение об отказе в возбуждении уголовного дела принято по результатам сообщения о преступлении, опубликованного в средствах массовой информации, то информация о таком отказе также подлежит опубликованию, с тем чтобы ложное сообщение о преступлении было дезавуировано и общество знало о действительном положении дела. Данное правило (часть третья статьи 148 УПК) является одним из проявлений гласности в деятельности органов уголовного преследования и призвано служить укреплению их авторитета и воспитанию гражданского правосознания.

5. В процессе реформирования правоотношений прокуратуры и органов расследования часть шестая комментируемой статьи претерпела многочисленные изменения (начиная с 2007 г.). В современном обличье она: а) сохраняет традиционное процессуальное полновластие прокурора по отношению к органу дознания в стадии возбуждения уголовного дела, придавая прокурорскому постановлению об отмене постановления органа дознания об отказе в возбуждении уголовного дела и указаниям, вытекающим отсюда, в том числе своему прямому предписанию о возбуждении уголовного дела и производстве дознания, обязательный характер; б) возвращает прокурору отсутствовавшее у него с 2007 г. право отменить незаконное или необоснованное постановление руководителя следственного органа и следователя об отказе в возбуждении уголовного дела и направить руководителю следственного органа свое постановление о такой отмене с изложением обстоятельств, подлежащих дополнительной доследственной проверке, но не возвращает прокурору права ни самому возбудить уголовное дело, ни предписать руководителю следственного органа, следователю сделать это в обязательном порядке; в) сохраняет право «соответствующего» руководителя следственного органа отменить постановление нижестоящего руководителя следственного органа, а равно подчиненного следователя об отказе в возбуждении уголовного дела и лично возбудить уголовное дело или направить материалы доследственной проверки со своими указаниями.

6. Незаконный и (или) необоснованный отказ в возбуждении уголовного дела — явление распространенное, для потерпевшего — болезненное, а с точки зрения назначения уголовного судопроизводства (пункт 1 части первой статьи 6 УПК) — нетерпимое. Оно препятствует доступу потерпевшего к правосудию. Решение (постановление) об отказе может быть обжаловано: если его принял следователь — руководителю следственного органа, прокурору или в суд, а если такое решение принято органом дознания — прокурору или в суд. В судебном порядке на основании статьи 125 УПК РФ могут быть обжалованы и решения руководителя следственного органа, а также прокурора, принятые по жалобе потерпевшего по вопросу об отказе в возбуждении уголовного дела.

7. Если о решении правоохранительного органа об отказе в возбуждении уголовного дела гражданину сообщено официальным письмом, а постановление об отказе вообще не выносилось, заинтересованное лицо может обжаловать в судебном порядке как само решение по существу, так и невыполнение правоохранительным органом государства своей обязанности отреагировать на заявление или сообщение о преступлении способом, прямо указанным в законе (см. Определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ по жалобе Лукина // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2007. N 9. С. 15, 16).

На какой закон ссылаться, если срок прошел?

Дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения.

Руководитель следственного органа, начальник органа дознания вправе по мотивированному ходатайству соответственно следователя, дознавателя продлить до 10 суток срок, установленный частью первой настоящей статьи. При необходимости производства документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, исследований документов, предметов, трупов, а также проведения оперативно-розыскных мероприятий руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток с обязательным указанием на конкретные, фактические обстоятельства, послужившие основанием для такого продления.

По результатам рассмотрения сообщения о преступлении орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель следственного органа принимает одно из следующих решений:

1) о возбуждении уголовного дела в порядке, установленном статьей 146 настоящего Кодекса;

2) об отказе в возбуждении уголовного дела;

3) о передаче сообщения по подследственности в соответствии со статьей 151 настоящего Кодекса, а по уголовным делам частного обвинения — в суд в соответствии с частью второй статьи 20 настоящего Кодекса.

2. О принятом решении сообщается заявителю. При этом заявителю разъясняются его право обжаловать данное решение и порядок обжалования.

Если принято решение об отказе — то заявитель не является потерпевшим. А уведомление направляется незамедлительно после принятия решения.

Жалоба на постановление об отказе в возбуждении дела представляет собой процессуальный документ, направленный на защиту интересов участников проверочных мероприятий и предварительного расследования. Причиной такого обжалования постановления в отказе в возбуждении уголовного дела может служить несоблюдение правоохранителем тех правил, что подробно обозначены в уголовно-процессуальном законе.

Отказ в возбуждении дела

Поступление сообщения о преступлении рассматривается как начальный этап расследования и проверочных мероприятий. Не каждое общественно опасное посягательство сразу же влечёт за собой начало производства по делу, поскольку правоохранители должны прежде проверить все факты и события, о которых им стало известно. Именно указанные действия позволяют принять решение – возбуждать дело или нет.

Основанием для возбуждения дела всегда выступает установление полноценного состава преступления. Отсутствие одного из объективных и субъективных признаков не допускает возбудить производство.

Прежде чем говорить об отказе правоохранителей возбудить дело, следует рассмотреть саму суть проверочных мероприятий. Следователи обязаны проверить поступившие к ним или же в дежурную часть полиции сообщения о преступлениях. Не каждое заявление будет содержать в себе состав деяния, соответственно, возбуждать дело будет нельзя.

Читайте также:  Кассовый аппарат с какого года обязателен

Однако выделяют такие виды посягательств, при которых дело может возбуждаться сразу же после поступления сообщения. Например, поджог, как только будет установлена указанная причина пожара, независимо от того, есть подозреваемый или нет, побои, избиение, когда жертва указывает на виновного человека, убийство, изнасилование, вред здоровью и так далее.

С учётом характера посягательства и проведённых мероприятий по проверке сообщения о нём, правоохранитель в итоге принимает решение.

Возможны следующие варианты:

  1. Постановление о возбуждении дела. Соответственно, дознаватель принимает его к производству и начинает расследование.
  2. Передача сообщения сразу в суд или по подследственности, что не исключает дальнейшего возбуждения производства.
  3. Постановление об отказе в возбуждении производства по делу. Именно такое решение исключает дальнейшее расследование, о чём обязательно сообщается прокурору и руководству.

Любое решение при этом должно быть обосновано и раскрыто с отсылкой к конкретным нормам закона.

Отказ в возбуждении уголовного дела определяется непосредственно следователем или дознавателем, который принял в свою работу материалы. Делается это на основании изучения и исследования получаемых материалов, а регламентируется прежде всего ст. 148 в УПК РФ. Подобное решение со стороны правоохранителей вызвано тем, что нет оснований для возбуждения дела, но нередко практика также показывает, что проверочных мероприятий было недостаточно для установления истины, что и создаёт брешь во всём деле.

Процедура отказа возбудить дело, то есть фактически осуществить аннулирование сообщения и материалы проверки, отправив их в архив, предусматривает работу двух подразделений правоохранительных структур:

  • дознание или следствие, где непосредственно исследуются все обстоятельства и требуется обосновать полученные выводы;
  • прокурор и руководитель следственного органа, который проверяет вынесенное постановление и в случае чего отменяет его.

При этом по факту законодатель никак не ограничивает возможность следователя несколько раз отказывать в возбуждении производства.

Проверка может длиться неопределённый промежуток времени, поскольку дознание и следствие, получая отмену на отказ в возбуждении дела, снова проводят проверку, устраняют обозначенные прокурором ошибки и снова прекращают расследование. Длиться эта процедура будет, соответственно, пока стороны не придут к согласованию того или иного решение, то есть пока прокурорская проверка не придёт к выводу, что оснований для расследования нет, либо пока следователь не выявит новые факты, которые вынудят начать расследование.

Само постановление о прекращении работы также может стать причиной его отмены или обжалования со стороны участников процесса.

Поэтому к нему предъявляются требования, направленные на то, чтобы следствие полноценно отразило события преступления, причины по которым проступок не может рассматриваться, как общественно опасный, отсылки к законам, в том числе тем, что потенциально могли служить основой для квалификации деяния, но не могут применяться ввиду несоответствия признаков диспозиции фактическим событиям.

Обжалование отказа

Обжалование постановления об отказе в возбуждении уголовного дела выступает одним из средств защиты интересов участников процесса проверочных мероприятий, на основании поступившего в органы дознания и следствия сообщения о преступлении. При этом чаще всего данный метод используется потерпевшими от преступников лицами.

Инициатива оспаривания и жалоба на постановление об отказе в возбуждении уголовного дела может исходить только от лица, чьи интересы были нарушены подобным процессуальным актом, что объясняется публичным порядком действий.

Последняя редакция Уголовно-процессуального кодекса подробно отражает порядок уведомления заинтересованных лиц при вынесении решения об отказе, что и позволяет им реализовать своё право на обжалование. Все участники процесса (потерпевший, подозреваемый) должны быть уведомлены о принятом решении. Документ им так же, как и руководству, направляется не позднее двадцати четырёх часов после его вынесения.

Гражданам также важно понимать, что можно сделать, если документ получен не был, поскольку наличие на руках акта даёт все основания для реализации права направления жалобы

Возможно несколько вариантов действий:

  1. Осуществление звонка в дежурную часть или следственный орган, куда было передано сообщение о преступление. Гражданину обязаны дать разъяснение о том, в какой стадии находится проверка и, если было отказано в возбуждении производства, обеспечить направление уведомления об этом.
  2. Лично посетить уполномоченного сотрудника, в работе которого находится заявление, и получить постановление самостоятельно.
  3. Направить жалобу в прокуратуру на то, что сотрудник полиции отказывается выдать документ. Нередко такое происходит ввиду отсылки следователя или дознавателя на то, что документ уже направлен, просто тот пока не попал к адресату.

Распространённым считается вариант личного посещения того должностного лица, которое ведёт проверку. Сведения о сотруднике можно также узнать в отделе полиции.

Если постановление было получено, но итог не устраивает гражданина, то далее реализуется право на обжалование, при котором важно определить, куда следует обращаться.

Здесь возможно несколько вариантов:

  • начальник правоохранительного органа, принявшего сообщение о преступлении, который будет обязан на основании жалобы проверить работу сотрудников;
  • прокуратура, обладающая широким кругом полномочий, позволяющим координировать дальнейший ход проверки;
  • суд, предусматривающий в процессе судопроизводства вынесение определения, которое будет направлено на отмену постановления и установление обязанности правоохранителей, устранить все выявленные нарушения.

Действенным считается вариант с обращением к судебным органам, поскольку определения по итогу рассматривания жалобы, будет носить высшую юридическую силу, а неисполнение решения судьи повлечёт за собой меры ответственности.

Также для граждан существует несколько способов подачи жалобы. Необязательным считается личное обращение, допустимы и иные варианты:

  1. Привлечение представителя с предъявлением документа, подтверждающим право лица на совершение данных процессуальных действий (юристы, адвокаты, законные представители несовершеннолетних и так далее).
  2. Использование почтовых услуг. Допускается также без личного участия просто направить жалобу и ждать ответа о дальнейшей судьбе заявления.
Читайте также:  Эпизод это в литературе определение

Если обращение осуществляется в суд, то чаще всего применяется почтовый вариант, когда речь идёт о прокуроре или руководстве следственного органа, то граждане предпочитают согласно практике личное посещение.

Условия подачи жалобы

Реализация обжалования процессуальных актов со стороны следствия отличается от процедуры, предполагающей апелляционное оспаривание решения суда. Эти институты схожи по своей сути, но различны по условиям и принципам реализации. Определяются иные сроки обжалования постановления в отказе в возбуждении уголовного дела, составление заявления и характер обращения.

Заинтересованное лицо может написать заявление и оспорить постановление до истечения срока давности уголовного преследования, который определяется с учётом тяжести совершённого деяния (минимум два года, максимум пятнадцать лет).

Различие органов, рассматривавших обращения граждан, формирует и отличные друг от друга группы условий направления такого обращения. Первая группа условий относится к направлению заявления в такую структуру, как прокуратура.

Предусмотрены следующие аспекты:

  • порядок рассмотрения обращения прокурором должен проходить исключительно в рамках статьи 124 УПК РФ;
  • период для рассмотрения здесь варьируется с трёх до десяти дней, с учётом характера и тяжести конкретного случая;
  • прокурор может контролировать работу следствия, давать поручения и назначать мероприятия проверки, но не имеет возможности самостоятельно возбуждать дело;
  • принять к рассмотрению заявление должны не позднее двух суток, после чего гражданин может получить информацию о том, кто координирует вопрос;
  • прокурор может внести представление руководству следствия или дознания, которые в последствие вынесут приказ или распоряжение о привлечении сотрудников органов к дисциплинарной ответственности за неположенные по службе действия, но об это лучше упоминать непосредственно в обращении;
  • направляется документ только в районную прокуратуру, обращение в областной орган следует осуществлять только в случае недовольства работой местной структуры.

Также по итогу рассмотрения уполномоченный орган обязан выдать копию решения, которую допустимо запросить самостоятельно или дождаться по почте.

Вторая группа условий предусмотрена на случай обращения непосредственно к помощи судов:

  1. Рассмотрение обращения может происходить только в районном суде (мировые судьи полномочиями оспаривания не наделены), который относится к территории осуществления деятельности конкретного правоохранительного органа.
  2. Нет необходимости сначала подавать заявление прокурору или руководителю следственного органа.
  3. Обращение может содержать в себе требования отменить не только первое постановление об отказе, но и все последующие. Кроме того, обжалованию допустимо подвергнуть и бездействия прокурора.
  4. Госпошлина за данный вариант оспаривания не платится. Указанные процессуальные действия бесплатные.
  5. При рассмотрении обязательно присутствует помощник прокурора, а сам процесс регламентируется статьёй 125 УПК РФ.
  6. Суду на исследование переданных сведений даётся пять дней, после чего должно быть вынесено определение.

Присутствие заявителя в процессе рассмотрения заявления не требуется. Заинтересованному лицу направляется копия решения суда. Изменения порядка действий можно свободно читать в правовой системе Консультант Плюс.

Составление заявления

Помимо представленных выше требований, заинтересованный субъект должен обращать внимание на содержание и структуру подаваемого документа при его оформлении. Обращение предусматривает полное отражение ситуации и сведений, которые позволят оценить дело и действия, совершённые следствием в ходе проверки.

Несоблюдение требований и пунктов при составлении заявления будет означать прекращение судом рассмотрения вопроса и возврат бумаги отправителю.

Итак, первый момент – содержание.

Информация может излагаться в свободной форме, но обязательно должна включать в себя ряд важных сведений:

  • наименование органа, куда подаётся документ;
  • сведения о заявителе, в частности, контактные данные для дальнейшей связи;
  • суть дела, причины, по которым гражданин решил, что действия должностного лица незаконные и требуют пересмотра;
  • доказательства и отсылки к материалам проверки для подтверждения собственной позиции;
  • отсылка к закону, позволяющему направлять такую жалобу;
  • сформулированная просьба пересмотреть решение следственного органа и отменить постановление.

Завершается документ обязательно датой и подписью заинтересованного лица или его представителя.

Ещё один важный момент – структура документа. Здесь предполагается формирование нескольких блоков отражения информации, которые и будут включать в себя указанные выше сведения.

Относят сюда следующее:

  1. Шапка. Здесь отражаются сведения об органе, рассматривающем обращение, и другой стороне процесса – заявителе, его представителе.
  2. Заголовок обращения, который должно точно отражать, на что подаётся жалоба.
  3. Основная часть. Именно здесь предусматривается полное отражение всех событий, фактов, причин и аргументов, имеющихся у гражданина в защиту своих интересов, криминальные характеристики преступления, суть обвинения. Изложение должно быть максимально подробным и раскрытым. При необходимости должны быть зафиксированы отсылки к документам или материалам, которые также можно приложить к заявлению.
  4. Заключительная часть. Здесь излагается само требование отменить ранее вынесенное решение, отправить дело на дополнительную проверку и даже привлечь конкретное должное лицо к дисциплинарной ответственности.

Если заявитель прилагает какие-либо документы, что необходимо в большинстве случаев, то отдельно также формируется приложение с перечислением всех предоставляемых бумаг. Образец документа можно скачать в любой правовой системе или обратиться в юридический центр за помощью.

Таким образом, такое рассматриваемое средство защиты интересов участников уголовного процесса, как жалоба на отказ от начала производства по уголовному делу, представляет собой документ, составляемый заинтересованным лицом или его представителем с обоснованием выявленных нарушений и фактов бездействия должностных лиц. В результате такого процесса суд или прокуратура будут обязаны проверить законность работы той или иной правоохранительной структуры и вынести соответствующее решение в интересах граждан.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector